Методическая разработка Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через исследовательскую деятельность

«Методическая разработка»






Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников
через исследовательскую деятельность





Автор: Иванова Любовь Михайловна,
учитель начальных классов МАОУ «МСОШ № 16»
г. Миасс, Челябинской области









Миасский городской округ
2016 г.
Содержание
Введение..3
Глава I. Исследовательская деятельность в образовательном процессе
Из истории исследовательской деятельности4
1.2. Цель и задачи исследовательской деятельности в школе5
Глава II. Формирование исследовательской деятельности у младших школьников
2.1. Условия формирования исследовательских умений6
2.2. Структура исследовательской деятельности. Рекомендации..7
Глава III. Проведение исследовательской деятельности в начальной школе
3.1. Кто может стать «исследователем»?............................................................10
3.2. Основные направления исследований в начальной школе11
3.3. Этапы исследовательской деятельности..13
3.4. Значение исследовательской работы для младших школьников..14
3.5. Результаты исследовательской работы15
Заключение16
Источники информации17
Приложение18
Выявление способностей ребенка (тест)
Конспект и презентация урока-защиты проектов «Моя школа»
Мини-исследование «Моя любимая игрушка»
Проект-презентация «Покормите птиц зимой»
Презентация к исследовательской работе «Эта удивительная бумага»
Книжка-самоделка «Пластиковая бутылка: вторая жизнь»
Совместный проект-презентация «Если бы я был губернатором»
«Мини-сказки для всеобщей огласки»
Конспект и презентация урока Памяти
Презентация мини-исследования «Откуда появилась фамилия Фомичева?»


Введение
«Человек должен верить, что непонятное можно понять;
иначе он не стал бы размышлять о нём» И. Гёте
Мы живем в мире, который постоянно развивается. Школа не может оставаться в стороне. Все изменения в современном обществе затрагивают, так или иначе, образовательный процесс. Возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные задачи. В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников школ, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения при определении портрета выпускника начальной школы даются следующие характеристики:
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение.
Поэтому на современном этапе важное место в образовательном процессе занимает исследовательская деятельность. Работа в данном направлении должна начинаться на начальном этапе обучения, так как именно в этом возрасте у детей закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности, приёмов анализа, синтеза, оценки результатов своей деятельности. Именно в этом возрасте начинается формирование ребёнка как личности, развиваются активные формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Моим педагогическим кредо являются слова Дистервега: «Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». И я считаю, что, занимаясь с детьми исследовательской деятельностью, способствую «горению» маленькой человеческой личности, потому что в каждом ребёнке есть потенциал возможностей, который нам, учителям начальной школы, доверено развивать.






Глава I. Исследовательская деятельность в образовательном процессе

Из истории исследовательской деятельности
Давайте заглянем в историю педагогической деятельности. Попытки использовать исследовательские методы в процесс обучения предпринимались с давних времен.
Первым, из известных нам ученых, кто стал активно внедрять их в практику, был Сократ (V в. до Рождества Христова). Сократ - автор метода, который впоследствии назвали «сократической беседой». Аналогичный метод современного обучения - эвристическая беседа.
В начале ХХ века широко пропагандировать и реализовывать проблемы и идеи исследовательского обучения стал американский педагог и философ Джон Дьюи. Он считал, что для обучающегося надо создать такие условия, чтобы ребенок мог строить, творить и самостоятельно исследовать окружающий его мир.
Типичные подходы к содержанию образования предлагали многие специалисты XIX века: Е. Паркхерст – США; О. Декроли – Франция; К.Н. Вентцель – Россия; М. Монтессори – Италия.
Обучение с использованием исследовательских методов активно применялось в отечественной образовательной практике:
в 20-е годы ХХ века (И.Г. Автухов, П.П. Байков, И.Ф. Свадовский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский);
50-70-е годы XX века (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, С.Г. Шаповаленко, М.И. Махмутова и др.).
В 30-х и 80-х годах от исследовательских методов отказались и лишь в 90-х годах идеи исследовательского обучения вновь вошли в образовательные системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.

Цель и задачи исследовательской деятельности в школе
Современному обществу нужны образованные, конкурентоспособные люди, которые смогут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на новые стандарты второго поколения, которые призывают активно использовать на практике новые технологии, в том числе метод проектов и исследовательскую деятельность.
Что означает термин «исследование»? Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний. Как отмечает в своих работах А.И. Савенков: «Исследование - бескорыстный поиск истины».
В толковом словаре С.И. Ожегова термин «исследовать» означает разыскивать, изведывать, доходить разбирательством, стараться узнать неизвестные по данным, вникать и разбираться, узнавать; производить следствие, розыск».
Учебная исследовательская деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.
Почему исследовательской деятельностью необходимо заниматься уже в начальной школе? Дело в том, что уже в младших классах есть ученики, которых не устраивает работа только со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в Интернете. Поэтому важно именно в школе развить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в интересующих их вопросах, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Цель исследовательской деятельности в начальной школе - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Исходя из цели, вытекает ряд задач:
содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;
стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
развивать организационно-коммуникационные навыки;
развивать познавательные способности;
развивать творческое воображение.
Перед учителем встает проблема: как сделать так, чтобы процесс обучения заинтересовал учащихся? Неслучайно, китайская мудрость гласит:
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Дай мне действовать самому - и я научусь.
Именно исследовательская деятельность и способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала младших школьников.




Глава II. Формирование исследовательской деятельности у младших школьников

2.1. Условия формирования исследовательских умений
Для того, чтобы исследовательская деятельность младших школьников была успешной, необходимо соблюдать следующие условия:
1. Мотивация.
Учащиеся должны видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, реальную картину реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.
2. Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности; использовать материал уроков литературного чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод на уроках.
3. Творческая среда.
Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
4. Психологический комфорт.
Учителю необходимо поощрять стремление учеников к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, исключить негативные оценочные суждения. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
5. Личность педагога.
Для развития творческих и исследовательских способностей у школьников, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию позитивной рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями для ведения занятий по исследовательской деятельности.
6. Учет возрастных особенностей.
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения: видеть проблему; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определения понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперимент; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.    
Развитие исследовательских умений дает возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин; применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся.
2.2. Структура исследовательской деятельности. Рекомендации
Доктор педагогических наук А.И. Савенков в своей работе «Методика исследовательского обучения младших школьников» рекомендует придерживаться следующей структуры исследовательской деятельности:
1. Актуализация проблемы.
Под руководством учителя учащиеся формулируют проблему (противоречие между потребностью и возможностью знать что-то) и определяют направление будущего исследования. Учебные проблемы должны отвечать потребностям и интересам детей, соответствовать возрастным особенностям.
2. Определение сферы исследования.
На данном этапе работы учащиеся формулируют вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.
3. Выбор темы исследования.
Выбирая тему, надо фиксировать внимание детей на том, что если мы имеем возможность, то надо выбирать что-то особенно привлекательное.
На данном этапе работы учащимся дается памятка - рекомендация:
«Для того, чтобы выбрать тему, попробуй задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь?
3. Что из изученного на уроках хотелось бы узнать более глубоко?
Все бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:
фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
эмпирические - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
теоретические - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах и других изданиях.
Обязательно должны соблюдаться правила выбора темы исследования:
тема должна быть выполнима, работа по ее направлению должна принести юному исследователю реальную пользу;
тема должна быть интересна ребенку, увлекать его;
тема должна быть оригинальной, содержать элемент неожиданности;
тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, но качественно;
учитель тоже должен чувствовать себя исследователем.
4. Определение цели исследования, задач.
Цель исследования ориентирует на его конечный результат, задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.
5. Выработка гипотезы исследования.
Ребятам даются такие рекомендации:
«Гипотеза - это предположение, догадка еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом». Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». При разработке гипотезы или гипотез должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
6.Организация и методика исследования.
На данном этапе работы необходимо объяснить исследователям, что их задача - получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования. Для того, чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её. Как это можно сделать?
Необходимо рассказать детям о том, что существует много способов добычи информации - «методов исследования». Важно, подвести детей к тому, чтобы они сами начали их называть. Рекомендуется использовать обычные проблемные вопросы:
- Что мы должны сделать вначале?
- Как вы думаете, с чего начинает исследование учёный?
Обычно выделяют следующие основные методы исследования:
«подумать самостоятельно»,
«спросить у другого человека»,
«посмотреть в книгах»,
«получить информацию у компьютера»,
«понаблюдать»,
«провести эксперимент»,
«связаться со специалистом» и др.
Следует понимать, что набор методов зависит от наших реальных возможностей, и только ими может быть ограничен. Чем их больше, тем больше методов, а значит, тем лучше и интереснее пойдёт работа.
Исследовательскую работу лучше начать, задав себе вопросы:
- Что я знаю по теме исследования?
- Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
- Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?
7. Сбор и обработка информации.
На данном этапе работы необходимо обратить внимание на следующие моменты: собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем предложить детям использовать пиктограммы. Это могут быть несложные изображения, отдельные буквы или слова, а также специальные, изобретенные «на ходу» значки и различные символы – это помогает развитию ассоциативного мышления и творческих способностей ребенка.
8.Анализ и обобщение полученных материалов.
На этом этапе полученный материал структурируется с использованием известных логических правил и приёмов.
9.Подготовка к защите исследования.
Рекомендация. «Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Для этого требуется:
Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера, б) описание, в) характеристика, г) сравнение, д) различие.
Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
Выявить, обозначить все замеченные парадоксы.
Расставить по важности основные идеи.
Предложить сравнения и метафоры.
Сделать выводы и умозаключения.
Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
Подготовить текст доклада.
Подготовить средства наглядного представления доклада.
Большую помощь при защите оказывает презентация.
10.Защита исследования.
Завершающий этап исследовательской работы - это защита. Свои работы дети представляют на конференциях различного уровня.
Главная задача - дать ребёнку возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой исследовательской деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия - никакого насилия над личностью ребёнка. Личный интерес, личная увлечённость - вот залог успеха.
Вывод: анализируя эти этапы мы видим, что они дают возможность формирования и развития таких блоков УУД как регулятивные и познавательные. Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных универсальных действий. Принимая во внимание то, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД. Организация условий для исследовательской деятельности как нельзя лучше способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и требований времени.

Глава III. Проведение исследовательской деятельности в начальной школе

3.1. Кто может стать «исследователем»?
Дорога к истине берет начало
Из детства светлого,
Где ум пытлив и гибок.
И пусть им уготовано немало
Препятствий и, конечно же, ошибок,
Но увлеченно детские головки
Склоняются над пестрыми томами.
Пусть первые шаги еще неловки,
Но учатся они их делать сами.
Кто же может стать «исследователем»? Как определить того, кому это будет интересно?
Успех любой деятельности во многом зависит от её чёткой организации. Смысл учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм.
Для  выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, используются методы анкетирования родителей и тестирование учащихся (приложение 1).
Учитель - научный руководитель исследования - в процессе индивидуальной работы с ребенком призван не только «увидеть росток» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования. Учитель призван помочь понять юному исследователю с первых шагов научную и практическую значимость работы, показать возможность ее использования как в прикладных целях, так  и в практическом плане.
Главное - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности.
Во время проведения исследования общение происходит в тесном личностном контакте, обеспечивая педагогику сотрудничества. Учитель выступает в роли наставника, помощника, консультанта, с интересом наблюдая за созидательной творческой работой.
Роль ученика при выполнении исследования изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с социумом; оценивает информацию с позиции ее полезности для исследования, возникающие идеи, факты, продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.



3.2. Основные направления исследований в начальной школе

Информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт с прежним опытом ребенка. Когда она, образно говоря, проходя через мозг, находит, за что зацепиться. В противном случае все происходит как в сказке - «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Именно поэтому исследовательскую работу необходимо систематизировать. Хаотичное ведение работы в этом направлении не дает большого эффекта.
Систематизации учебных исследований способствует классификация по тематикам. Она не является догмой и может быть расширена или сокращена. Но важно, чтобы в наших исследовательских опытах существовала система. Она позволит яснее увидеть достижения и новые ориентиры. Общие направления исследований: 1. Живая природа. 2. Человек.
3. Общество. 4. Культура. 5. Земля. 6. Вселенная. 7. Наука. 8. Техника. 9. Экономика.
Основные науки и виды деятельности:
Живая природа: зоология, ботаника, генетика, природопользование (сельское хозяйство).
Человек: происхождение человека, развитие человеческого организма, медицина, психология человека, деятельность, выдающиеся мыслители.
Общество: цивилизации, государства и страны, история, демография, государственные деятели.
Культура: язык, религия, искусство, образование.
Земля: география, климат, строение Земли.
Вселенная: галактики, Солнце, звезды, инопланетные цивилизации.
Наука: математика, физика, химия, астрономия, история науки.
Техника: транспорт, промышленность, техническое конструирование и дизайн, строительство.
Экономика: финансы и производство, деньги и торговля, банки.
Этот список характеризует общий взгляд на классификацию детских исследований. Рассмотрим теперь аспекты, связанные с тем, как пользоваться этим классификатором.
Например:
Направление - живая природа, область знаний - зоология:
 где живет?
 чем питается?
 основные особенности: тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид;
 поведение;
 кто главные враги.
Теперь предстоит только конкретизировать тему исследования (например: медведи, жирафы, киты и др.), и данные «ключи» помогут открыть двери в неизвестное и при этом систематизировать полученные знания. Практически так же, с небольшими изменениями может выглядеть алгоритм сбора информации по темам из ботаники и даже первые области знаний из направления «Человек: происхождение человека и развитие человеческого организма».
Несколько иной будет общая схема изучения таких направлений, как «Выдающиеся мыслители» или «Государственные деятели». В этом случае можно воспользоваться примерно такой схемой:
 общая характеристика личности выдающегося человека;
 где и когда родился;
 характеристика обстановки, в которой рос (семья, окружение);
 где провел жизнь;
 первые серьезные работы;
 основные достижения и результаты деятельности;
 основные работы о нем;
 как к нему относились современники;
 как к нему относятся в наше время.
Еще один пример из общего направления «Земля». Допустим, исследуем тему из раздела «География» - «Крупнейшие озера мира». Общий алгоритм обработки информации может быть таким:
 название крупнейших озер;
 их географическое положение;
 климатические условия;
 основные характеристики:
- размеры (площадь, глубина и др.);
- форма;
- пресные или соленые;
 животный и растительный мир этих озер;
 какие люди живут рядом, каков характер их хозяйственной деятельности;
 характеристика экологической ситуации.
Практически аналогично можно структурировать информацию при исследовании в области общего направления «Вселенная». Возьмем для примера тему «Планеты Солнечной системы»:
 перечень планет;
 происхождение названия;
 общая характеристика каждой:
- размеры;
- удаленность от Земли;
- время обращения вокруг Солнца;
- удаленность от Солнца;
 исследования планеты людьми;
 условия на планете.
Хочется заметить, что каждая новая тема содержит в себе что-то такое, что потребует дополнительных специальных вопросов. Поэтому каждый раз его придется дорабатывать.
3.3. Этапы исследовательской деятельности

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической и корректирующей роли учителя. Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу его исследования.
1 класс: 1 полугодие - творческие работы учащихся: поиск стихов о буквах алфавита, цифрах; подбор пословиц и поговорок по определенным темам, их иллюстрирование; создание копилки рисунков-отгадок к загадкам по темам, сочинение собственных загадок, составление устных рассказов, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. В результате, возникает исследовательское поведение уже в обыденной жизни: интерес к рассматриванию, к экспериментированию с игрушками, картинками и даже с едой за столом.
В первом классе была проведена коллективная исследовательская работа по теме «Школа» (предметы обучение грамоте, окружающий мир). Результатом данного исследования стал урок-защита исследовательских проектов (приложение 2).
2 полугодие - рамки исследовательской работы расширяются и включают в себя сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Темами таких исследований могут быть комнатные растения, особенности животного мира по результатам чтения художественных произведений (В. Бианки «Чей нос лучше?»), использование геометрических фигур для составления картин (клоун, машина, снеговик) и др..
2 класс: первые попытки сбора информации не только из устных источников, но и использование дополнительной публицистической литературы, оформление некоторых записей самостоятельно, но под руководством учителя или родителей.
Примером такой работы может служить мини-исследование «Моя любимая игрушка», которую выполнили дети во 2 классе (приложение 3).
3 класс: дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники). Устную информацию самостоятельно преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. Примером результата исследовательской работы в 3 классе могут стать различные модели (приложение 4)
4 класс: работа выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить исследование самостоятельно.


Во время проведения уроков, внеклассных занятий необходимо создать ситуации, которые наталкивают детей на исследование того или иного объекта. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Лес – природное сообщество», был затронут вопрос выживания птиц в зимнее время - возникла идея краткосрочного проекта «Покормите птиц зимой» (приложение 5); при изучении темы «Экологическая безопасность» некоторых детей очень заинтересовало, как сохранить нашу планету Земля, ее природные богатства. Так родилась идея сбора макулатуры среди школьников, которая переросла в полноценную исследовательскую работу «Эта удивительная бумага» (приложение 6). А узнав о том, что пластиковые бутылки не разлагаются, загрязняя при этом почву, а при сжигании выделяют ядовитые газы, вредные для здоровья и окружающей среды, решили исследовать эту проблему, предложив свои пути выхода из создавшейся ситуации в исследовательской работе «Вторая жизнь пластиковых бутылок» (приложение 7).

3.4. Значение исследовательской работы для младших школьников
Роль исследовательской деятельности учащихся в учебном процессе многогранна:
познавательная - стимуляция мыслительного процесса, направленного на поиск решения поставленных задач, это требует привлечения сведений из разных областей знаний, межпредметных связей;
развивающая - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей;
воспитательная - развитие коллективизма, упорства в достижении; результатов исследования, умения отстаивать свое мнение; практика публичных выступлений;
дисциплинирующая - необходимость строгого выполнения всех методических приемов.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что исследовательская деятельность способствует выполнению требований ФГОС нового поколения и запросов времени, способствует развитию интеллектуально-творческого потенциала младших школьников.

Вывод: если ученик сумеет провести самостоятельное исследование, справится с работой, то можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в различных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т. е. адаптироваться к современным условиям.
В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а сам процесс. Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

3.5. Результаты исследовательской работы
Результатами совместной исследовательской деятельности являются проекты, созданные для конкурсов, проводимых газетой «Миасский рабочий». Класс награжден грамотами за участие в акции «Чисто по-миасски» (приложение 8); совместный проект «Выбери меня!», посвященный выбору губернатора Челябинской области, также высоко оценен конкурсной комиссией – 1 место (приложение 9). Интересным получился проект «Мини-сказки для всеобщей огласки» (приложение 10). Многие ученики моего класса стали активными читателями центральной детской библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, проанализировать ее и найти ответ на поставленный перед ними вопрос.
Интересной и, самое главное, нужной и важной, получилась исследовательская работа, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, результатом которой стал открытый урок Памяти (приложение 11).
Ребята моего класса принимают активное участие в очных и заочных конкурсах исследовательских работ разного уровней. Первые результаты были показаны в 2011 году: на фестивале творческих исследований и инициатив «Леонардо», который проходил в городе Москве, Гриньков Юрий (2 класс) с работой «Выбросил мусор. Что дальше?» получил диплом 3 степени и был награжден бронзовой медалью (приложение 12).
В фестивале «Леонардо» ученики моего класса принимают участие на протяжении пяти лет. В 2015 году нам покорилась высшая ступенька пьедестала - Холкин Максим (2 класс) стал победителем и получил золотую медаль конкурса с работой «Родники родного края» (приложение 12), а Марченко Артемий (2 класс) - бронзовый призер фестиваля. Его работа называлась «Игровые конструкторы LEGO» (приложение 12). Я в этом году была награждена БФНМ медалью «За службу образованию».
Участие моих учеников в научно-практических конференциях муниципального уровня неоднократно приносило призовые места (приложение 13). Областной конкурс «Юный исследователь» (г. Магнитогорск); «Изыскатель» (г. Миасс) пополнили копилку наград (приложение 13).
Неоднократно участвовали в заочном конкурсе «Юный исследователь» (г. Обнинск). Дети имеют дипломы 1, 2 и 3 степени.
Все это происходит благодаря тому, что по новым стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться. В результате выполнения исследований мои ученики сами добывают знания в различных областях.
Заключение
Путей развития интеллектуально-творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность - один из самых результативных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту рефератов, исследовательских работ и проектов. Очень важно учитывать, что обучение началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех этапов исследовательской культуры школьника.
А. И. Савенков сказал, что «Обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики Строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания».
А что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мыслей ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда им просто не мешать - суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия. От своих работ - конечных результатов, ученики и учитель получают большое удовольствие, и черпают много нового и интересного.
Вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса: от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике. И те ребята, которые проявили интерес к наблюдению, поиску информации в ходе исследовательской работы, легче адаптируются к обучению в среднем звене
Исследовательская работа - это не просто один из методов обучения, это путь к самообразованию, к самопознанию, к самореализации.
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Г.Э. Лессинг









Источники информации
Литература

Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С. Л. Белых //Исследовательская работа школьников, 2006.
Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения).
Долгушина, Н. О. Организация исследовательской деятельности младших школьников / Н. Долгушина // Начальная школа (Первое сентября), 2006, № 10.
Разагатова, Н. А. Исследовательская деятельность младших школьниковТакое возможно? /Н. А. Разагатова // В школу вместе. Издание для родителей. Изд. Дом «Агни»: Самара, 2007.
Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников / Н.Ю.Румянцева. – М.: Просвещение, 2001. – С.34.
Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. М.: Просвещение, 2006.
Семёнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся / Н. А. Семёнова // Начальная школа, 2006, № 2.
Якимов, Н.А.Проектно-исследовательская деятельность младших школьников / Н.А.Якимов//Исследовательская работа школьников. – 2003.- №1. – С. 48-51.

Интернет

Исследователь. Исследовательская деятельность учащихся (основные положения) http://www.researcher.ru/methodics/teor/f_1abucy/a_1abujp.html
Словарь Ожегова. Толковый словарь русского языка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Социальная сеть работников образования. Выявление одаренных детей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ступени науки. Проектная и исследовательская деятельность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Приложение 1


Выявление способностей ребенка
10 вопросов. Данный тест рассчитан на детей в возрасте 8-12 лет, он позволяет выявить способности ребенка к тем или иным областям знаний. Тест состоит из двух блоков: первый - для взрослых, второй - для детей. Для чистоты эксперимента попросите ребенка отвечать как можно быстрее, произносите вопросы четко и медленно.Начало формы
Вопросы для родителей: Как рано ребенок научился читать и писать?
 В возрасте 4-5 лет
 В возрасте 5-6 лет
 В возрасте 6-7 лет
Вопросы для родителей: Чем ребенок занимается в свободное время?
 Рисует, лепит, занимается рукоделием и т. п.
 Что-то мастерит, изобретает, переделывает и т. п.
 Читает, смотрит телевизор
Вопросы для родителей: Какие книги вызывают у ребенка больший интерес?
 О природе, животных, растениях
 Детективы, приключения
 Романы
Вопросы для родителей: Какой вид отдыха предпочитает ребенок?
 Занятие любимым делом
 Активные игры на свежем воздухе
 Занятия спортом
Вопросы для родителей: Всегда ли ребенок доводит начатое дело до конца?
 Всегда
 Иногда
 Редко
Вопросы для детей: На что ты обращаешь внимание в первую очередь, оценивая незнакомого человека?
 На внешность
 На рост
 На цвет одежды
Вопросы для детей: Сложи в уме 325 и 133 и расскажи, как ты это делаешь?
 Сначала складываю триста и сто, а затем двадцать пять и тридцать три
 Мысленно выстраиваю столбик и складываю каждую пару чисел
 Сначала складываю триста и сто, затем двадцать и тридцать, затем пять и три
Вопросы для детей: Чем ты интересуешься больше?
 Новинками техники
 Книжными новинками
 Модой
Вопросы для детей: Что ты делаешь, проснувшись утром?
 Вспоминаю прошлый день
 Думаю о чем-то приятном
 Планирую предстоящие события
Вопросы для детей: Как ты обычно принимаешь решения?
 Делаю так, как хочется сделать в данный момент
 Просчитываю все возможные «плюсы» и «минусы»
 Фантазирую и выбираю наиболее приятный ход событий
Конец формы
Приложение 2

Урок-защита проектов по теме
«Моя школа»
Цель: познакомить с историей школы; сформировать у детей представления о школе как о «втором доме» ученика.
Организационный момент
Приветствие. Показ отрывка из фильма о школе (слайд 1) Настрой на работу.

Сообщение темы урока
(слайд 2) Фотографии с первого сентября под песню

Здравствуй, год учебный, школьный!
В добрый путь, ученики!
Перезвоном колокольным
Пусть звенят, звенят звонки!

- О чем сегодня будем говорить?
Наш урок – защита проектов по теме «Наша школа» (слайд 3)

(слайд 4) - черный
Защита проектов о школе
Вы переступили порог школы и отправились в путешествие по планете Знаний.
А)– проект «Планета Знаний»

- На чем можно совершать путешествия?
Б)– проект «Мое первое путешествие» (слайды 5 – 15)
Загудел паровоз, в новую жизнь меня повез
Чох-чох, чу-чу, в первый класс я укачу
Моя учительница – ас! Она - супер, она - класс!
Первый раз в первый класс – поглядите вы на нас!
Я линейки не боюсь, стих прочту, не постыжусь.
Вместе весело шагать И конечно припевать, лучше хором, лучше хором
Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Первый пир – на весь мир!
Есть дневник, конечно, круче Обещаю, будет лучше!
Продолжение следует (слайд 16) - черный

Конечно, продолжение следует, так как путешествие по планете Знаний только началось. Нас ждет впереди еще много интересного и увлекательного.
- А сейчас давайте посмотрим и послушаем, как выглядит один день первоклассника.

В)– проект «Школьная карусель»

- А вот таким свой школьный день увидела Алиса.
Г)– проект «Моя школа»
Наша школа – лучше всех! Тех, кто трудится, здесь ждет успех!
Строгий охранник у входа встречает. Школьниц и школьников в класс провожает.
Наш класс красивый и просторный, здесь утром ждет учитель нас. И 33 девчонки и мальчишки бегут с учебниками в класс!
А это – столовая. Кормят здесь вкусно: супы и котлеты, пирожки с капустой.
А на физкультуре мы развиваем мускулатуру. Быстрые и смелые, ловкие, умелые.
А после уроков мы любим на детской площадке встречаться. Прыгать, лазать и бегать. Веселиться, дружить и смеяться!

ФИЗМИНУТКА

Рассказ учителя о школе
- Что вы знаете о нашей школе?
Наша школа начала обучать ребятишек 22 года назад. Это современное трехэтажное здание, расположенное по улице Академика Павлова, 17. Сейчас школа выглядит так: (слайд 17)
А самое первое здание школы № 16 выглядело так ( слайд 18)
Было это очень давно. Много-много лет назад.
В современной школе 1243 ученика (слайд 19)
48 классов – комплектов:
Начальная школа – 469 учеников
Среднее звено – 591 учеников
Старшее звено – 183 учеников
Педагогический состав – 71 человек
В нашей школе сменилось три директора. У истоков стоял Макридин В.Н. Затем директором школы была Садыкова Н.Н. (слайд 20)
- Кто знает, как сейчас зовут директора нашей школы? (слайд 21)
(слайд 22) - черный
Директор и учителя делают все возможное для того, чтобы знания, которые вы получаете в школе, были прочными и надежными. Учителя постоянно заботятся о своих учениках, так как школа – это не только фундамент и стены, сделанные из камня и бетона. Это еще и несколько сотен детских душ.
Наша школа стоит больше 20 лет на воем прочном основании, которое она сама создала. Школа дала путевки в жизнь тысячам выпускников, которые нашли свое место в жизни.
- Поднимите руки те ребята, чьи родители закончили школу № 16.
- Кем они стали?

Проекты о школе
А) Посмотрите, какие замечательные проекты по нашей теме сделали многие ученики.
Есть большой и светлый дом,
Почемучек много в нём.
И пишут они, и считают,
Читают, творят и мечтают. (Дети хором: Это школа!)

Б)– проект «Такие разные школы»

Устные проекты о школе
Прочитайте пословицы: (слайд 23)
- Книга - лучший друг.
- Букварь - к мудрости ступенька.
- Хлеб питает тепло, а книга питает разум.
- Ум без книги - как птица без крыльев.
Почему так говорят?

- А знаете ли вы, что... (слайд 24)
- самая большая в мире книга находится в Америке, ее высота - 3 метра, а толщина - 1 метр. Перелистывает эту книгу специальный электрический аппарат?
- самая маленькая русская книга - это сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году.
Книга в несколько раз меньше спичечной коробки. (слайд 25) - черный

Конечно, еще о многом вы узнаете, но для этого нужно дружить с книгой. Правда... бывало и такое.

А) - проект - сценка "Две книжки".

Автор. Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.

Новая книжка. Ну, как твои делишки?

Автор. Одна спросила у другой.

Старая книжка. Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой обложку вырвал с мясом!
Да что обложка...
Оборвал листы!
Из них он сделал корабли, плоты
И голубей... (плачет).
Боюсь, листы мои пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?

Новая книжка. Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них ты не увидишь точки!
Про кляксы я молчу -
О них и говорить-то неприлично...
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на "отлично".

Старая книжка. Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе...

Автор. В басне нет загадки:
Расскажут напрямик
И книжки, и тетрадки,
Какой ты ученик.

Книга – наш друг и источник знаний. В школе без книги никуда.

Б)– проект «Как обращаться с книгой» (слайд 26) (слайд 26) - черный

Время не стоит на месте. Меняется все. Давайте помечтаем, какой будет школа лет через 100, тысячу
В)– проект «Школа будущего»
Заключительный этап
А сейчас вернемся в наш светлый класс, за наши красивые парты.
Наш общий проект – это песня «Мы сидим за партами впервые»
(слайд 26)- школа № 16
Приложение 3

Мини-исследование
«Моя любимая игрушка»

Халезина Анастасия
2-г класс МАОУ «МСОШ № 16»


«Мой Миша»
У всех детей есть игрушки. У мальчиков машинки, самолёты и автоматы, у девочек куклы и мягкие игрушки. У каждого ребёнка есть любимая игрушка. А моя любимая игрушка - мягкий медвежонок. Он любимый, потому что со мной с самого раннего детства. Его зовут Миша. Когда мне исполнился 1 год, то мамина подруга подарила мишку. Он небольшой, но тогда казался большим медведем. Когда я подросла, то уже очень любила его.
У моего мишки коричневая шёрстка со смешными заплатками. Глаза Миши маленькие и добрые. И сам он добрый, мягкий и тёплый. Для него мы с мамой и бабушкой шьём одёжку. Недавно я ему сшила комбинезончик и шапочку.
Я очень люблю играть с мишкой. Он любит играть в мяч, прятки. А когда я занята, то он всегда рядом. Если я рисую или леплю из пластилина, то Миша всегда смотрит, как я это делаю.
С моим медведем мы вместе ходили в детский сад, на прогулки, в гости и даже сегодня в школу мишка пришёл со мной. Не разлучаюсь с ним и дома: вместе едим и спим.
Думаю, когда вырасту, всё равно буду помнить своего замечательного мишку. Ведь другого такого нет!
















Маленький мой мишка,
Я тебя люблю!
В носик поцелую,
Супом накормлю.
Спать с собой положу,
Песенку спою.
Растем вместе с тобою.
Я тебя люблю!!!











Приложение 4
Модели



Калейдоскоп


Игрушки

Наша школа


Модель Солнечной системы


Приложение 5
Проект «Покормите птиц зимой»


Приложение 6
Сбор макулатуры


Приложение 7
«Вторая жизнь пластиковых бутылок»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 8, 9, 10





Приложение 11
Урок Памяти
Цель занятия:
Познакомить учащихся с акцией «Помни меня!», способствовать активизации участия в создании «Стены памяти в своем городе» и других мероприятиях, посвященных 70-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне..

Задачи:
1. Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, уважения к историческому боевому пути своей Родины, гордости за причастность к судьбе России.
2. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне, героизме людей в это тяжелое для страны время.
3. Формировать уважительное отношение к людям старшего поколения, к ветеранам.
4. Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.
5. Научить складывать письмо-треугольник.

Оборудование:
Презентация в программе PowerPoint, видеофрагменты о Великой Отечественной войне, флеш-объекты, фотографии военных лет, письма «Помни меня».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап

Содержание этапа
Слайд

Мотивация.
Организационный этап
Добрый день, ребята! Сегодня у нас не просто урок, а «Урок Памяти».
- Что это значит?

1



Посмотрите на экран.
- С каким великим событием истории нашей страны они связаны? (День Победы).

2

Актуализация, сообщение темы занятия
Эпиграфом к нашему «Уроку Памяти» я взяла четверостишие Александра Твардовского:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
- Как вы понимаете эти строки? (Надо помнить прошлое своей страны, не забывать о Великой Отечественной войне и ее героях).

3






- Кто мне скажет, чему будет посвящен наш «Урок Памяти»? (ВОВ)
4

Историческая справка о Великой Отечественной войне
Каждый год 9 мая наша страна отмечает День Победы. Посмотрите, как это было в далеком сорок пятом, года закончилась война.
(Видеофрагмент «День Победы»).

5


Прошло уже почти 70 лет, но время не властно над людской памятью. И сегодня, как и много лет назад, этот праздник остается одновременно радостным и трагическим – никогда не исчезнет из народной памяти гордость за Великую Победу и масштабы той цены, которую мы за нее заплатили.

- А что вы знаете об этой войне?

6


В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что из всех динамиков доносилось
(Речь Левитана о начале ВОВ)

7


22 июня 1941 года Фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар.

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час,
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.
(А. Безыменский)

8


Повзрослели до поры мальчишки и девчонки. Многие из них со школьной скамьи ушли на фронт, сдавали экзамен на аттестат зрелости на передней линии боя
(Видеофрагмент «Священная война»)

9


- Что такое война?
- Какие слова ассоциируются у вас с этим словом?

Впереди было четыре года тяжелейших испытаний. 1418 дней беспримерного народного подвига на фронтах и в тылу. Война пришла в каждую семью, в каждую судьбу. 27 миллионов человек погибло в этой войне.

10


Мы никогда не должны об этом забывать. (Видеофильм о ВОВ).

11


Поэт Роберт Рождественский написал такие строки:
Помните!
Через года, через века –
Помните!
О тех, кто уже не придет никогда,-
Помните!

12

Рассказы детей

- А зачем мы должны помнить об этом, ведь война – это страх, слезы, горе? (Чтобы такое никогда не повторилось).
- А как можно сохранить память об этом великом событии? (Рассказы детей о своих родных-воинах ВОВ).
Великий подвиг во славу Родины совершили не только солдаты на фронтах, но и в тылу женщины и дети, работая по 14-16 часов во имя Победы.
(Рассказы детей о своих родных-тружениках тыла).
13
черный

Об акции «Помни меня»
В этом году в Челябинской области будет проходить акция «Помни меня». Давайте посмотрим, как это будет.
(Видеоролик)

14


В нашем городе на площади у Администрации также будет установлена Стена памяти. Вы там сможете увидеть фотографии своих родных, а 9 мая за полчаса до салюта прийти со свечами и почтить память павших, послушать радио спектакль с участием ветеранов войны и тружеников тыла.
Для того, чтобы фотографии ваших близких были на Стене Памяти, вам нужно в домашних архивах найти их и принести в школу для дальнейшего размещения на нужном сайте.

15


Сегодня вы, как и другие школьники нашей области, получите «письма из прошлого» с обращение к каждому из вас от неизвестного погибшего солдата.
Письма военных лет. Их писали в минуты затишья между боями. День за днем и год за годом шли солдатские треугольники с фронта в тыл.

16


И каждый раз, читая эти строки, испытываешь трепет от встречи с Памятью. Эти страницы бесценны.
(Видеоролик о письмах)

17


Сейчас мы сложим письма-треугольники.
Покажите, что у вас получилось.

Храните их, перечитывайте вместе со своими родными и близкими и вспомните тех, кто сложил головы за наше с вами светлое будущее

18







Давайте почтим память погибших минутой молчания.
19

Итог
Рефлексия
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки!
А. Твардовский
20



Вечная тебе память!
21


Приложение 12
Фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»
Г. Москва































Приложение 13
Конкурсы исследовательских работ
«Юный исследователь», «Изыскатель»











13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT143815




Root Entry