Выступление на ШМО на тему Здоровьесберегающие технологии в современной школе


Здоровьесберегающие технологии в современной школе
Самая главная ценность, которая дана человеку природой – это здоровье. И нет такого родителя, который не хотел бы, чтобы его ребенок был сильным, крепким, энергичным, чтобы его физическое развитие было гармоничным. Но для этого нужно много двигаться. Исследования гигиенистов, физиологов и педагогов свидетельствуют о том, что движение является естественной потребностью детей. А ограничение мышечной деятельности не только задерживает физическое и умственное развитие ребенка, но и приводит к последующим трудностям в овладении тем или иным жизненно необходимым навыком. Школьники около 80% своего времени проводят сидя. Длительное сидение ведет к ухудшению работоспособности всего организма: снижается внимание, слабеет память. У малоподвижных детей нарушается осанка, слабеют мышцы, они растут капризными и болезненными. Такие дети не чувствуют бодрости, которую академик И.П.Павлов назвал «мышечной радостью». Ухудшающееся состояние здоровья детей заставляет пересмотреть взгляд на урок и применяемые педтехнологии.
Одной из основных задач современных общеобразовательных учреждений является создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Педагоги должны сформировать у обучающихся жизненно необходимые двигательные умения и навыки. Особого внимания требует воспитание личной физической культуры, потребности в физическом совершенствовании, развитие желания самостоятельно заниматься спортом, формирование бережного отношения к собственному здоровью.
Здоровьесберегающая педагогика – педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья. Это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.
Здоровьесберегающее пространство школы – это территория грамотной, комплексной и неустанной заботы каждого о своем здоровье и здоровье другого.
Виды здоровьесберегающих технологий:
Медико-гигиенические технологии (МГТ). Соблюдение санитарных норм, работа медкабинета школы.
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Уроки физ-ры и спортивные секции.
Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Пришкольная территория, зелёные растения в классе и в школе, природоохранные мероприятия.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Уроки ОБЖ.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

В здоровьесберегающих образовательных технологиях можно выделить три подгруппы:
Организационно-педагогические (ОПТ): определяют структуру учебного процесса (предотвращение состояния переутомления, гиподинамии и др.)
Психолого-педагогические (ППТ): связаны с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 мин урока на своих учеников.
Учебно-воспитательные (УВТ):включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Принципы здоровьесбережения:
«Не навреди!».
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащихся.
Непрерывность и преемственность.
Субъект-субъективные взаимоотношения.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход.
Успех порождает успех.
Активность.
Ответственность за свое здоровье.
Реализация задачи сохранения здоровья школьников должна осуществляться грамотными творческими людьми, профессионально владеющими своим делом, умеющими нести заряд бодрости и оптимизма. Здоровый, веселый, искренний, добрый, справедливый, высокообразованный педагог, который любит детей и умеет создать обстановку взаимного понимания и доверия, - залог успешной работы школы в деле здоровьесбережения.
Литература.
Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы / В. И. Ковалько., М., Изд.-во «Вако», 2005.
Малашенко М.П. Педагогика здоровья в начальной школе. – Х.: Веста: Изд.-во «Ранок», 2008.
Митина Е.П. «Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра»., М. 2006.
Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.
Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М., Изд-во «АПК и ПРО», 2002.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологи в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
Шевченко Л.Л. «От охраны здоровья к успеху в учебе». М. 2006.