Конспект урока по математике на тему «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» (6 класс)

конспект урока.
Тема: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
Цель урока: научить применять правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел при решении примеров и задач.
Задачи:
Обучающая: закрепить правила умножения и деления, сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
Развивающая: развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала, внимание, зрительную память, активность учащихся на уроке.
Воспитывающая: воспитание познавательной активности, положительной мотивации к изучению предмета.
Цель деятельности учителя: создать условия для формирования представлений о правиле умножения и деления чисел разного знака.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: проявляют познавательный интерес к предмету.
Предметные: умеют решать примеры на все действия с положительными и отрицательными числами.
Метапредметные результаты изучения темы (универсальные учебные действия):
познавательные: ориентируются на разнообразие способов решения задач; умеют проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать;
регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения;
коммуникативные: считаются с разными мнениями и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оборудование: ПК, интерактивная доска, ЭОР: единая коллекция ЦОР; ФЦИОР, открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС).

Ход урока.
Организационный момент.
Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
Актуализация опорных знаний учащихся. Устный счёт.
Повторите правила умножения и деления чисел с разными знаками. Приведите примеры.
Каким будет знак выражения   ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

 Повторите правило представления смешанного числа в виде неправильной дроби.
 Математический диктант. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Взаимопроверка (работа в парах)
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
III. Выполнение упражнений.
Индивидуальная и фронтальная работа.
Найдите ошибки в следующих примерах и решите их правильно:
а) -24:(-6)=-4; б) -2,4:0,6=4; в) 2,5*(-10)= -2500
Ответы:
а) ошибка в знаке частного, правильный ответ 4;
б) ошибка в знаке частного, правильный ответ –4;
в) ошибка в частном, неправильно умножено на 10, ответ –25.
   2. Работа в открытой образовательной модульной мультимедийной системе (ОМС). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сравните с нулем значения произведения.


3. Решите № 387 (а, б)  с комментированием.
Решение:
а) 7,5 : (–25) + 0,18 : (–60) = –0,3 – 0,003 = –0,303;
б) 0,64 : 0,08 – (–54) : 0,9 = 8 + 60 = 68.
Ответ: а) – 0,303;  б) 68.

4. Работа в группах. Решите №386.
1 группа:№386(а)
Решение:
а) 5,2
· (–8,05) + (–4,8)
· (–2,5) – (–7,9)
· 0,3 = –27,49
1) 5,2
· (–8,05) = –41,86;
2) (–4,8)
· (–2,5) = 12;
3) (–7,9)
· 0,3 = –2,37;
4) –41,86 + 12 + 2,37 = –41,86 + 14,37 = –27,49.

2 группа: №386(б)
Решение:
б) (5,4 + (–0,35)
· 7,6)
· (–0,72 – 1,28) = –5,48
1) –0,35
· 7,6 = –2,66;
2) 5,4 – 2,66 = 2,74;
3) –0,72 – 1,28 = –2;
4) 2,74
· (–2) = –5,48.
3 группа: №386 (в)
Решение:
а) 5,2
· (–8,05) + (–4,8)
· (–2,5) – (–7,9)
· 0,3 = –27,49
1) 5,2
· (–8,05) = –41,86;
2) (–4,8)
· (–2,5) = 12;
3) (–7,9)
· 0,3 = –2,37;
4) –41,86 + 12 + 2,37 = –41,86 + 14,37 = –27,49.
Группы защищают решённые задачи у доски.
5.
– Вспомните распределительный закон умножения. (а
· (b ± c) = ab ± ac.)
– Как по-другому называют этот закон? (Правило раскрытия скобок или вынесение общего множителя за скобки.)
Решим устно № 391, 392.
№ 391.
13 EMBED Equation.DSMT4 1415
Ответы: а) –18а; б) 35х; в) –24m; г) 12d.
№ 392.
13 EMBED Equation.DSMT4 1415
Ответы: а) –32b; б) –24у; в) 12n; г) 21с.
V.  Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Как по-другому можно назвать распределительный закон умножения?
– Сформулируйте правило деления двух отрицательных чисел.
– Как вы думаете, вы справитесь с домашним заданием?
– Оцените свою деятельность на уроке.

VI. Задание на дом. 1) № 386 (в, г), 387 (в, г), 400.   (Математика - 6  И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.);
2) творческое задание для поисковой, исследовательской работы.
Тип урока: 
 Урок закрепления знаний
Учащихся в классе: 20
Используемые учебники и учебные пособия: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Математика, 6 класс
Используемая методическая литература: методическое пособие для учителя
Используемое оборудование: ПК, интерактивная доска, ЭОР: единая коллекция ЦОР; ФЦИОР, открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС).
 
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
                                                                         Таблица 2                                                                                     

Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.
 
 
 

2.
 
 
 


3.
 
 
 
ЦОР
 
 


ЦОР
 

 
 ФЦИОР
Простое
ЦОР
 
 

Простое ЦОР
 
 
   ОМС
Презентация
 
 
 
Математический
диктант
 
 
 Открытая образовательная модульная мультимедийная система
 
 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]15

 






Технологическая карта урока.
Тема: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел».
1.Прохорова Любовь Владимировна
2.МАОУ «Бигилинская средняя общеобразовательная школа имени первого директора, отличника народного образования СССР А.П.Горохова», Заводоуковский городской округ.
3.Учитель математики.
4. Математика.
5. 6 класс
7.Учебник «Математика – 6», авторы  И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.
8. Цель деятельности учителя: создать условия для применения правил умножения и деления чисел разного знака.
9. Планируемые результаты:
Личностные: проявляют познавательный интерес к предмету.
Предметные: умеют решать примеры на все действия с положительными и отрицательными числами.
Метапредметные результаты (УУД):
познавательные: ориентируются на разнообразие способов решения задач;
регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения, осмысливают ошибки и устраняют их;
коммуникативные: считаются с разными мнениями и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; умеют аргументировано отвечать на поставленные вопросы.
10. Цель урока: научить применять правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел и чисел с разными знаками.
11. Задачи:
 - обучающие: научить применять правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел при решении примеров и задач; закрепить правила умножения и деления десятичных дробей, сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками;
 - развивающие: развитие логического мышления для сознательного восприятия учебного материала, внимание, зрительную память, активность учащихся на уроке;
 - воспитательные: воспитание познавательной активности, положительной мотивации к изучению предмета.
12. Урок закрепления знаний.
13.Индивидуальная и фронтальная работа с учащимися.
14. ПК, интерактивная доска, ЭОР: единая коллекция ЦОР; ФЦИОР, открытая образовательная модульная мультимедийная система (ОМС).
15.Структура и ход урока.




  





п/п

Этап урока

Ход урока
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика
·

Планируемые результаты

Время

1
2
3
4
5
6


1.

Организационный момент.   Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке     
 
 
 
 
 
 
 
 
Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
 




Сели за парты. Настроились на урок.
 
 




- коммуникативные (умение слушать)
- личностные (умение выделять нравственный аспект поведения)


1 мин








2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




 
 Актуализация опорных знаний учащихся.
Цель: активизация деятельности, мотивация к дальнейшей работе. Проверить уровень сформированности знаний по теме. 
 Цель использования ЦОР: формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, повышение мотивации к учению, контроль усвоения и обобщение.

   
Работа в парах.
 
 
 
 

 


 






[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 
 
 
   
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.Спрашивает правила умножения и деления чисел с разными знаками. Приведите примеры.
 





2.Каким будет знак выражения.
3.Спаршивает правило представления смешанного числа в виде неправильной дроби.
 




4.Математический диктант.
 
 
 
 
Учащиеся рассказывают правила умножения и деления чисел с разными знаками. Приводят примеры.





Учащиеся устно выполняют задание. 
Учащиеся рассказывают правила представления смешанного числа в виде неправильной дроби.
 




Учащиеся выполняют задание с последующей проверкой (работают в парах, обмениваются тетрадями).
 
-коммуникативные (владение основами самоконтроля, самооценки, уметь самостоятельно анализировать свои действия)
- личностных (планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата);





4 мин
















5 мин





3.
 
 















 
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Решение задач
Цель:
-сохранение
интереса к теме при
непосредственной
работе с новой информацией;
-постепенное
продвижение от
знания «старого» к
«новому»;
-умение выражать свои мысли;
- учебное сотрудничество;
-планирование способов взаимодействия;
-построение логической цепи рассуждений.

Работа в открытой образовательной модульной мультимедийной системе (ОМС).
Цель: сократить время, затрачиваемое учениками на осуществление проверки и обработки результатов

Продолжаем работать дальше.
 
 
 
 
 
 
 
 




Работа в группах.





 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 






[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]15


3.Решите № 387 (б, в) с комментированием.
Решение
б)0,64:0,08-(-54):0,9=68
1)0,64:0,08=64:8=8;  
2)(-54):0,9=-540:9=60;          
3) 8-(-60)=68
в)(-81):(-2,7)- (-0,45):(-0,9)= (-810):(-27)- (-4,5):(-9)=30-0,5=29,5
Ответ: б)68;  в)29,5.

4.Решите №386.
1 группа
Решение
а) 5,2
· (–8,05) + (–4,8)
· (–2,5) – (–7,9)
· 0,3 = –27,49
1) 5,2
· (–8,05) = –41,86;
2) (–4,8)
· (–2,5) = 12;
3) (–7,9)
· 0,3 = –2,37;
4) –41,86 + 12 + 2,37 = –41,86 + 14,37 = –27,49
2 группа
б) (5,4 + (–0,35)
· 7,6)
· (–0,72 – 1,28) = –5,48
1) –0,35
· 7,6 = –2,66;
2) 5,4 – 2,66 = 2,74;
3) –0,72 – 1,28 = –2;
4) 2,74
· (–2) = –5,48.
3 группа
в) (–1,05 – 2,9
· (– 0,01))
· (5,42 – 10,9) = =5,59508
1) – 2,9
· (– 0,01) = 0,029;
2) –1,05 + 0,029= –1,021;
3) 5,42 – 10,9 = – 5,48;
4) –1,021
· (– 5,48) = 5,59508.

5.
1. Найдите ошибки в следующих примерах и решите их правильно:
а) -24: (- 6) = - 4;
б) -2,4:0,6=4;
в) 2,5
·(-10)=-2500


 
 
 
 










 
Сравните с нулем значения произведения.








Продолжаем работать дальше.
 Учитель просит прокомментировать задания.
 
 
 
 





Организует три группы.  Координирует деятельность обучающихся в группах.












– Вспомните распределительный закон умножения.
– Как по-другому называют этот закон?





Решим устно № 391, 392.


Учитель контролирует выполнение упражнения
Индивидуальная и фронтальная работа учащихся
Выполняют задания в тетради с последующей проверкой.
Ответы:
а) ошибка в знаке частного, правильный ответ 4;
б) ошибка в знаке частного, правильный ответ –4;
в) ошибка в частном, неправильно умножено на 10, ответ –25.








Учащиеся по очереди выходят к интерактивной доске, выполняют задания







Один учащийся работает у доски, комментируя решение задания. Остальные делают записи в тетрадях, проговаривают правила деления чисел с разными знаками.
 
 





Решают задачи, сталкиваются с познавательной трудностью, которая вызывает поисковую деятельность в группе.

Группы защищают решенные задачи у доски.










Учащиеся рассказывают распределительный закон умножения.
а
· (b ± c) = ab ± ac
Учащиеся отвечают на вопрос учителя. (Правило раскрытия скобок или вынесение общего множителя за скобки.)
Учащиеся устно выполняют решение:
№ 391.
Ответы: а) –18а; б) 35х; в) –24m; г) 12d.
№ 392.
Ответы: а) –32b; б) –24у; в) 12n; г) 21с.
-коммуникативные (контроль полученного результата. Коррекция полученного результата. Элемент волевой саморегуляции.
Осознание качества и уровня усвоения)
-личностные (самоопределение с целью получения наивысшего результата, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания)


















-коммуникативные (планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, контроль полученного результата,
осознание качества и уровня усвоения)
-личностные (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, проявление терпения и аккуратности при построении чертежа, умение выделять нравственный аспект поведения)
-метапредметные (владение основами самоконтроля, самооценки, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, аргументировать и отстаивать свое мнение, владение устной речью)



3 мин





















6 мин











5 мин












6 мин



























4 мин












4.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: формирование личностного отношения к информации

Учащиеся отвечают на вопросы.
– Как по-другому можно назвать распределительный закон умножения?
– Сформулируйте правило деления двух отрицательных чисел.
– Как вы думаете, вы справитесь с домашним заданием?
– Оцените свою деятельность на уроке.
Учитель задаёт вопросы учащимся по уроку.
 
 
 




Учитель подводит итоги, комментирует выставление оценок за урок.

Учащиеся дают характеристику своей работы на уроке, дают оценку своей работы.

-коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог.
личностное самоопределение, построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия)
-личностные (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, контроль и оценка своей деятельности в рамках урока);
-метапредметные (умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, аргументировать и отстаивать свое мнение, владение устной речью)
4 мин

5.
Задание на дом.

Страница 86, 88;
№ 386 (г), 387 (в, г), 388.  (Математика - 6  И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.)
2) творческое задание для поисковой, исследовательской работы.
Учитель комментирует домашнее задание.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.
-личностные (развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора);
-метапредметные (владение устной и письменной речью)
2 мин







Root Entry