Статья «Использование инновационных подходов для развития творческого потенциала учащихся на уроках английского языка»


 «Использование инновационных подходов для развития творческих потенциала учащихся на уроках английского языка»
Учитель английского языка Пелеванюк Е.Н.
МАОУ Домодедовская СОШ №2
Описание материала:
Предлагаю вам статью по теме «Использование инновационных подходов для развития творческого потенциала учащихся на уроках английского языка». В ней обобщён опыт моей работы по данной теме на разных этапах обучения английскому языку: в среднем и старшем звене (5 - 11 классы). Материал рассчитан на работу с учащимися средней ступени, но с учётом индивидуальных особенностей детей некоторые его элементы могут быть использованы учителями английского языка как в среднем, так и старшем звене. Кроме того, затронутые в статье стратегии развития творческих способностей учащихся являются универсальными и могут быть полезны учителям других предметов.
Актуальность проблемы исследования можно объяснить целым рядом обстоятельств. Так, основным направлением модернизации общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе развития предусматривается, прежде всего, повышение качества усвоения общеобразовательных и профессиональных знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ.
Современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы, исходя из которых, учитель должен строить образовательный процесс так, чтобы не только учитывались способности и возможности учащихся, но и осуществлялось максимальное развитие их личности. От учащегося всё больше ожидается умение придумывать и создавать. Школа должна прореагировать на эти изменяющиеся социальные условия: мы должны учить креативности точно так же, как и чтению, письму и другим предметам. Переориентация школы на обучение творчески - задача чрезвычайно трудоёмкая и, что самое главное, выполнимая только учителями. Задачей учителя становится подтолкнуть ученика к такому саморазвитию, создав определенные условия и мотивировав к выполнению определенных заданий. Исследователи считают мотивацию обучения важнейшим среди общепсихологических факторов.
Существуют множество педагогических приемов и методов, ставящих целью усилить мотивацию изучения иностранного языка. У любого педагога найдется немало примеров того, как можно заинтересовать учащихся, как сделать процесс обучения творческим, как раскрыть способности учащихся. Очень часто авторы различных УМК предлагают такие задания, и учитель, оценив возможности учеников, может предложить выполнить такую работу или придумать что-то другое – чтобы с развитием у учащихся эпизодического интереса формировался устойчивый интерес к изучению иностранного языка.
Существует целый ряд стратегий-принципов, с помощью которых, учитель сможет увеличить вероятность раскрытия творческого потенциала своих учеников:
- поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям;
- разрешать делать ошибки;
- включать в программу материалы, которые позволили бы учащимся демонстрировать их творческие способности, проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность их применения;
- поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему;
- поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности;
- предоставлять время для творческого мышления;
- поощрять терпимость к неопределённости и непонятности;
- найти соответствие между творческой личностью и средой.
Но следует помнить, что  творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. 
Однако, в рамках традиционной системы обучения, как показывает опыт преподавательской деятельности, преобладает метод обучения на основе шаблонных действий, формального усвоения не всегда полного и. В реальной практике обучения в общеобразовательной школе отсутствуют методики развития интуиции, воображения, фантазии, что отрицательно сказывается на развитии способности к творчеству школьников.
Так, многие педагоги считают, что вначале надо сформировать глубокие и прочные знания, а уж затем решать творческие задачи, хотя возможности для творчества учащихся можно найти на любом этапе учебно-воспитательного процесса.
Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты творческой личности. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе.
Новизна обучения
Игровой проект предполагает создание на уроках английского языка творчески-развивающей образовательной среды за счет предоставления ученикам возможностей самим творить знания, за счет насыщения содержания обучения материалами, демонстрирующими современные языковые средства и содержащими проблематику, актуальную для современных школьников и распространения активных и интерактивных форм обучения. Трудоемкость этого раскрывается через разработку новой типологии уроков, ориентированной на развитие творческого потенциала учащихся.
Условиями развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка являются изменение содержания обучения на основе усиления его мотивационного аспекта, прикладной направленности учебного материала и выбор адекватных форм его освоения с использованием имитационных и ролевых игровых проектов, создания творческих продуктов (докладов, презентаций, видеороликов, комиксов).
Виды уроков - Урок-экскурсия. Урок-спектакль. Урок-праздник. Урок- интервью. Урок-мюзикл. Интегрированный урок
Роль игрового проекта в процессе изучения английского языка
Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из причин, которая приводит к такому результату - трудности в изучении грамматики. Традиционные способы объяснения и тренировки к желаемому результату не приводят.
Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство. В настоящее время игры и проекты являются неотъемлемой частью обучения английскому языку, а если их объединить, то они вдвойне способствуют интенсивной языковой практике. Они могут использоваться в начале урока или в конце для стимуляции, уменьшения напряжения после контрольной, для смены деятельности на уроке. Важно, чтобы процесс доставлял радость, помогал в тренировке языковых явлений. Необходимо отметить, что развитие творческих и изобретательных способностей многократно увеличивает эффективность урока, создаёт условия для раскрытия личности учащихся, развивает их в интеллектуальном плане. Вот простые приёмы, которые я использую в своей педагогической деятельности:
1 – творческая игровая работа со стихами, песенками на начальном этапе обучения, а именно, их исполнение по ролям. Пример: класс хором поёт куплет: What is your name, what is your name, now tell me please, what is your name? Ученик: My name is Janet, my name is Janet, my name is Janet, that’s my name и т. д.
Однажды с детьми мы совместно сочинили песню на мотив» Мы едем, едем, едем в далёкие края» We go, go, go, We go far away, We don’t go slow because we sing and say Tra- ta- tat, tra- ta- tat We shall take a dog and cat, ball and teddy bear, fox and little hare We shall go to the wood, So the company is good!
2 - творческий игровой подход к диалогам. Один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они сами придумывают оригинальные варианты.
Простейший диалог:
- Excuse me
-Yes?
- Can you tell me the time, please?
- Sure, it’s 12 o’clock
- Thanks
- Not at all
1 вариант: - две школьницы торопятся в школу, бегут, сталкиваются, произносят диалог, смотрят на часы и разбегаются.
2 вариант: - Кукольный театр. Ребята произносят диалог под партой. Говорят куклы.
Возможно проведение уроков с элементами рисования, посвящённых  Рождеству и дню Святого Валентина, Новому году, на которых учащиеся красочно оформляют рождественские открытки, валентинки, придумывают поздравления, озвучивают их на уроке, адресуя своим одноклассникам (в образе Санта Клауса, эльфа и т.д.) и, затем мы выбираем самые оригинальные ( 5- 6 класс) .
Элемент игрового проекта возможен и в старших классах. Например, сделай поэтический перевод стихотворения на русский язык и разыграй диалог между персонажами текста;
Одним из преимуществ игровых проектов является то, что все ученики работают одновременно. Участие в них развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность.
Планируя уроки, учитель должен думать не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремился создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, нужно понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Каждый учитель иностранного языка, постоянно должен искать резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Мы считаем, что главная задача учителя - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.
Уроки подобного плана помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу - значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Элементы игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину.
Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих. Совместное творчество сближает и взрослых, и детей. В этом - один из главнейших принципов эффективного воспитания.
Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности перечисленных приемов необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
                                                                       
Выводы
Специфика работы такова, что любой предмет можно вести творчески. Это зависит от интереса учителя к творческому обучению и уровня подготовленности класса. Но по-настоящему творческой личность станет тогда, когда для этого будут созданы все условия: дома, в школе, в общении с друзьями. Дух творчества возникает в том случае, когда у ребенка появляется заинтересованность и желание работать.
Таким образом, используя разные методы и формы творческого обучения, учитель вносит свой вклад в становление характера школьника, учит видеть его все краски окружающего мира, созидать, не бояться рутинной работы, так как именно труд, в основу которого заложены интерес и желание работать, дает нам ростки, из которых произрастает творчество.
Открытый урок по английскому языку в 6Б классе
«Spotlight 6 кл» Ю.Е.Ваулиной, Д.Дули, О.Е. Подоляко
( педагог: Пелеванюк Елена Николаевна)
Тема урока:" Let`s celebrate ".
Цель урока:
Основная практическая цель урока:
введение нового лексического материала, связанного с различными праздниками;
учить выделять главное в тексте и запоминать информацию;
учить высказываться по теме «Celebrations in English-speaking countries»;
Образовательная цель урока:
Учить использовать английский язык для повышения общей культуры, развивать коммуникативные способности учащихся.
Воспитательная цель:
формировать уважительное и доброжелательное отношения к народу и традициям изучаемого языка, воспитывать умение общаться с одноклассниками и учителем.
Развивающая цель:
развивать психические функции учащихся (память, мышление, внимание, воображение), эмоциональную сферу, а также формировать навыки и умения межличностного общения.
развивать механизм языковой догадки; развивать способности вступать в иноязычное общение; развивать способности логичного изложения мыслей.
развивать языковую компетентность учащихся по теме «Праздники»
Задачи:
практические - активизировать знания, умения и навыки учащихся по теме; учить логически строить высказывание на основе прослушанной и переработанной информации.
развивающие – развивать кругозор учащихся, творческие навыки;
воспитательные – создавать возможность для проявления индивидуальных способностей учащихся, развитие навыков к сотрудничеству;
образовательные – совершенствовать фонетические и лексические навыки, расширить словарный запас, активизировать знакомую лексику в речевых ситуациях, создать условия для спонтанной речи.
Оборудование и раздаточные материалы: мультимедийная установка, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный урок
Технологии: игровая, групповая, современного проектного обучения, коммуникативного обучения иноязычной культуре, ИКТ.
Дидактические материалы и оборудование: Student’s book “Spotlight”, Work book “Spotlight”, Teacher’s book “Spotlight” by Virginia Evans, картинки с праздниками, аудиозапись диалога, индивидуальные карточки
УУД
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
Познавательные: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Планируемый результат
Предметные умения
-начинать, вести/ поддерживать и заканчивать беседу, читать несложные аутентичные тексты, оценивать полученную информацию, выражать свое мнение
Метапредметные:
стремление к лучшему осознанию культуры других стран,
Личностные:
- иметь представление об особенностях образа жизни, быта, реалиях, культуре стран изучаемого языка
Ход урока:
1 Организационный момент, введение темы.
Teacher: Good morning. I’m very glad to see all of you today. I hope everybody is ready to work.
Рапорт дежурного. What’s the date today? What day is it today? Who is absent today?
To guess what we are going to talk about have a look at the screen. You can see some pictures, try to predict what we are going to talk at our today`s lesson. (Слайд 2)
(Учащиеся высказывают свои предположения)
Teacher: So today we`re going to speak about holidays and their celebration and the theme of our lesson is “Let`s celebrate!”
2 Речевая разминка.
Teacher: Let`s remember some words which will be useful to speak about holidays. Please? Repeat after me the words you see and hear. (Слайд 3)
celibration- праздник
take pictures-фотографировать
wear costume- носить костюм
exchange gifts- обмениваться подарками
hold balloons- держать мячи
make wreaths- делать венки
offer flowers and treats- предлагать цветы или угощение
eat traditional food- есть национальное блюдо
watch parades- смотреть парады
watch a firework display- смотреть фейерверк
throw streamers- бросать серпантин
toffee apple- яблоко в карамельной глазури
perform tricks- показывать фокусы
Teacher: Well done! And now, answer the questions: (Слайд 4)
(На доске слайд, на котором написаны названия праздников)
Do you like to celebrate holidays?
What holidays do we celebrate in winter?
What holidays do we celebrate in spring?
What holidays do we celebrate in summer?
What holidays do we celebrate in autumn?
What`s your favourite holidays?
What Russian holidays do you know? (Предполагаемые ответы появляются после ответов учеников: ( Слайд 4)
3 Актуализация лексики по теме.
Teacher: Open your student`s books p. 48 ex.1. You can see some pictures and some words. Please, match these words to the pictures. (Слайд 5)
(Предполагаемые ответы появляются после ответов учеников:
St Patrick`s Day – watch parades
Thanksgiving-eat traditional food
Guy Fawkes Day-watch a firework display
St. Valentine’s day –exchange gifts, offer sweet and flowers
Halloween- wear costumes
May Day- make wreaths)
Teacher: As you see some holidays are not celebrated in our country. Could you name them (St Patrick`s Day, Thanksgiving , Guy Fawkes Day, Halloween) and I`d like you to read some information about them. Please, look at the screen. (Информацию презентации ученики читают по очереди) (Слайд 6-11)
Do you know any Russian holidays? Tell us and show your posters (Заготовка)
Teacher: Now please open your student`s books at p.48, ex.3. Scan the dialogue and answer my questions: 1 How many people are talking?
2. Are Pete and Tess in the same place?
Teacher: Look at the screen and firstly try to translate the words and word expressions from the dialogue. (Ответы появляются после щелчка) (Слайд 12)
It sounds as if everyone is having a great time. Кажется, все хорошо проводят время!
A gang of a ten-year-olds Компания (тусовка) десятилеток
Witch costumeКостюм ведьмы
He’s terrifying everyoneОн всех ввергает в ужас
Are you bobbing for apples?
Вы откусываете яблоко без помощи рук (игра)?
The apples are nearly all gone Яблоки почти закончились
Can you help me clean up? Ты поможешь мне с уборкой?
I would do anything for a toffee apple! Ради яблок в сиропе, я готов на всё!
Teacher: Now listen to the dialogue and look into the text at the same time.
Teacher: Now let`s read and act out this dialogue. Who would like the role of Pete and the role of Tess (ученики читают диалог по ролям)
Teacher: Please, listen to me and decide if these statements are T (true) or F (false). Correct the false ones: (Слайд 13)
Tess is having a great time.
Nobody is wearing costumes.
Chris is wearing a spaceman costume.
Tess is wearing her witch costume.
Children are playing bobbing for apples.
Children are eating a pumpkin pie and toffee apples.
Pete would do anything for a pumpkin.
Tess didn`t invite Pete.
Teacher: Now please open your student`s books at p.49, ex.5. Find in the dialogue:
- three names of games (bobbing for apples, musical chairs, pin the tail on the donkey.)
- two types of food.(pumpkin pie, toffee apples)
- two types of costume (witch costume, Frankenstein costume)
4 Физкульт - минутка. Teacher: It`s time to relax. Let`s play the game “Musical chairs”
5 Этап применения знаний Teacher: Now please work in pairs. Listen a very funny song.
“Come to the carnival” and order the lines: (Слайд 14)
(Ученики получают карточки с заданием. Строки песни надо расставить также, как в песне. Учащиеся слушают песню два раза)
1 Come to the carnival, join the parade.
__ See the princesses with beautiful crown.
__ See all the children in costumes they`ve made.
__ See scary monsters and see funny clowns.
Chorus:
1 Come to the carnival, join us today.
__ Carnival time is the best time of year!
__ Everyone`s happy now carnival`s here.
__ Come to the carnival, sing, dance and play.
1 Come to the carnival, move with the crowd
__ Hear the bands playing and dance to the beat.
__ It`s always busy and it`s always loud.
__ Wave to the floats as they move down the street.
6 Этап применения знаний. Работа над мини-проектом.
Work in groups of 4-5 students. Make a poster about the holiday which you`ve chosen. (St. Valentine’s day, Halloween, Christmas, Easter) Say when and how people celebrate this holiday, draw a picture. Present your posters in front of the class in a few minutes.
(Ученики работают над мини проектами, а затем представляют их классу)
7 Peфлексия.
Your`ve done a great work! All of you are great hard-working students and you deserve excellent marks.
Домашнее задание. (Слайд 15) The lesson is over. Your homework: SB ex. 9, p.49, WB ex.1, 4 p.30 (слайд). Have a nice day.