Программа кружка Наши руки, не для скуки


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
№25 г. Братска.
Рассмотрено на М/О Утверждено:
воспитатели Директором школы - интернат №25
приказ№ 1 от 02.09.14 г. Костина Е. Н _______________
приказ №

Программа
кружка «Наши руки, не для скуки»
(срок реализации 1 год).
4 «А» класса.
Воспитатель:
Данилюк Н.Ю.


2014 – 2015 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика – из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.
Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов.
Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.
При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым годом выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.
При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.
Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений. Для выполнения аппликаций детям предлагаются новые, ранее не использовавшиеся ими материалы, такие как птичьи перья, яичная скорлупа, соломка и др.
При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.
Дети учатся простейшим приемам вязания крючком и спицами. В начале дети учатся правильно выполнять начальную петлю, держать в руках крючок, спицы, делать круговые движения кистями. Далее они осваивают вязание воздушной цепочки, столбиков без накидав и столбиков с накидом. Эти основные виды вязки позволяют вязать простые и сложные узоры. Вязать можно по образцу или графической схеме, где каждому приему вязки соответствуют условные знаки.
    Программа по трудовой деятельности рассчитана для учеников школы. Занятия проводятся  1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
       Основная цель работы:
развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.
  Задачи:
Образовательные
формировать навыки и умение по изготовлению и оформлению выполненной работы;
обучить детей владению инструментами и приспособлениями;
обучать художественному моделированию из бумаги;
обучить приемам конструирования поделок из природного материала.
Развивающие
развивать мелкую моторику рук;
развивать внимание, память, воображение, усидчивость;
расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся.
Воспитательные
воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку;
формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.
       
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа. коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Ожидаемые результаты:
    Высокая степень интереса школьников к содержанию занятий.
    Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков.; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение  своих умений и навыков.
Тематическое содержание программы по темам и объему.
               Тема Теория Практика Всего часов
Вводное занятие 1 1
Работа с пластилином. 1 6 7
Работа с бумагой. 1 7 8
Вязание крючком. 1 9 10
Работа с бросовым материалом 1 7 8
Итого 5 29 34
Календарно – тематическое планирование.
I четверть.№ п/п Название
раздела. Тема
занятий. Кол-во
часов. Плани-
руемыйрезультат. Дата.
Плани-
руемаяФакти-
ческая1 Вводное занятие. Правило
По ТБ.
Соблю-
дение порядка
на рабо-
чем месте .1час Организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы. 9.09 2 Работа сПласте-
лином. Профессия скульптор. 1час Дети, узнают кто
такой скульптор,
и чем он занимается.
16.09 Обратная
аппликация
из пласте-
лина на прозрачной
основе
«Мухомор
на полянке». 1час Заполнения
детьми рисунка из пластилина, не выходя за контур проз-
рачной основы. 23.09
Пласте-
линовая
апплика-
ция на
картонес исполь-
зованием семян,
камешек,
листьев
«Букет
Цветов». 2часа Семетрично раскладывать на пластилине природные материалы для создания композиции
«Букет цветов». 7.10 3 Поделки
из природ-
дного ма-
териала. Работа с природнымматериа-
лом. Экску-
рсия с целью сбора природ-
ного мате-
риала. 1час Собрать и высушить
природный
материал
для поделок. 21.10
Панно из ягод рябины. 2часа Симметрично
выложить ягоды рябины на раннее заготовленный трафарет бабочки. 28.10 4 Всего часов. 8часов Показать работы сделанные детьми II четверть. 5 Работа с бума-
гой и
картоном Виды
бумаги
и кар-
тона. 0.5час Ознакомить детей с
разновид-
ностямицветной
бумаги и
картона. 11.11
0.5 Путешествие на бумаж-
ную фаб-
рику ( с использова-
нием мульти-
мидийных продуктов).Знакомс-
тво с оригами 1час Приобретение детьми знаний об искусстве оригами и приемы складывания. 18.11
Изготов-
ление открыток
по замыслу
детей. 2часа Реализовать фантазию детей в виде открытки. 25.11 Изготовление
елочных игрушек. 2часа Изготовление
елочных
игрушек из бумаги к Но-
вому году. 9.12 Изготовление
гирлянды из
цветной
бумаги
(коллектив-ная работа)2часа Изготовить бумажную гирлянду для украшения к Новому году. 23.12 6 Всего часов. 8часов. Оформить
помещение к Новому году.
III четверть.
7 Вязание крючком. Озна-
комле-
ние с нитками
для вязания
крючком. 1час Различать
нитки поих предназначению. 13.01 Приемы
Вязания
крючком. 2часа Простейшие приемы набора петлей для цепочки и ее соединения. 20.01 Вязание цветка, полотна. 3часа Освоение детьми воздушной цепочки, столбиков без накидав и столбиков с накидом. 3.02 Составление
композиции
Из вязанных
цепочек. 3часа Составить композицию из вязаных цепочек. 3.03 8 Всего часов. 10часов. Памятные подарки-сувениры
IV четверть.9 Работа
с бросовым
материа-
лом. Беседа
о разнови-
дностяхбросового
материала. 1час Дети узнают что такое бросовый материал
И ознакомились с техникой Папье – маше. 7.04
Сова изЯчейки. 2 часа Нанесение детьми картонной массы на заготовленную форму для изготовление совы, и ее раскрашивание. 14.04 Ваза из пластиковой
бутылки. 1часа Сделать из пластмассовой бутылки вазу для цветов. 28.04 Поделка из
пластиковых
ложек «Тюльпан». 2часа Проявление
интереса
к изготовлению тюльпана при помощи обвертывания
пластиковых ложек гофрирован-
ной бумагой и соединения частей ложек для создания композиции.
5.05 Паук на паутине из газеты 2часа Сплетение между собой
Газетных трубочек, для
изготовления тельца (большого диаметра) и для головы(меньшего диаметра), а так же плетение из трубочек паутины в виде сетки для паука 19.05 10 Всего часов. 8 часов. 11 Выставка всех работ за IV четверти. 1час. К концу года учащиеся должны знать: 
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка).
К концу года учащиеся должны уметь: 
правильно называть ручные инструменты и использовать по назначению;
выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
самостоятельно изготовлять изделия, предусмотренные программой (по образцу, рисунку, эскизу).
Рекомендации по проведению занятий и методическое обеспечение
программы.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работы проводится на каждом занятии.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы – изготовление изделий, включающих несколько разновидных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделия для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения , обязательно должны быть осознаны детьми как необходимыми.
Нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учиться быть взрослым, мастером.
На занятиях кружка должно быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы
Условия реализации программы.
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, крючок, схемы по вязанию. Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине; клей ПВА, силикатный, обойный. Ожидаемые результаты.
Укрепление физических и психологических сил детей.
Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.
Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.
Формировать способности применять теоретические знания на практике.
Оценка результатов работ
Результатом реализации учебной программы являются выставки детских работ.
Список литературы. 
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
Т.М. Геронимус “Мастерская трудового обучения в 1-4 классах: Методические рекомендации”. 1997г.
Т.М. Геронимус “Работаем с удовольствием” 1998г.
С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
М.А.Гусакова “Аппликация”
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
Н.М.Конышева “Умелые руки”
Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
В.Г.Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах”
О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”