Программа кружковой деятельности Наши руки не для скуки


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГАРМОНИЯ»
Г.МОЖАЙСКА
РАССМОТРЕНО
Школьным методическим объединением учителей_____
Протокол №_ от «___ »_________2014г СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_______О.А.Чекрышева«___»_________2014 г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ «Гармония»
________Н.Н.ЕвтушенкоПриказ №_________
от «____»__________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка
«Наши руки – не для скуки»
ступень обучения (основное общее образование)
базовый уровень
Составитель Вапаева И.А.

Учитель технологии



Можайск
2015
Пояснительная записка
Программа кружка составлена на основе программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Культура быта». Москва «Просвещение» 2007г. Одобрена Главным управлением школ Министерства просвещения и рекомендована школам и внешкольным учреждениям в качестве типовых.
Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из лоскутков способствует формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.
Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков.
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.
Цель программы: Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
-научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники пошива;
-развивать творческие способности учащихся;
-воспитывать бережливость, экологическую сознательность;
-формировать технологическую культуру;
-формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.
Программа для внеклассных занятий, рассчитана на два года обучения.
Объём учебной нагрузки в неделю составляет: 1час
Количество учебных часов в год: 34часа
Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. В кружок набираются дети среднего школьного возраста, 11 – 15 лет. Подбор изготавливаемых изделий техника и технология выполнения могут изменяться в зависимости от возможностей, умений и навыков детей.

Методические указания
На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические.
Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватка, декоративная салфетка, диванная подушка, грелка на чайник, панно, подставка под горячее и т.п. по выбору учащихся). Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность и давать представление о технике лоскутного шитья.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают индивидуальные, неповторимые изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.
Формой активизации учебно-воспитательного процесса является посещение историко-этнографического музея Поморского быта, Центра поморских ремёсел, где происходит знакомство с творчеством народных умельцев нашего края, посёлка, встречи с народными мастерами.
Лучшие работы детей выставляются на выставках, ярмарках.

Календарно - тематический план кружка
«Наши руки – не для скуки».
1 год обучения

п/п Название тем Дата Разделы Кол-во часов
1 Вводное занятие. История лоскутного шитья. 03.09 1 1
2 Инструменты и материалы. Правила безопасности. 10.09 1 1
3 Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой лоскутков. 17.09 1 1
4 Цветовые сочетания. Техника «квадрат». 24.09 1 1
5 Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат» 01.10 1 1
6 Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат» 08.10 1 1
7 Орнамент. Техника «треугольник». 15.10 1 1
8 Орнамент. Техника «треугольник». 22.10 1 1
9 Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник». 29.10 1 1
10 Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник». 05.11 1 1
11 Техника «Полоска». 12.11 1 1
12 Изготовление изделия в технике «полоска». 19.11 1 1
13 Изготовление изделия в технике «полоска». 26.11 1 1
14 Изготовление изделия в технике «полоска». 03.12 1 1
15 Изготовление традиционного узора «Колодец» 10.12 1 1
16 Изготовление изделия в технике «Колодец» 17.12 1 1
17 Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. 24.12 1 1
18 Изготовление изделия со спиральным узором 14.01 1 1
19 Изготовление изделия со спиральным узором 20.01 1 1
20 Изготовление изделия в технике «Уголки» 27.01 1 1
21 Изготовление изделия в технике «Уголки» 03.02 1 1
22 Техника «ромбы» 10.02 1 1
23 Изготовление изделия в технике «Ромбы» 24.02 1 1
24 Аппликация. Способы выполнения. 03.03 1 1
25 Выполнение аппликации. 10.03 1 1
26 Выполнение стёжки. Ручная стёжка. 17.03 1 1
27 Выполнение стёжки. Машинная стёжка. 24.03 1 1
28 Приёмы получения разных фактур. 31.03 1 1
29 Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов. 14.04 1 1
30 Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. 21.04 1 1
31 Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. 05.05 1 1
32 Изготовление творческого изделия. Сборка изделия. 12.05 1 1
33 Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная. отделка 19.05 1 1
34 Экскурсии 26.05 1 1
Итого: 34 34
2 год обучения
Календарно-тематический план кружка
«Наши руки - не для скуки»
№п/п Название тем Дата
Разделы
Кол-во часов
1 Вводное занятие. Материалы и инструменты. Правила безопасности. 1 1
2 Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников. 1 1
3 Орнамент. Составление узора. Пошив лоскутного узора из квадратов и треугольников. 1 1
4 Изготовление изделия из квадратов и треугольников. 1 1
5 Изготовление изделия из квадратов и треугольников. 1 1
6 Пошив лоскутного узора из многоугольников. Узор из многоугольников. Изготовление изделия. 1 1
7 Пошив лоскутного узора из многоугольников. Узор из многоугольников. Изготовление изделия. 1 1
8 Пошив лоскутного узора из многоугольников. Узор из многоугольников. Изготовление изделия. 1 1
9 Лоскутная техника «Пуфики». Изготовление изделия в технике «Пуфики». . 1 1
10 Лоскутная техника «Пуфики». Изготовление изделия в технике «Пуфики». 1 1
11 Лоскутная техника «Пуфики». Изготовление изделия в технике «Пуфики». 1 1
12 Лоскутная техника «Пуфики». Изготовление изделия в технике «Пуфики». 1 1
13 Лоскутная техника «Витражи». Изготовление изделия в технике «Витражи».
1 1
14 Лоскутная техника «Витражи». Изготовление изделия в технике «Витражи». 1 1
15 Лоскутная техника «Витражи». Изготовление изделия в технике «Витражи». 1 1
16 Лоскутная техника «Витражи». Изготовление изделия в технике «Витражи». 1 1
17 Лоскутная техника «Ляпачиха». Изготовление изделия в технике «Ляпачиха». 1 1
18 Лоскутная техника «Ляпачиха». Изготовление изделия в технике «Ляпачиха». 1 1
19 Лоскутная техника «Ляпачиха». Изготовление изделия в технике «Ляпачиха». 1 1
20 Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Изготовление изделия с узором «русский квадрат». 1 1
21 Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Изготовление изделия с узором «русский квадрат». 1 1
22 Пошив лоскутного узора «русский квадрат». Изготовление изделия с узором «русский квадрат». 1 1
23 Пошив лоскутного узора «След улитки». Изготовление изделия с узором «След улитки». 1 1
24 Пошив лоскутного узора «След улитки». Изготовление изделия с узором «След улитки». 1 1
25 Пошив лоскутного узора «След улитки». Изготовление изделия с узором «След улитки». 1 1
26 Изготовление творческого изделия на основе изученных техник и узоров.
1 1
27 Изготовление творческого изделия на основе изученных техник и узоров. 1 1
28 Изготовление творческого изделия на основе изученных техник и узоров. 1 1
29 Изготовление изделия в технике «Ромбы» 1 1
30 Изготовление изделия в технике «Ромбы» 1 1
31 Выставка работ
1 1
32 Экскурсия
1 1
33-34 Резерв 1 2
Итого: 34 часа
3 год обучения
Календарно - тематический план кружка
«Наши руки-не для скуки»№ Тема занятия Дата Разделы Кол-во часов
1. Вводное занятие. Техника безопасности. 2. Организация рабочего места. 3. Вышивка крестом. 4. Панно « Бабочка». 5. Игрушка-подушка « Кот». 6. Декоративная коробочка. 7. Вводное занятие. Аппликация из ткани. Панно. 8-9. Декорирование изделий аппликацией из ткани. 10-11 Изделие. Лоскутные ёлки. 12-13 Подарочный сапожок. 14-15 Текстильная открытка к празднику. 16-17 Вводное занятие. Игрушки – подушки из ткани. 18-19
Подушка «Месяц».
20-23 Изделие. Лоскутная сумка. 24-27 Игрушки – сувениры.
Грелка на чайник« Бурёнка». 28-29 Держатель для карандашей« Матрёшка». 30 Держатель для карандашей« Матрёшка». 30-31 Панно в технике текстильный коллаж. 32 Экскурсия 33-34 Резерв 34 часа
Основное содержание программы (34 часа)
Вводное занятие. История лоскутного шитья. 1 час
Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.
История лоскутного шитья. Пэчворк, килт. Традиционное лоскутное шитьё в России и на Терском берегу.
Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода.
Инструменты и материалы. 1 час
Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья. Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.
Объекты труда: Шаблоны и трафареты.
Цвет. Цветовые сочетания. 1 часа
Цветовой круг. Основные, дополнительные. Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.
Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов.
Техника «квадрат». Изготовление изделия в технике «квадрат» 3 часа
Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка.
Узоры собираемые по спирали . 3 часа
Основные понятия об орнаменте, композиции. Раппорт, симметрия. Законы и правила орнаментальной композиции.
Объекты труда: традиционные лоскутные орнаменты.
Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник». 4 часа
Раскрой лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, панно или др.

Техника «полоска». Изготовление изделия в технике «полоска». 4 часа
Раскрой полосок. Технология пошива. Рисунок «диагональная полоска», «паркет», «ананас». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.
Изготовление традиционного узора «колодец». Изготовление изделия в технике «колодец». 2 часа
Раскрой полосок. Технология пошива. Выполнение узора «колодец». Соединение лоскутного изделия с прокладкой и подкладкой. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, коврик, панно или др.
Изготовление изделия в технике «Уголки». 2 часа
Подбор и раскрой лоскутков. Способы складывания уголков в зависимости от толщины ткани. Пришивание уголков. Оформление изделия.
Объекты труда: Коврик, подставка под горячее или др.
Техника «ромбы» Изготовление изделия в технике «Ромбы». 2 часа
Подбор и раскрой лоскутков. Технология пошива. Изготовление изделия с узором «звезда», или «кубик». Влажно – тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.
Объекты труда: Декоративная наволочка для подушки, панно или др.
Аппликация. Способы выполнения. Выполнение аппликации. 2 часа
Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации. Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. Влажно – тепловая обработка.
Объекты труда: панно, лоскутная картина.
Выполнение стёжки. Ручная стёжка. Машинная стёжка. 2 час
Ручная стёжка. Технология выполнения. Машинная стёжка. Выполнение ручной и машинной стёжек на одном из сшитых изделий.
Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.
Приёмы получения разных фактур. 1 часа
Получение фактуры при помощи стёжки, создание рельефа, использование накладных элементов.
Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.
Изготовление творческого изделия. 5 часов
Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Стёжка. Окончательная отделка.
Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.
Экскурсия в музей. 1 час
Знакомство с народным декоративно-прикладным творчеством – коллекцией лоскутных изделий, с одеждой, бытом помо Результаты образовательного процесса
Основные знания и умения
Учащиеся должны знать:
-правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;
-историю лоскутного шитья;
-техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», свободную технику по спирали;
-способы выполнения аппликации, стёжки;
-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;
-материалы, применяемые в лоскутном шитье;
-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;
-требования к качеству готовых изделий.
Учащиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
-составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», в свободной технике по спирали;
-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
-делать стёжку готового изделия;
-делать аппликацию;
-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
Литература
1. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно – методическое пособие для учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г.
2. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина Лоскутики. Г.Тверь «ЭКСМО-Пресс»,1998г.
3. Шьём из лоскутков. ВНЕШСИГМА АСТ. Москва 2000 г.
4. И.Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2001г.