Выступление из опыта работы на тему Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

МБОУ «Кульшариповская средняя ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Альметьевского МУНИЦИПАЛЬНОГО района
республики татарстан





ПРИМЕНЕНИЕ здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Учитель английского языка
первой квалификационной категории
Исмагилова Н.Г.










ПРИМЕНЕНИЕ здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. Для более эффективно достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых необходимо использование здоровьесберегающих технологий.
Основным показателем адекватности учебной нагрузки психолого-педагогическим возможностям учащихся является их хорошая работоспособность и активность во время занятий. И, наоборот, чуткий индикатор их несоответствия - быстрая утомляемость детей.
К сожалению, с каждым годом уменьшается число детей с сильным типом нервной системы, для которых характерны высокая работоспособность, подвижность нервных процессов, быстрая реакция на изменение ситуаций, быстрый темп речи и действий. Все больше приходит в школу детей, которые легко утомляются, медленно включаются в учебную деятельность и для которых характерно неустойчивое внимание.
Как помочь ребенку в такой ситуации?
Прежде всего я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил по возможности непринужденно, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.
Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-то новым, необычным. Но при ее проведении я ставлю перед учениками цель запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память.
На начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев.
Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание ребят. Приведу некоторые примеры такой зарядки:
Hands u
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· одна из важнейших форм релаксации. Но имеется в виду не игра на личное или командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие:
- Игра-пантомима:
При изучении алфавита: изобразить букву ( нарисовать ее в воздухе головой или руками). Дополнительно кто-то может попробовать угадать букву и изобразить ее снова.
При изучении темы «My pet” изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.
При изучении темы «My day” изобразить действия, которые обычно выполняются в течение дня.
Песня на уроке – хороший вид релаксации, предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков.
Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
Новизна и нетрадиционность учебного материала.
Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит снятию напряжения учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Вызвать интерес может знакомство с новыми журналами, рассказ о каком-либо городе англоязычных стран с применением иллюстраций.
Возникает вопрос: чем же отличается этот вид разрядки от обычного аудирования? При проведении аудирования учитель направляет внимание школьника на восприятие речи на слух, ставит задачи, предлагает специальные упражнения. Рассказ же учителя, подобранный с целью снятия усталости, напряжения, начинается словами: «Сейчас я расскажу вам что-то интересное». Такой рассказ не носит учебного характера, а строится на понятном ученикам языке с использованием наглядности, мимики и жестов. Трудные слова, обороты речи переводятся самим учителем. Такое сообщение рассчитано на две-три минуты.
Шутливые истории на уроке.
Необычным раздражителем, вызывающим непроизвольную реакцию учащихся и способствующим снятию напряжения, является смех. Для этого я рассказываю что-нибудь забавное. остроумное из классной жизни или использую смешные игрушки, картинки.
Аутогенная тренировка (АТ).
Особенно сложны проблемы основной школы: большая перегрузка учащихся, многопредметность, снижение мотивации учения, что ведет к снижению интереса к получению образования.
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине или в конце учебного дня. Когда многие из них не могут еще отойти от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает нужна психологическая поддержка. Чтобы помочь им в этом. Я использую элементы аутогенной тренировки – системы приемов саморегуляции функций организма. Она позволяет управлять высшими психическими функциями, укреплять силу воли, улучшать внимание, регулировать частоту сокращений сердца, нормализовать дыхательный ритм. Центральной задачей АТ является регуляция собственных эмоций.
В средних и старших классах АТ целесообразно проводить в течении трех-пяти минут, при необходимости в начале и середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем повышением работоспособности, по мнению специалистов.
Прежде чем приступить к АТ, надо уменьшить освещение, включить тихую, спокойную музыку. После этого ребятам необходимо психологически настроить себя, принять удобную позу, отрегулировать дыхание, расслабиться. Сидя на стуле, нужно попросить слегка наклонить туловище вперед, голову чуть-чуть опустить, глаза закрыть, ноги при этом поставить на полную ступню, колени не должны касаться друг друга, предплечья рук положить на переднюю поверхность бедер, кисти свободно свесить. То есть принять позу кучера.
Расслабление.
Расслабить мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, грудной клетки, живота и ног. Все тело погружается в покой. Дыхание спокойно. Не отвлекаться на посторонние мысли:
I am ready to rest.
I want to be quiet.
All my muscles are relaxed.
My breast muscles are relaxed.
My body is resting.
Nothing can trouble me. Etc.

Чувство тяжести – расслабление мышц.
My left arm are heavy.
My right leg are heavy.
All my muscles are relaxed and resting.
I am quiet. Etc.

Чувство тепла
My right arm is warm.
My body is warm.
Nothing diverts my attention. Etc.

Заключительная часть
Выход из аутогенного погружения должен быть спокойным, постепенным.
I open my eyes.
I have a lot of energy.
I am active and strong.
I can do any work easily
My body is light.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника. позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку

Литература
Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка. – М: АСТ Астрель, 2004
Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения. – М.: Просвещение, 1991
Шагивалеева Г.Р. Основа психической саморегуляции. – Елабуга: ЕГПУ, 2006






15