ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ «РАДУГА» ПО НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ № 10 «РОМАШКА»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана
«Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЙ В КРУЖКЕ
«РАДУГА»
ПО НЕТРАДИЦИОННОЙ  ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
В СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ № 10 «РОМАШКА»
Руководитель кружка:
Чернышова О.В.
Абакан 2016г.
ВВЕДЕНИЕ
Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусства в целом. Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству. В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие.
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – саморегуляции, самоуправления. Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.
Пояснительная записка
Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, что чем больше ребёнок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.
В последние годы появилось много методической литературы по развитию детского творчества и обучению детей технике рисования, тем не менее, овладение детьми техникой изображения остаётся актуальным. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. С течением времени движений руки оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. Вот почему и специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики.
По исследованию В.И.Дружинина, вопрос о связи речи с мышлением является в определенном смысле ключевым в психологии. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно Л.С.Выготский называл рисование «графической речью».
Рисование карандашами и красками требует от ребенка дошкольника высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знание приемов работы. Однако, несмотря на усилия, рисунок может, получается непривлекательным, тут на помощь приходят нетрадиционные приемы рисования.
Актуальность данного направления заключается в использовании
систематических упражнений по тренировке пальцев, которые являются средством стимуляции коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения. Пальчиковые игры, упражнения и нетрадиционные техники рисования – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Использование нетрадиционных техник рисования способствует:
Развитию у дошкольников двигательной координации кистей и пальцев, глазомера, зрительного восприятия, ориентировке на листе бумаги;
Развитию умений и навыков, способствующих подготовке руки ребенка к письму;
Развитию воображения и восприятия, а значит, познавательных способностей;
Эмоционально-положительное отношение к рисованию;
Самовыражению личности, т.е. отображения собственного фантазийного и эмоционального мира.
Исходя из вышесказанного, данная тема является в настоящее время очень актуальной и дает педагогу возможность для творчества.
Кружок направлен на развитие у детей мелкой моторики нетрадиционными техниками рисования.
Цель Программы:
Основная цель занятий - создание условий для развития у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества.
Задачи:
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
Развивать творчество, фантазию.
Активизировать детей при выборе тематики.
Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
На диагностическом и контрольном этапе используются следующие методики:
1. Анкетирование родителей и педагогов.
2.Диагностика моторных навыков (Н.О. Озерецкий и Н.И. Гуревич).
3. Наблюдения во время работы за детьми.
Структура занятия
- Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты.
- Рассматривание картин и книжных иллюстраций.
- Проговаривание последовательности работы.
- Показ воспитателя.
- Пальчиковые гимнастики и массажи, специальные тренировочные упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
- Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
- Музыкальное сопровождение.
- Оформление выставок.
Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, в группе необходимо создать развивающую среду, которая может включать в себя такие компоненты:
- зона ИЗО деятельности (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, бумага, штамповки и другое).
- зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
- мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления);
- тактильной чувственности (при непосредственном контакте пальцев рук с различными средствами художественной деятельности дети познают их свойства, возможностями применения и т.д.);
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- ориентировочно-исследовательской деятельности дошкольников – ребенку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.);
- в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
В работе по развитию мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования находит свое отражение интеграция образовательных областей:
1. «Коммуникация»: развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми, пополнение словаря детей.
2. «Чтение художественной литературы»: чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
3. «Художественное творчество»: участие в создании индивидуальных и коллективных рисунков, сюжетных композиций, использование различных материалов и способов для создания изображения. Развитие продуктивной деятельности детей.
4. «Познание»: расширение кругозора детей, сенсорное развитие.
5. «Социализация»: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей и способность преодолевать трудности.
6. «Безопасность»: соблюдение элементарных правил безопасности во время работы с различными материалами.
7. Образовательная область «Музыка»: приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.
8. «Труд»: воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
9. «Здоровье»: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.
Одним из важнейших направлений, по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму, остается работа с родителями.
Эффективным средством знакомства родителей с особенностью развития мелкой моторики рук посредством нетрадиционных техник рисования является их участие в вечернее время, где они могут познакомиться с методом и приемами работы. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят на выставке детские работы. Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители, будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения.
Поэтому особое внимание необходимо уделять обсуждению детских работ, обязательно вводить в практику анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараться оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок. 
Работа с родителями
- Консультация «Особенности рисования детей 4-5 лет».
- Изготовление папки-передвижки «Пальчиковые краски и работа с ними».
- Наглядно – текстовая информация «Как правильно использовать нетрадиционные техники рисования».
Формы проведения:
Занятия длительностью 15-20 минут с использованием техник нетрадиционного рисования:
Техники:
- тычок полусухой жесткой кистью;
- рисование восковыми мелками и акварелью;
- пластилинография;
- обрывная аппликация;
- пальчиковое рисование (ватной палочкой);
- рисование бумагой;
- граттаж;
- рисование ниточками;
- монотипия;
- кляксография;
- рисование нитками;
- рисование цветными мыльными пузырями;
- рисование ладошками.
Методы обучения нетрадиционным техникам рисования
Создание игровой ситуации, интересных моментов.
Проговаривание этапов работы.
Демонстрация воспитателя, применение мультимедийной презентации с изображением по этапам правильного положения рук в процессе знакомства с новыми техниками.
Пальчиковые гимнастики, специальные упражнения для тренировки кистей и пальцев, массажи, способствующие развитию мелкой моторики.
Рассматривание иллюстраций из книг и картин.
Сопровождение музыкальными произведениями.
Оформление выставок.
Самостоятельная деятельность детей.
Принципы работы с детьми:
доступность отбираемого материала;
постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
индивидуальный подход к детям;
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
- планировать свою работу;
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Структура занятия кружка «Радуга»
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Что бывает такого цвета», «Волшебные картинки», «Лабиринт» слушание песенок, и т.д.ЧАСТЬ.2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка. по теме занятия.
Учебный план.
№N
Название темы Количество часов
1  Игра-беседа «Условия безопасной работы». 1
2 Игра: «Знакомство с чудо - помощниками» 1
3 «Знакомство с техниками» 4
4 «Творим  без  кисточки» 3
5 «Рисуем мыльными пузырями» 4
6 «Рисуем ватными палочками» 2
7 «Рисуем ниточками» 2
8 «Знакомство с кляксографией» 2
9 «Рисуем пластилином» 3
10 «Набрызг» 4
11 «Граттаж» 4
12 «Монотопия» 4
13 Всего: 34
№ п/пТема занятия Нетрадиционная техника Программное содержание
1 2 3 4
Сентябрь 1 Осенние листья Акварельные краски+восковые мелки  Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени. Совершенствовать умения и навыки в рисовании восковыми мелками и акварелью.
2 Плюшевый мишка Тычок жесткой полусухой кистью Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью»
3 Яблочко Монотипия Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере яблока). Развивать пространственное мышление.
4 По замыслу Различные  Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
Октябрь
5 Боровичок Рисование пальчиками  Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания. Развивать чувство композиции, цветовосприятие.
6 Варенье КляксографияПознакомить с техникой кляксография. Развивать чувство композиции.
7 Блюдечко ПластилинографияСовершенствовать умения и навыки в рисовании пластилином.
8
Кресло НабрызгПознакомить с техникой набрызг. Развивать чувство композиции.
Ноябрь
9 Пылесос ГраттажПознакомить с техникой граттаж. Учить обводить шаблоны простой формы.
10 Самокат Рисование ватными палочками Закрепить умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции
11   По замыслу Различные  Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
12 Пароход ПластилинопластикаЗакрепить умение рисовать пластилином. Развивать чувство композиции.
Декабрь
13 Морозные узоры Акварельные краски+восковые мелки Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени. Совершенствовать умения и навыки в рисовании восковыми мелками и акварелью.
14 Синичка Рисуем ниточками Познакомить с техникой рисования ниточками.
15 Саночки Рисование ватными палочками Совершенствовать умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции.
16 Новогодняя открытка Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Январь
17   По замыслу Различные  Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
18 Кошечка Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном Совершенствовать умение детей в различных  изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции.
19   Цыпленок Рисование ватными палочками Совершенствовать умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции.
Февраль
20 Бегемот ГраттажПознакомить с техникой граттаж. Учить обводить шаблоны простой формы.
21   По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
22 Гора Монотипия Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере горы). Развивать пространственное мышление.
23 Открытка папе Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Март
24
Платье Рисование ватными палочками Совершенствовать умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство композиции.
25 Открытка мамочке Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
26
Платочек для бабушки Акварельные краски+восковые мелки Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений об осени. Совершенствовать умения и навыки в рисовании восковыми мелками и акварелью.
27
Капель Рисование пальчиками Совершенствовать умение рисовать пальчиками. Развивать цветовосприятие.
Апрель
28 Подводное царство Рисование мыльными пузырями, ладошкой, восковыми мелками + акварель Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки  + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции
29
  По замыслу Различные  Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему
30 Сказочный сад Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету).  
31 Волшебный цветок Различные Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы.
Май
32 Пчелки Восковой мелок+акварель, черный маркер+акварельСовершенствовать умения в данных изобразительных  техниках.  Развивать чувство композиции
33 Открытка на 9 мая Различные Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы.
34 Фантазия Набрызг, печать поролоном по трафарету Учить создавать образ  используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник