Технология междисциплинарного обучения как одно из условий формирования универсальных учебных действий.


Технология междисциплинарного обучения как одно из условий формирования универсальных учебных действий.

Использование современных технологий развивает те качества личности, которые позволяют человеку быть успешным и счастливым. На междисциплинарное обучение (МДО) возлагаются большие надежды в отношении усовершенствования образовательного процесса всех учащихся, так как технология позволяет выполнить требования к результатам обучающихся на трёх уровнях, указанных в ФГОС НОО: личностном, метапредметном, предметном. Перед учителем появилась новая цель обучения и воспитания - формирование универсальных учебных действий. Произошла смена целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация». Достигнуть этого мне помогло использование технологии междисциплинарного обучения. С помощью данной технологии решаются следующие задачи:
1.Развитие системного мышления и целостного миропонимания.
2. Развитие творческого, критического и абстрактно – логического мышления, способности к решению проблем.
3. Развитие способностей к самостоятельному обучению и исследовательской работе, обучение исследовательским навыкам и умениям.
4. Обучение сотрудничеству. Решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека.
5. Развитие различных компетентностей, способности к самопознанию.
В своей педагогической деятельности, используя технологию МДО, отбираю нужное содержание, определяю виды деятельности на уроке, формы организации учащихся, методы и приёмы, которые способствуют формированию УУД.
В своей практике часто использую работу с технологическими картами, в которых отражены этапы урока:
Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Актуализация знаний
Постановка учебной задачи (мотивация, постановка проблемы)
Решение учебной задачи (использование групповых видов работы)
Первичное закрепление (обмен информацией)
Самостоятельная работа с самопроверкой (связывание фактов, решение проблемы)
Включение в систему знаний, повторение
Рефлексия (применяю таблицу, где определены баллы и критерии, по которым ученик оценивает свою работу).
В карте обозначена цель, определена деятельность учащихся и результат каждого этапа урока.
Большое значение придаю организации исследовательской деятельности учащихся как основы приобретения новых знаний. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. Главное для меня – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Применение технологии МДО позволяет учащимся использовать знания в нестандартных ситуациях, выходя за рамки одного учебного предмета.
Итогом работы стало успешное участие учащихся в школьных, районных, городских конкурсах «МДО-созвездие», «МДО-калейдоскоп», «Хочу стать академиком», городском экологическом конкурсе газет «Мой город, мой район», международных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Эму», «Математика со Смешариками».
Реализация программы МДО на факультативных занятиях и внедрение технологии МДО на уроках способствуют формированию УУД и развитию личностных качеств учащихся. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и ведёт к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.