Доклад «Активизация познавательных интересов и творческих способностей обучающихся на уроках швейного дела в адаптивной школе-интернате» (из опыта работы)


казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Петропавловская адаптивная школа-интернат»
Доклад
«Активизация познавательных интересов и творческих способностей обучающихся на уроках швейного дела в адаптивной школе-интернате»
(из опыта работы)
Автор-составитель: учитель ПТО (швейное дело)
первой квалификационной категории
Козлова Лариса Вениаминовна
Муромцево-2016.
Современный подход в обучении и воспитании детей с ОВЗ диктует нам поиски новых форм образовательного процесса. Успешность которого зависит от интереса обучающихся во время обучения. Зачастую развитие творческих способностей является активатором позновательных процессов обучающихся на уроках швейного дела. Актуальность данной темы очевидна, ведь педагог всегда стремится к активизации интереса обучающихся к своему предмету.
Так как моя работа на уроках швейного дела направлена на развитие у детей теоретических знаний и практических навыков, передо мной встал вопрос, - как активизировать познавательный интерес обучающихся? Многолетний мой опыт работы и наблюдения показывает, что дети умеют и любят работать самостоятельно, индивидуально. Именно отличие своей работы от других вызывает интерес у ребёнка. Многие дети не понимают и не принимают общественные значимости работы. Любую работу, которую они делают, они связывают с собой, т.е. они выполняют её либо для себя, либо для родителей, а, например, если работа выполняется для школы (шитьё изделий на ярмарку, ремонт постельного белья и т.д.) у них интерес пропадает и моя задача, как учителя, активизировать обучающихся, развить интерес к этой работе и убедить в необходимости общественной значимости любой работы. Наиболее эффективными с моей точки зрения должно быть обучение, не ограничивающееся сообщением детям новых знаний и многократным повторением учебного материала, а направлено на развитие познавательных процессов учащихся и их творческой активности.
Деятельность, выполняемая с охотой, увлечением активирует психические и физически силы организма и способствует их развитию, детей радует, когда им удаётся решить поставленную задачу, достигнуть намеченную цель, получить хороший результат, радость успеха окрыляет ребёнка, положительное отношение к работе. Для детей со сниженным интеллектом монотонная работа не вызывает интерес, поэтому весь процесс изготовления швейного изделия необходимо связывать с творческим подходом. Например: во время пошива фартука подобрать свой вид отделки (оборку, карманы или пояс другого цвета), внести при пошиве изделия свои формы отделки (вышивку, оборку контрастного цвета, кружево).
За годы работы, убедилась, что успешность трудового обучения в адаптивной школе во многом зависит от формирования у обучающихся активной позиции в отношении познавательной деятельности, роль начального обучения в швейной мастерской очень велика в деле формирования положительно отношения обучающихся к занятиям, и задача моя, как педагога развить у них интерес к работе, активизировать их познавательную деятельность, выявить творческие способности. Для решения этих задач выявляю умения, и навыки, разделяю обучающихся по группам и на основе этого провожу коррекционную работу.
К I группе относятся сильные обучающиеся (9 класс: Сафонова Наталья, Слободенюк Анастасия; 8 класс: Черкасова Татьяна, Винокурова Регина) где большой упор делаю на самостоятельность в выполнении той или иной работы. Дифференцированный подход применим ко II группе (8 класс: Кукс Владислав; 8 класс: Кунина Наталья, Смычкова Мария). Индивидуальная работа систематически проводится с отстающими учащимися, которые и определены в III группу (7 класс Черноножкина Ксения).
Дети с удовольствием рассматривают образцы готовых изделий, которые ранее изготовили другие обучающиеся. Им нравится форма, замысел. Чаще лишь благодаря этому, организованным различным выставкам школьного, муниципального и областного уровня, у обучающихся возникает интерес к созданию своего индивидуального изделия. Многие с нетерпением ждут ежегодную школьную выставку детского творчества, чтобы продемонстрировать свои успехи в швейном деле.
Большое значение в обучении имеет умение настойчиво и добросовестно относиться к работе, аккуратность, стремление к самостоятельности - эти качества существенно облегчают формирование профессиональных умений и навыков по швейному делу. В течение всех лет обучения провожу беседы с детьми о важности умения шить в дальнейшей жизни. Это необходимо, так как на уроках швейного дела обучаются не только девочки, но и мальчики, которые поначалу стесняются пребывания в швейной мастерской. Большая заслуга педагога именно в том, что со временем мальчики процесс обучения швейному делу воспринимают адекватно и достигают больших успехов в освоении профессиональных навыков.
Создание развивающей среды, активизация познавательных интересов как факторов эмоционально-эстетического воспитания и личностного становления ребенка, т.е. атмосфера психологической защищенности, способствующая развитию индивидуальности ребенка на моих уроках обеспечивается манерой взаимодействия с каждым обучающимся: спокойный тон, одобрение, словесное поощрение, оказание своевременной помощи, внушение уверенности в своих силах, подбор работы, фасона, ткани, которая понравится, похвала, предложение самостоятельно найти то, что нужно исправлять и как это сделать.
Считаю эффективными методы и формы работы, используемые для активизации познавательных интересов и творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Например: для того чтобы обучающиеся научились пользоваться иглой, напёрстком, измерительными инструментами, составлять упрощённым способом простые выкройки понимать их чертежи и уметь применять при раскрое готовую выкройку, программа по швейному делу предусматривает применение на уроках наглядных пособий. «Принцип наглядности» является одним из важнейших методов активизации познавательных интересов и творческих способностей школьников. Поэтому использую на своих уроках образцы изделий, чертежи, карточки-задания, инструкционные, технологические карты, которые способствуют наглядному восприятию всего процесса изготовления изделия, помогают обучающимся с ограниченными возможностями здоровья легче и глубже усвоить материал. У обучающихся адаптивной школы часто нарушены процессы абстрагирования и обобщения. В учебно-воспитательной работе необходимо учитывать, что сам по себе показ предмета не создаёт у обучающихся точные и дифференцированные образцы. Задача формирования предметных образов у учащихся нашей школы решается путем специальной организации восприятия, когда наглядность сочетается с объяснениями педагога.
Необходимость использования компьютера в швейной мастерской очевидна – это не только помощник учителя в повышении эффективности обучения, но и средство, позволяющее развить новую информационную культуру деятельности обучающихся, повысить уровень мотивации, применить различные способы активизации мыслительной деятельности обучающихся, проводить словарную работу, активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе.
Также применение проблемно-поисковых методов на уроках швейного дела эффективно для активизации деятельности по разрешению проблемных ситуаций, учебно-познавательной деятельности обучающихся. Например предложенная модель предполагает использование однотонной ткани.
- А можно ли использовать ткань в клетку или полоску, или с набивным рисунком?
- Как лучше расположить рисунок на ткани?
В каждом моём уроке присутствует системность коррекционной работы: речи, мелкой моторики, чувственного восприятия. Всё, что связано с культурой труда, организацией своего рабочего места, умением экономно расходовать материалы является неотъемлемой частью процесса воспитания и обучения на каждом уроке. Умение пользоваться инструкционными картами, выполнять работу согласно определённым требованиям способствует организации и целенаправленности трудовой профессиональной деятельности в дальнейшем. Если дети относятся положительно к труду, с интересом овладевают трудовыми умениями и навыками – именно это способствует развитию познавательной активности детей.
Обучающиеся должны иметь чёткие представления о назначении швейных изделий, должны знать, что их труд необходим окружающим людям, родителям, им самим.
Для эффективности работы на уроке, каждому ребёнку необходимо дать возможность, проявить себя творчески, а значит самостоятельно. Именно поэтому программа по швейному делу в адаптивной школе предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья.
Каждый раз, набирая новую группу по швейному делу необходимо дифференцировать детей по уровню их развития, стараться выявлять их интересы, чтобы в дальнейшем развивать их творческую познавательную деятельность не только на уроках швейного дела, но и во внеурочное время. Если у ребёнка есть интерес в образовательном процессе – это будет иметь своё продолжение и во внеурочное время.