Аналитическая справка о работе ШМО учителей иностранных языков


Анализ работы
ШМО учителей иностранных языков
МБОУ --- средняя общеобразовательная школа
за 2014-2015 учебный год.
Руководитель: ---ТЕМА: «Системно - деятельностный подход на уроках  немецкого  языка». 
Методическое объединение учителей иностранного языка школы ставило перед собой задачу внедрение в обучение элементов системно – деятельностного подхода в рамках ФГОС и мотивировать учителей к использованию на уроках информационных технологий, мультимедийных приложений к учебным и справочным материалам, возможностей сети Интернет в изучении иностранных языков в школе.
В состав методического объединения входит 6 учителей, из них
– молодых специалистов – нет,
- на пенсии – нет,
- 1 учитель ( ---) – находятся в отпуске по уходу за ребёнком,
- 3 учителя прошли успешно аттестацию на первую квалификационную категорию (---,---,--- ),
- на конец уч.года у 4 учителей (---,---,---,--- ) – первая квалификационная категория.
Все работающие учителя вовлекаются в работу по обмену опытом и подвергаются общешкольному контролю.
Основные проблемы, над которыми работают учителя, это внедрение ФГОС и развитие мотивации к обучению иностранным языкам, использование новых технологий.
В прошлом учебном году (6 октября – 24 октября 2014г) 2 учителя (---,---проходили курсы повышения квалификации по теме «Совершенствование профессиональной компетенции учителя иностранных языков в условиях введения и реализации ФГОС».
Работа методического объединения учителей  иностранных языков в    2014-2015 уч.году    проводилась  в соответствии с единой методической темой школы. Она направлена на оказание методической помощи учителям по применению современных методов и технологий в рамках ФГОС.
Целью методической работы школы являлось:
непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в области учебного предмета и методики его преподавания, оказание действенной помощи учителям в улучшении организации образовательного процесса, в обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов.
Участие учителей в работе МО
--- --- --- ---
сентябрьИзучение ВШК и плана работы школы на 2014-2015 учебный год. Составление плана работы ШМО на 2014-2015 учебный год Согласование плана работы ШМО на 2014- 2015 учебный год.

Рассмотрение календарно-тематических планов, уточнение структуры рабочих программ. Предоставление рабочих программ на согласование и подпись
Обоснование начала работы по новой теме самообразования.
(Обмен опытом планирования и работы по самообразованию).
Проверка раб. тетрадей уч-ся.
Подготовка справки о проверке тетрадей.
(Наличие, правильность и аккуратность в оформлении, внешний вид (почерк, опрятность, содержание)). Работа над правильностью и аккуратностью в оформлении тетрадей, соблюдением внешнего вида (почерк, опрятность, содержание).
Подготовка документации по ТБ на рабочих местах, изучение материально-технической базы кабинетов, обеспечение готовности кабинета к новому учебному году.
Обновление содержания папок с методическими наработками на электронных накопителях. Подготовка документации по ТБ на рабочих местах, изучение материально-технической базы кабинетов, обеспечение готовности кабинетов к новому учебному году.
Изучение системы работы вновь прибывших учителей (ознакомление с методикой преподавания предмета, анализ эффективности методических приемов, методов по формированию прочности знаний учащихся) (Учитель английского языка ---)
Подготовка справки. Обоснование методов преподавания предмета и эффективности методических приемов по формированию прочности знаний учащихся.
Взаимопосещение уроков + письменный анализ посещённых уроков
октябрьПосещение уроков, изучение планирования и поурочных планов, проверка тетрадей в 5 классе с целью выявления уровня адаптации уч-ся 5-х классов к обучению в среднем звене школы, учёт инд. особенностей уч-ся. Обмен опытом. Подготовка справки.
Обмен опытом по решению проблем адаптации уч-ся 5-х классов к обучению в среднем звене школы, учёт инд. особенностей уч-ся. Обмен опытом. Обсуждение проблем адаптации уч-ся 5-х классов к обучению в среднем звене школы, учёт инд. особенностей уч-ся. Обмен опытом.
Проведение уроков повторения с целью выявления пробелов, уровня сформированности ЗУН на начало уч. года для корректировки планирования уроков повторения с целью предупреждения неуспеваемости.
Подготовка справки о наличии тетрадей для контрольных работ, правильности их оформления. Соблюдение единого орфографического режима при ведении тетрадей для контрольных работ. Нет тетрадей для контрольных работ.
Контрольные работы
предусмотрены и выполняются в рабочих тетрадях на печатной основе. Соблюдение единого орфографического режима при ведении тетрадей для контрольных работ.
Соблюдение единого орфографического режима при ведении тетрадей для контрольных работ.
+
Некоторые
контрольные работы
предусмотрены и выполняются в рабочих тетрадях на печатной основе
Проведение школьного этапа олимпиады по немецкому языку в 10-11 классах 2014 г.
Из-за отсутствия учителей по причине прохождения курсов повышения квалификации в г. ----. в школьном этапе не участвовали. Проведение школьного этапа олимпиады по английскому языку в 9,11 классах 2014 г.
Взаимопосещение уроков + письменный анализ посещённых уроков В связи с большой часовой нагрузкой по предмету трудно найти время для взаимопосещения.
2 ЧЕТВЕРТЬ
Ноябрь
Посещение уроков, изучение планирования и поурочных планов, проверка тетрадей с целью выявления уровня адаптации уч-ся 10-х классов к обучению в старшем звене школы, адаптации уч-ся, прибывших из других школ района.
Подготовка справки. Обсуждение проблем адаптации уч-ся, прибывших из других школ района, и выработка путей их решения. Обсуждение проблем адаптации уч-ся 10-х классов, прибывших из других школ района, и выработка путей их решения.
Самостоятельная индивидуальная работа над темой самообразования.
Анализ состояния работы по дозировке Д/з. Анкетирование уч-ся.
Подготовка справки. Анализ состояния работы по дозировке Д/з. Анкетирование уч-ся.
Анализ работы со слабоуспевающими и неуспевающими уч-ся по ликвидации пробелов знаний учащихся.
Взаимопосещение уроков + письменный анализ посещённых уроков.
Декабрь
Не предоставили участников районного этапа, так как некоторые учащиеся – участники школьного этапа олимпиады по иностранному языку участвовали в этот день в олимпиаде по биологии, планируя в дальнейшем сдавать ЕГЭ по биологии, а другие набрали мало баллов по результатам школьной олимпиады и не были заявлены на участие в районной олимпиаде.
Анализ материалов районной олимпиады по иностранному языку.
Определение приоритетных направлений работы с сильными уч-ся по повышению уровня их обученности на перспективу участия в олимпиадах по иностранному языку.
Подготовка справки о проверке тетрадей учащихся с целью соблюдения единого орфографического режима при ведении тетрадей. (Работа над каллиграфией. Объём классных и домашних работ, их соотношение, осуществление системы работы над ошибками.) Работа над каллиграфией. Объём классных и домашних работ, их соотношение, осуществление системы работы над ошибками.
Изучение системы работы учителя (формы, методы, приемы работы с учащимися), взаимоотношений между учителем и учащимися, работа с неуспевающими и слабоуспевающими учениками, использование современных педагогических технологий по ин.языку;
изучение формирования развития навыков и умений иноязычной речевой деятельности: аудирования, говорения (монологической, диалогической речи), чтения, письма; овладение учащимися аспектами языка (произношением, лексикой, грамматикой). Иностранный язык в 7-8 классах. (Учителя ---,---). Подготовка справок. Предоставление информации о системе своей работы по плану внутришкольного контроля.
Подготовка сообщения по теме самообразования
Участие в районном семинаре учителей ин.языка на базе МБОУ --- СОШ по т. «Формирование УУД на уроке иностранного языка».
1)Урок нем.яз. в 4 классе «Я и мои друзья готовимся к Рождеству и Новому году»,
2) Внекл.меропр. «Путешествие в сказку»,
3)Доклад по теме семинара (---) Взаимопосещение уроков + письменный анализ
посещённых уроков. В связи с большой часовой нагрузкой по предмету трудно найти время для взаимопосещения.

3 ЧЕТВЕРТЬ
январьРезультаты взаимопосещения уроков (обмен опытом).
Результаты взаимопосещения уроков (обмен опытом).
Результаты взаимопосещения уроков (обмен опытом).
Результаты взаимопосещения уроков (обмен опытом).
Подготовка кабинета иностранных языков к проверке санитарного состояния уч. кабинетов. Помощь в подготовке кабинета иностранных языков к проверке санитарного состояния уч. кабинетов. Подготовка кабинета иностранных языков к проверке санитарного состояния уч. кабинетов.
Отчёт по теме самообразования. Тема сообщения и краткое его изложение: Отчёт по теме самообразования.
Отчёт по теме самообразования. Отчёт по теме самообразования.
февральПодготовка справки о регулярности, тщательности и результативности проверки письменных работ в тетрадях уч-ся. (Взаимопроверка тетрадей учащимися.) Анализ регулярности, тщательности и результативности проверки письменных работ в тетрадях уч-ся. (Взаимопроверка тетрадей учащимися.)
Анализ организации учебно-воспитательного процесса в 9-х классах. Система контроля и учета знаний, уровень требований к знаниям учащихся в условиях подготовки к государственной итоговой аттестации, индивидуализация и дифференциация обучения. Подготовка справки.
Обмен опытом по организации учебно-воспитательного процесса в 9-х классах. Анализ организации учебно-воспитательного процесса в 9-х классах. Система контроля и учета знаний, уровень требований к знаниям учащихся в условиях подготовки к государственной итоговой аттестации, индивидуализация и дифференциация обучения.
Организация и проведение недели иностранного языка по плану совпали по времени с проведением районного семинара учителей иностранного языка на базе МБОУ Гордеевская СОШ по теме «Современный урок на основе системно-деятельностного подхода».
Внекл.меропр.
Игра «Любовь с первого взгляда» (10 кл) Доклад на тему «Формирование УУД на уроках иностранного языка». Мастер-класс на тему «Использование ИКТ для реализации системно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку на примере создания интерактивных упражнений». Урок англ.яз. в 3 классе «Обобщающее повторение по теме «Погода. Времена года».
Поиск способов стимуляции реального общения на иностранных языках - изучение методической литературы. Поиск способов стимуляции реального общения на иностранных языках - изучение методической литературы. Поиск способов стимуляции реального общения на иностранных языках - изучение методической литературы. Поиск способов стимуляции реального общения на иностранных языках - изучение методической литературы.
Изучение методической литературы по теме самообразования. Изучение методической литературы по теме самообразования. Изучение методической литературы по теме самообразования. Изучение методической литературы по теме самообразования.
апрельКоррекция учебных программ и планов во избежание отставания по программе. Коррекция учебных программ и планов во избежание отставания по программе. Коррекция учебных программ и планов во избежание отставания по программе. Коррекция учебных программ и планов во избежание отставания по программе.
майСогласование с библиотекарем и уч-ся программно-методического обеспечения на 2015-2016 уч.год.
Анализ работы ШМО за 2014-2015 уч.год. Подготовка отчёта. Участие в анализе работы ШМО за 2014-2015 уч.год.
Определение направлений работы на 2014-2015 уч.год. Согласование направлений работы на 2014-2015 уч.год.

Примечание:
В течение года обсуждали подготовку к урокам в группах с разной успеваемостью. Анализ поурочных планов показал, что в малой степени на отдельных уроках имеется дифференциация обучения, индивидуальные задания (в основном - это контрольные карточки по выявлению уровня знаний по узкому разделу изучаемой темы) для слабых учащихся. При проведении учебных занятий учителя планируют в начале каждого урока повторение части пройденного лексического или грамматического материала, актуализируют знания, полученные на уроках, объясняют пользу и практическую направленность изученных диалогов, речевых образцов. Учителя работают в тесном контакте с классными руководителями, которые доводят до сведения родителей сведения об успеваемости учащихся и рекомендации по подготовке отдельных уч-ся дома.
Следует также отметить, что интенсифицировать учебный процесс позволяет использование проектора в кабинете №19. Материально-техническая база школы позволяет учителям по необходимости создавать и использовать презентации в Power Point’е для своих уроков. К созданию презентаций учителя МО все шире стали привлекать учащихся старших классов, предлагая им выполнять проекты не только в традиционной бумажной форме, но и на компьютере в Power Point’e. Учителя активно используют в кабинете аудиозаписи, презентации учебного, познавательного характера для формирования, совершенствования и развития учебных навыков и умений учащихся.
Не в полную меру используется лингафонный кабинет (заведующая ---), так как к новым учебникам по иностранным языкам в УМК включены, в основном, аудиоматериалы на CD-дисках, а оборудование кабинета №20 нацелено на использование кассет. Использование лингафонного оборудования возможно на дополнительных и индивидуальных занятиях, а также с целью повышения интереса к изучению иностранного языка.
Одной из проблем можно назвать невозможность регулярного использования проектора в кабинете №19, так как периодически там течёт крыша, приходится во избежание выхода из строя оборудования и в целях соблюдения техники безопасности снимать проектор.
Другая проблема – использование одного ноутбука одновременнодвумя или тремя учителями ин.языка, так как на нём установлены все аудиозаписи и другие программы, необходимые для уроков разных учителей.
Проблема формирования и развития общеучебных умений и навыков - одно из важнейших условий достижения высокого качества знаний, умений, навыков, развития личности. Индивидуализация обучения учащихся осуществляется на дополнительных занятиях.
Результаты школьной олимпиады:
№ Ф.И. уч-ся классФ.И.О. учителя языкРезультат (из72 б.)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 Результаты районной олимпиады: не принимали участия.
Результаты сдачи ЕГЭ по иностранному языку учащейся МБОУ ГСОШ в 2015 году

№ ФИ учащегося
Язык Баллы Класс Учитель
1 2 3 Результаты успеваемости
учащихся МБОУ ---- СОШ за 2014-2015 учебный год ( в %).
3 кл4 кл5 кл6 кл7 кл8 кл9 кл10 кл11 кл По школе
в %
Английский язык Немецкий язык Успеваемость по классам
Результаты качества знаний
учащихся МБОУ---- СОШ за 2014-2015 учебный год ( в %).
3 кл4 кл5 кл6 кл7 кл8 кл9 кл10 кл11 кл По школе
в %
Английский язык Немецкий язык Успеваемость по классам У всех учителей собраны и пополняются в течение уч. года коллекции слайдовых презентаций по всем темам программы, а также имеются учебные и игровые слайды, но некоторые из них до сих пор хранятся в хаотичном порядке.
К недостаткам работы можно отнести
- слабую работу во внеурочное время по языкам,
- низкая заинтересованность в изучении языков.

Среди причин, влияющих на низкую мотивацию и результативность обучения играют:
1.Отсутствие условий для практического применения полученных на уроках знаний;
2. Сложность изучения иностранного языка в группах с большой наполняемостью (15-17 уч-ся).
Было проведено четыре заседания методического объединения, посвящённых решению вышеперечисленных проблем, почти все учителя посетили уроки друг у друга, передавая свой опыт и обогащаясь опытом коллег.
Предложения по улучшению работы:
Продолжить работу по обмену опытом.
Следить за новыми тенденциями в обучении, в частности – строить уроки в соответствии с требованиями ФГОС к уроку иностранного языка.
Активизировать внеклассную работу:
а) по подготовке и проведению Недели иностранного языка,
б) по подготовке к олимпиаде по немецкому языку.

4. Искать методические приёмы по развитию речи в группах с большой наполняемостью.
Рук. ШМО учителей ин.яз.: (---)