Метод проектов как эффективное средство развития творческого потенциала личности в обучении детей бисероплетению. (Из опыта работы)


Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Беловский дом детского творчества»
Беловского района Курской области
Метод проектов как эффективное средство развития творческого потенциала личности в обучении детей бисероплетению.
(Из опыта работы)
Выполнила:
педагог дополнительного образования
руководитель д/о «Бусинка»
Семишкурова Елена Николаевна
Сл. Белая,2013г.
Содержание:
Введение------------------------------------------------------------------------------- 3
1. Теоретические основы проектной деятельности.------------------------ 5
1.1. Понятие метода проектов.---------------------------------------------------- 5
1.2. Обоснование выбора метода проектов.------------------------------------- 6
2. Проектная деятельность обучающихся в д /о «Бусинка»--------------- 6
2.1. Организация проектной деятельности детей.------------------------------ 7
2.2. Реализация метода проектов по упрощенной схеме.--------------------- 8
3. Проекты детей по бисероплетению.------------------------------------------ 9
4. Заключение------------------------------------------------------------------------- 10
5. Использованная литература----------------------------------------------------- 11
Введение.
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме».                            
  В.А. Сухомлинский
Какими бы задатками ни обладал бы ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю, укрепляет внимание и память. Очень важно развивать интерес к познанию и творчеству.
Творческий человек, как правило, более успешен во всем: от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию воспитанников к творчеству, создать условия для развития их творческих способностей. Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы работы с детьми. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу творческих проектов.
Актуальность работы определяется необходимостью в разработке механизма использования метода проектов в процессе реализации дополнительной образовательной программы «Бусинка».
Объектом работы является процесс обучения детей бисероплетению.
Предметом работы является организация проектной деятельности детей на занятиях на примере работы детского объединения» Бусинка».
Целью работы является: повышение роли метода проектов, как эффективного средства раскрытия и развития творческого потенциала личности, в обучении детей бисероплетению.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
-раскрыть понятие, обосновать выбор метода проектов;
-организовать деятельность детей по созданию собственных проектов по бисероплетению;
-учить учащихся соизмерять свои возможности с желаниями, ставить перед собой реальные задачи, добиваться поставленной цели;
-создать условия для формирования творчески активной и эмоционально отзывчивой личности посредством привития интереса к искусству бисероплетения.
1.Теоретические основы проектной деятельности.
1.1.Понятие метода проектов.
В различных источниках проект имеет различные значения:
проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В.Н. Бурков, Д. А.Новиков).
проект – разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий (Интернет – версия словаря педагогических терминов).
проект – описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по её реализации (Социальное проектирование).
Несмотря на некоторые различия в трактовках проектного метода, большинство специалистов в качестве его сущностных характеристик определяют следующие [Иванова Н.В. Как организовать проектную деятельность в начальной школе]:
-наличие актуальной проблемы, требующей решения;
-практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
-самостоятельная деятельность детей;
-использование исследовательских методов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Перед педагогом стоит задача оказания помощи в выборе проблем для проектов, которые были бы актуальны и значимы для ребенка.
1.2.Обоснование выбора метода проектов.
В течение последних лет требования к личности обучающегося значительно изменились. Сегодня востребован член общества – личность самостоятельная и инициативная, ответственная и активная, высоконравственная и творчески относящаяся к своему делу, обществу, жизни, обладающая активными способами познавательной деятельности. Новые требования общества к уровню развития и образованности личности, новые условия жизни должны менять и содержание, средства и методы педагогического процесса. В этой ситуации возникает естественная и достаточно острая потребность в новых концепциях, методах и технологиях обучения (Китайгородская Г.А. Инновации в образовании – дань моде или требование времени. с. 2-7).
Преимущество метода проектов для повышения качества дополнительного образования в cвязи с его возможностями: высокой степенью самостоятельности, инициативности обучающихся, развитием у них социальных навыков в процессе групповых взаимоотношений, приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности неоспоримо. [Иванова Н.В. Как организовать проектную деятельность в начальной школе, с.3]. Развитие данных качеств может помочь ребенку лучше ориентироваться в современном динамично меняющемся мире с ярко выраженными интеграционными процессами во всех областях жизнедеятельности, стать социально мобильным в обществе, заложить основу социального благополучия ребенка в будущем.
Применяя метод проектов для активизации творческой активности детей, для формирования у них различных качеств личности, необходимо опираться на особенности физического, психического и социального развития ребёнка.2.Проектная деятельность обучающихся в д /о «Бусинка.
2.1.Организация проектной деятельности детей в объединении.
Детское объединение работает по трёхгодичной модифицированной программе «Бусинка» художественно-эстетической направленности. В объединении занимаются дети от 8-14лет. Занятия являются миром открытий и откровений, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества. «Ребёнок – это цветок, который распускает свои лепестки тогда, когда ему комфортно и интересно, и вянет, когда ему не хватает теплоты». Поэтому моя миссия, как педагога – создать такие условия, чтобы все были открыты навстречу новым идеям. В каждом ребёнке я стремлюсь сформировать яркую, интересную личность и помочь ему раскрыть свой талант и стать успешным.
Вместе с осознанием значимости метода проектов для развития ребенка в соответствии с современными требованиями, для повышения качества реализации дополнительной образовательной программы, ее соответствия требованиям ФГОС, возник вопрос: как применить метод проектов на занятиях бисероплетением с детьми, которые с ним плохо знакомы или вообще не знакомы. Мне показалось наиболее целесообразным действовать по следующему плану:а) выполнение групповых работ в рамках учебной деятельности;
б) опора на значимые для ребенка виды деятельности;
в) привлечение к совместной деятельности старших детей.
2.2.Реализация метода проектов по упрощенной схеме.
Схема реализации такова:
а) устная «предварительная работа» с ребенком;
б) достижение осязаемого результата в процессе деятельности;
в) оценка результатов на уровне «понравилось - не понравилось», «что было труднее всего, а что легче».
г) помощь в разработке и презентации индивидуальных проектов.
Совместно с детьми я пытаюсь определить тему проекта через поиск проблемы, дети делятся на группы, им предлагается задание, которое они должны решить, а потом все задания и решения соединить вместе и обозначить проблему и последовательность путей ее решения.
Дети младшего школьного возраста обычно не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы, поэтому я решила, сначала работать по повышению у них познавательного интереса, обучать способам групповой работы, учить видеть нестандартное в обычной жизни.
Начальный этап обучения бисероплетению, как известно, начинается с изготовления простых изделий небольшого размера, (бабочки, зайчики, куколки, разные зверюшки и т.д.) Первый шаг к творческой работе с обучающимися сделали, когда бисерные миниатюрки были собраны воедино для создания работы «Волшебная поляна»(см. приложение). Собранные вместе изделия, дали толчок для проявления творческой мысли детей: стали поступать предложение по совершенствованию нашей полянки бисерными цветочками. Некоторые обучающиеся пошли дальше, подготовив загадки про бисерных персонажей. То есть стандартный прием «коллективная работа» позволил не навязывать детям информацию, а направить их на самостоятельный поиск.
Презентуются проекты в процессе реализации упрощенного этапа преимущественно в следующей форме:
-рассказывание сказки педагогом, а обучающиеся по ходу демонстрируют изделия;
-собственное творческое сопровождение изделия (стихи, загадки);
-реклама изделия (где можно применить, преимущества и пр.);
-объединение всех изделий в коллективную работу и придумывание истории.
Примером может служить: коллективно-творческое дело«Волшебная поляна» ( см.приложение…)
Роль педагога на данном этапе сводится к созданию ситуации успеха. Необходимо похвалить творческий замысел всего коллектива, поблагодарить их за работу. Найти и отметить удачные моменты в работе каждого.
Далее встал вопрос – «как стимулировать детей к творческой деятельности?». Конечно, через игру. Посредством игры совершенствуется предметная деятельность, логика и приемы мышления, формируются и развиваются умения и навыки делового взаимодействия с людьми [Немов Р. Психология], что крайне необходимо для внедрения метода проектов.
Примером может служить конкурсная программа: «В мире волшебной лески и бусин» (см. приложение).
3. Проекты детей по бисероплетению.
Организация проектной деятельности детей возможна не только с обучающимися младших классов, но и со старшими школьниками.Использование метода проектов на занятиях, как уже говорилось, помогает не только поддержать интерес к занятиям, повысить творческую активность детей, но также скорректировать содержание программы в зависимости от меняющихся интересов детей.
Проектная деятельность позволяет стимулировать творческую деятельность ребенка, укрепить взаимодействие ребенка с родителями, повысить качество умений, получаемых на занятиях, формировать познавательный интерес, активизировать деятельность всех обучающихся. Обучающиеся приняли участие в таких проектах как: «Мамин день-8 Марта», « Новогодний калейдоскоп», «Пасхальная сказка»
Дети отличаются друг от друга не только уровнем подготовки, но и уровнем познавательного интереса. Мною представлен проект одной из обучающихся, проявивших самую интересную стартовую идею, нестандартный подход к исследованию, умение оформить проектную работу.
Творческий проект «Сердцу милый уголок» выполнила обучающаяся д/о «Бусинка» Петрова Анастасия. Настя, занимается в объединении 3-й год и является активным участником творческих конкурсов и выставок. (см. приложение: презентация «Творческий проект - эффективное средство развития творческих способностей детей на занятиях бисероплетения».)
Заключение.
Таким образом, формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Применение проектного метода способствует формированию творчески активной и эмоционально отзывчивой личности; стимулированию познавательной активности; раскрытию и развитию творческих способностей детей;
формирует у обучающихся устойчивые навыки самостоятельной работы.
Творческий характер обучения, увлеченность, позитивный настрой обучающихся оказывает мотивирующее действие на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и хорошее настроение.

Использованная литература.
Артамонова Е. Бисер. – М.: Академия развития, ООО Академия, К0, ООО Академия Холдинг, 2002.
Божко Л. Бисер. – М.: Владос, 2000.
Божко Л. Бисер для девочек. – М.: Владос, 2003.
Божко Л. Бисер. Уроки мастерства. – М.: Владос, 2002.
Дубинина С.М. Плетение бисером/ «Домашнее рукоделие»/ - М.: Вече, 2000. – 192 с.
365 развивающих игр/Сост. Беляков Е.А.-М: Рольф, Айрис-пресс, 1999.
Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе. – М.: Аркти, 2011 – 128 с.
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с.
Немов Р. Психология. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/06.phpСтатья. Китайгородская Г.А. «Инновации в образовании – дань моде или требование времени//Иностранные языки в школе».- 2009, № 2, с. 2-7
Интернет-ресурсы:
Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе http://www.openclass.ru/wiki-pages/62689Приложения к работе:
Приложение 1. План-конспект занятия: «Волшебная поляна».
Приложение 2. «В мире волшебной лески и бусин» (творческая игра).
Приложение 3. Презентация «Творческий проект - эффективное средство развития творческих способностей детей на занятиях бисероплетения».
Приложение 4.Творческий проект «Сердцу милый уголок». Вып. Петрова Настя. Приложение 5. Презентация «Чудесный мир бисера». Вып. Петрова Настя.