Обобщение по теме Неметаллы


Тема: Урок-обобщение по теме «Неметаллы» Класс: 9
Добрый день! Уважаемые гости и ученики. Садитесь.
Нам дарит химия сегодня
Чудесных множество веществ,
Пластмассы, каучук, волокна
Всех их, конечно же, не счесть.
Для урожаев – удобрения,
Для техники – металл любой.
Строителям цемент и краски,
Врачам – лекарств огромный рой.
Нам химия подарит свет,
Уют, одежду, обед приличный.
Даст то, чего в природе нет
Лишь знать ее должны мы на “отлично”.
Сегодняшний урок я хотела бы начать со слов Конфуция
«Скажи мне, и я забуду;
Покажи мне, и я, может быть запомню,
Вовлеки меня, и я пойму…»
Дорогие ребята! Утром, придя в кабинет химии, я обнаружила, что из периодической системы исчез один элемент. Мне пришлось обратиться к соседям исчезнувшего элемента, и вот что они рассказали.
1 учащийся: Я – сосед снизу. Ночью просыпаюсь и
слышу – сверху шум, возня, крики.
Учитель: И вы не поспешили на помощь?
1 учащийся: Что вы? Мне невозможно выходить из квартиры,
ведь на воздухе я самовоспламеняюсь, а в темноте – свечусь.
2 учащийся: И я слышал шум в квартире справа, но тоже не мог помочь. Ведь со своим пропавшим соседом я сразу образую «веселящий» газ, который приносит вред здоровью.
3 учащийся: Я – сосед пропавшего элемента слева. Эх, зря вы и ваш нижний сосед не вмешались. Позвали бы меня, и я бы вас быстренько адсорбировал. А так, ищи теперь нашего друга.
Учитель: Ну что, ребята, узнали вы соседей пропавшего элемента по периодической таблице? Значит, сможете легко назвать и его самого.
Сосед справа образует с пропавшим элементом «веселящий» газ – оксид азота (I) N2O.
Сосед снизу – светится в темноте (белый фосфор).
Сосед слева – обладает способностью адсорбции (углерод).
Итак, пропавший элемент - неметалл – это кислород.
А к каким веществам их можно отнести?
Предположите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Неметаллы
Тема нашего урока: ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «НЕМЕТАЛЛЫ»
Что же мы должны будем вспомнить о неметаллах? строение физические и химические свойства, применение, соединения
Какова же цель нашего урока? (Отвечают дети)
Правильно цель урока: Обобщить, систематизировать и скорректировать знания по теме «Неметаллы».
Как вы уже поняли, работать мы будем в группах, каждая группа – это команда, которая должна иметь название. Для этого я вам зачитываю определения, относящиеся к загаданному химическому элементу неметаллу. Если ответ готов после первого определения, то команда получает 5 баллов, после второго – 4, после третьего – 3,после четвертого – 2, после пятого – 1, не угадано вещество – 0.
Задание для группы №1
- Его простое вещество называют всесъедающим.
- Он обладает высокой химической активностью.
- Его соединения входят в состав зубных паст.
- Он входит в состав фреона.
-Его находят в тефлоновых покрытиях.
О т в е т. Фтор
Эта команда получила свое название . В рабочий лист внесите название команды и поставьте балл, который вы заработали.
Задание для группы №2
- Это распространенный неметалл.
- Его атомы входят в состав белков.
- Простое вещество горит синеватым пламенем.
- Используют в производстве резины.
-Используют в производстве спичек.
О т в е т. Сера
Запишем название и поставим бал в рабочий лист.
Задание для группы №3
- Простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.
- Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов.
- Простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей.
- Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях.
- Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.
О т в е т. Хлор
Запишем название и поставим бал в рабочий лист.
Задание для группы № 4
- Этот неметалл образует аллотропные модификации.
- Академик А.Е. Ферсман навал его «элементом жизни и мысли»
- Входит в состав костей.
- Открыт в 1669 году немецким алхимиком Брандом.
- Одна из аллотропных модификаций светится в темноте.
О т в е т. Фосфор
Запишем название и поставим бал в рабочий лист.
Получают карточки с символами химических элементов (хлор, фосфор, сера, фтор).
Итак, у нас 4 команды, которые дружно продолжают работу на уроке. Но у нас есть правила работы в группе. Вспомним, их. ( зачитывают в слух)
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других.
3. Записывай идеи.
4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
5. Не бери всю инициативу на себя.
6. Не жди подсказки.
Время нам нельзя терять,
Будем работать начинать.
Что нам делать предстоит?
Вот вопрос какой стоит.
Чтоб ответ вам получить
Надо эту задачу решить.
Каждая команда выбирает себе задание. Прочитайте, посовещайтесь и определите о каком химическом элементе идет речь. Как только будите готовы к ответу – просигнализируйте.
№1. М.В. Ломоносов в статье, опубликованной в 1745 г., писал: «При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотах из отверстия склянки вырывается горючий пар». Что это за вещество?
№2. Семен Исаакович Вольфкович (1896 – 1980) в одной из лабораторий Московского университета на Моховой получал это вещество в электрической печи при электротермической возгонке фосфоритов. Когда он поздно возвращался домой по почти не освещенным в то время улицам Москвы, его одежда излучала голубоватое свечение, а из–под ботинок высекались искры. Вскоре среди жителей Моховой улицы стали передаваться рассказы о «светящемся монахе». Назовите вещество, которое получал Вольфкович№3. Шведский химик так описал один свой опыт, выполненный в 1774 г.: «Я поместил смесь черной магнезии (оксид марганца) с муриевой кислотой (соляной) в реторту, к горлышку которой присоединил пузырь, лишенный воздуха, и поставил ее на песчаную баню. Пузырь наполнился газом. Газ имел желто-зеленый цвет, пронзительный запах». Назовите этот газ.
№4. У Куртуа был любимый кот, который во время обеда сидел обычно на плече своего хозяина. Куртуа часто обедал в лаборатории. В один из дней во время обеда кот, чего-то испугавшись, прыгнул на пол, но попал на бутылки, стоявшие около стола. В одной из бутылок находилась суспензия золы водорослей, а в другой – концентрированная серная кислота. Бутылки разбились и с пола стали подниматься клубы сине-фиолетового пара, которые оседали на окружающих предметах в виде черно-фиолетовых кристаллов с металлическим блеском. Так был открыт новый элемент…
1 учащийся: Я думаю, что этот горючий пар – водород. Металлы, стоящие в ЭХРН до водорода вытесняют водород из кислот. Водород сгорает со взрывом, является горючим газом.
2 учащийся: Вещество, которое получал Вольфкович – белый фосфор. Белый фосфор светится в темноте голубоватым свечением, на воздухе самовоспламеняется.
3 учащийся: Думаю, что пузырь наполнился хлором. Т.к. хлор – это газ желто-зеленого цвета, имеющий пронзительный запах. В переводе с греческого «хлорос» - желто-зеленый, остро пахнущий, резко пахнущий ядовитый газ.
4 учащийся: Это был йод, который при обычных условиях представляет собой кристаллы черно-фиолетового цвета, с металлическим блеском. При возгонке йода образуются пары сине-фиолетового цвета, которые при охлаждении снова кристаллизуются.
В рабочий лист внесите баллы за ответ: кто отвечал первым – 5 баллов, …
(если одновременно одинаковое количество баллов).
На слайде и у вас на карточках написаны формулы веществ: N2, CO2, HNO3, N2O5, H2SiO3, Na3PO4, Mg(NO3)2, CaCO3, CO, NO2, H2SO4, SiO2, BaSO4, H3PO4, P, SO3, C, K2SiO3, H2CO3, Si, P2O5, S, SO2.
Вам необходимо составить генетический ряд, того химического элемента, который указан на вашей карточке. Работаем 2 минутки. Закончите- сигнализируйте.
А теперь давайте проверим по эталону.
Молодцы, вы все справились с заданием. В рабочий лист поставьте себе баллы. Если вы не допустили ошибок – 5 баллов, если одна ошибка – 4 балла, если больше двух ошибок – 3 балла.
В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами. Напомните правила техники безопасности при выполнении работ.
Учащиеся называют правила работы.
В рабочем листе у вас есть задание для опыта, прочитаем его в слух.
Используя знания о качественных реакциях на ионы Cl- , SO42- , PO43- определите содержание ионов в пробирках.
В трёх пронумерованных пробирках находятся растворы: хлорида натрия, сульфата натрия, фосфата натрия. Предложите способ определения этих солей. Какие реактивы для этого понадобятся? Запишите необходимые уравнения в молекулярном и ионном виде.
Инструкция: 1. Три ученика работают с пробирками и реактивами.
2.Остальные заполняют таблицу и составляют уравнения реакций.
Учащиеся в группах выполняют задание и оформляют в тетради результаты работы. Делают выводы.
Дано: пробирки №1, №2, №3
Реактивы: AgNO3, BaCl2.
В пробирках содержатся растворы солей: NaCl, Na2SO4, Na3PO4.
Реактивы NaClNa2SO4 Na3PO4
AgNO3 Белый творожистый осадок - Желтый осадок
BaCl2 - Молочный осадок -
Правильность выполнения работы будет мною проверена и результаты объявит Татьяна Ивановна на следующем уроке.
Отставили аккуратно все в сторону.
Потрудились – отдохните,
Влево – вправо посмотрите,
Глубоко разок вздохните,
Сделав это, улыбнитесь,
За работу вновь возьмитесь.
Продолжаем работу.
Теперь каждый участник может принести дополнительные баллы своей команде, для этого надо правильно ответить на вопрос. Правильный ответ- 1 балл, вносите его в свой рабочий лист.
В какой капусте много йода? (В морской).
Какой элемент считают «царем живой природы»? (Углерод).
Какая кислота входит в состав желудочного сока? (Соляная).
Какое вещество составляет основу карандаша? (Графит).
Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается. (Азот).
Как называются соли угольной кислоты? ( Карбонаты).
Белый воздуха боится, покраснел, чтоб сохраниться. ( Белый и красный фосфор).
Используется она в производстве спичек, бумаги, взрывчатых веществ, лекарств, но основной ее потребитель – химическая промышленность. Назовите этот неметалл. (Сера).
Назовите сильнейший окислитель. (Фтор).
Какова массовая доля кислорода в воздухе? (21%)
Какой элемент сыграл роковую роль в жизни Наполеона? ( Мышьяк).
Какова формула озона? (О3).
Как называется семейство элементов 7 группы главной подгруппы? (Галогены).
Этот оксид выдыхают животные и человек? ( Углекислый газ).
Это вещество встречается в отбеливателях, чистящих средствах, оно способно возвращать белизну белым тканям, дезинфицирует. ( Хлор).
Какой элемент называют «элементом жизни и мысли?» ( Фосфор).
Как называется семейство элементов 6 группы главной подгруппы? (Халькогены).
Как называются соли серной кислоты? (Сульфаты).
В состав зубных паст входит именно этот химический элемент (Фтор).
Благодаря какому процессу масса кислорода в воздухе почти не меняется? (Фотосинтезу).
Недостаток, какого элемента вызывает заболевание щитовидной железы? (Йода).
При недостатке этого элемента в организме наблюдается хрупкость и ломкость костей, и выпадение волос? (Серы).
Соединения этого галогена регулируют процессы возбуждения и торможения центральной нервной системы. Что это за галоген? (Бром).
Темно- фиолетовые кристаллы этой соли хорошо растворяются в воде, используется в лаборатории для получения кислорода. (KMnO4)
Сейчас открыли все тетради
И записали дату в них,
Нет, стоп! Проверьте-ка сначала,
Как положили вы мне их
Пряма ли спинка?
Ноги вместе?
А вот теперь пишем хорошо.
А к доске решать задачу, желающие есть.
Задача. Послушайте отрывок из романа А. К.Дойла «Затерянный мир».
«Последние дни я напрягал все силы своего ума, чтобы разрешить задачу, как нам выбраться отсюда, - сказал Челленджер. - Мы уже убедились, что спуск по отвесным скалам невозможен, а туннеля больше не существует. Перебросить мост на утёс нам, безусловно, не удастся. Что же тогда делать? Я как-то говорил нашему юному другу, что эти гейзеры выделяют водород в свободном состоянии. Отсюда логически вытекла мысль о воздушном шаре». Рассчитайте, какая масса цинка потребовалась бы, чтобы наполнить водородом шар объёмом 1 кубический метр.
Ответ:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
m (Zn) = = 2 кг 902 г.
Посмотрите на экран. Теперь давайте разгадаем кроссворд.
По горизонтали
2. Благородный газ.
3. Газ желто-зеленого цвета.
4. Одна из аллотропных модификаций углерода.
6. Самый распространенный элемент во Вселенной.
7. Твердое кристаллическое вещество желтого цвета.
9. Красно-бурая жидкость.
По вертикали
1. Самый распространенный элемент на Земле.
10. Газ, используемый в световых рекламах.
5. Простое вещество, применяется в производстве спичек.
8. Газ, составляющий 78 % (по объему) воздуха.

Как вы думаете, почему именно эти элементы я внесла в наш кроссворд?
(Они все относятся к неметаллам)
Мы с вами начинали урок эпиграфом «Скажи мне, и я забуду; Покажи мне, и я, может быть запомню, Вовлеки меня, и я пойму…» Прошу вас подвести итог нашего сегодняшнего урока, опираясь на эпиграф. Закончите предложения все по очереди, выбирая начало фразы, пользуясь слайдом:
сегодня я узнал…, было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… я приобрел… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Оценки за урок _______________________________(смотри в зачетный лист).Но это еще только часть оценок, остальные вы получите после, того как я проверю рабочие листы. Сдайте мне их, пожалуйста!
Для каждого из вас на столе карточка с домашним заданием, ее вы возьмете домой. А сейчас посмотрите на слайд. Я вам его поясню. Задание трехуровневое, каждый выберет себе то, с чем он справится.
1 уровень: повторить параграфы
2 уровень: Na2SO3→Na2SO4 → NaOH→ Na2SiO3→ SiO2→CaSiO3
3 уровень: Na3PO4→NaCl→Cl2→FeCl3→FeCl2→ Fe(OH)2→ X→ Fe2O3
Я надеюсь, те знания, которые вы получили сегодня, пригодятся вам при подготовке к контрольной работе. В заключении, нашего урока я хочу привести слова великого русского химика Д.И. Менделеева:
«Сами трудясь, вы сделаете много для близких и для себя, а если в труде успеха не будет, будет неудача, не огорчайтесь. Попробуйте ещё!»
Спасибо за урок!