Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы по теме Ориентировка в пространстве


Конспект ФЭМП НОД в старшей группе. Тема: «Ориентировка в пространстве»
Автор: Сергеева Анна Михайловна воспитатель ГБОУ школа №717 г. Москва
Описание работы: конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы, интегрированное с изобразительной деятельностью «Рисование человека» и посвященное 55-летию со дня первого полета человека в космос.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Социально – коммуникативное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие. Художественно- эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно – исследовательская.
Цель: Формировать у детей позитивную мотивацию к познанию, элементарные математические представления, умение ориентироваться в пространстве.
Образовательные задачи:
-закреплять знания о геометрических фигурах;
-упражнять в пространственном ориентировании и ориентировке на листе бумаги (справа, слева, сверху, снизу);
-учить понимать учебную задачу;
- формировать умение работать в паре;
-расширять знания детей о профессии – космонавт, «Дне космонавтики».
Развивающие задачи:
-создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
-развивать смекалку, зрительную память, воображение;
-способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей самостоятельность, творческую активность, уверенность в себе, умение понимать учебную задачу и точно ее выполнять.
Раздаточный материал: на каждого ребенка лист бумаги А4 ( с одной стороны чистый - для математического задания, с другой –схема для изобразительной деятельности по авторской методике Буяновой Т.А. «Выразительный образ. Действия человека в движении»); набор плоских геометрических фигур, цифр; простые и цветные карандаши.
Предварительная работа воспитателя:
Подготовка демонстрационного материала.
4523740519430155575524510-Схемы
149987016256042545162560

3810635203200
-Маршрутная карта «Путешествие к планетам»
- Стрелки разного цвета
-Мяч
Подготовка раздаточного материала по авторской методике Буяновой Т.А.:
Описание методики:
«Возьмем чистый альбомный лист и положим горизонтально. Простым карандашом разделим его на две части (проведя вертикальную линию посередине).
На левой стороне листа нарисуем схему в полный рост.
Именно в таком виде это задание попадает в руки детям.
Задача ребенка: повторить схему на правой части листа и создать образ для человека (одеть, обуть, прорисовать личико, поставить в определенную ситуацию - дорисовать от чего человек бежит, чего боится или чему радуется и веселится и т.д.).
Схема, нарисованная воспитателем, остается не тронутой»
Предварительная работа с детьми:
Отгадывание загадок, решение логических задач, графический способ изображения животных при помощи плоских геометрических фигур, упражнения в ориентировке на листе бумаги (справа, слева, сверху, снизу), беседы о космосе, космонавтах .
Структура и методические приемы:
Вводная часть (на ковре)
-организационный момент
-игра « Кто? Что?» (с мячом)
- сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, стимулирующей активность детей к поиску ее решения (маршрутная карта «Путешествие к планетам»)
2. Основная часть (сидя за столом)
беседа «Что надо знать, чтобы пройти по маршрутной карте?»
работа с геометрическими фигурами (каждым ребенком называется фигура, ее цвет, выкладывается в определенный угол прямоугольного листа по заданию воспитателя)
работа в парах (по очереди дети «примеряют» роль воспитателя )
решение простой логической задачки «Отгадай-ка»
3. Дидактическая игра с использованием маршрутной карты «Путешествие к планетам»– заключительное упражнение на отработку пространственного ориентирования (на ковре)
4. Физминутка «Зарядка для космонавта» (на ковре)
5. Практическая часть (за столом)
беседа по схемам, сопоставление представленных схем с действиями человека
акцентирование внимания на ранее усвоенной теме: ориентировка на листе бумаги (справа, слева, сверху, снизу);
рисование человека (космонавта) в движении (параллельное обогащение и расширение представлений о космосе)
6. Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1.Вводная часть (на ковре)
Вос-ль: - Здравствуйте ребята. 12 апреля наша страна отмечает День Космонавтики. Почему именно в этот день отмечается в России такой праздник?
Дело в том, что именно 55 лет назад 12 апреля Российский космонавт планеты совершил первый в мире космический полет.
Вос-ль: - А вы знаете, кто стал первым космонавтом? (Ответы детей.)
Вос-ль: - Молодцы! Действительно вы много знаете, и я думаю, что вы готовы отправиться в космическое путешествие.
Но быть космонавтом, как Юрий Гагарин - это не только почётно, это и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать.
Вос-ль: -Ребята, давайте разомнемся и немного поиграем с мячом. Вставайте полукругом. Я буду бросать каждому из вас мяч, а вы попробуйте ответить быстро на мой вопрос.
-Кто слева от тебя? (Ответы детей.)
-Кто справа от тебя?
-Что над головой?
-Что под тобой? И т.д.
(следить за тем, чтобы дети правильно отвечали на вопросы «кто» или «что»)
Вос-ль: - Молодцы! Вы были очень внимательны. Я рада вам объявить, что вы зачислены в команду звездного десанта.
Вос-ль: - Ребята, к нам сегодня в детский сад пришла поздравительная открытка. Но, по-моему, в ней есть какой-то секрет. Я не могу его разгадать. Помогите мне, пожалуйста.(Детям предлагается рассмотреть маршрутную карту «Путешествие к планетам»)
Наводящие вопросы детям:
-Что изображено? Как вы догадались, что это карта?
-Куда направляется космический корабль?
-Как ему добраться до планеты?
-Что надо знать? (Дети самостоятельно выходят на ответ, что надо знать направление движения налево, направо)
2. Основная часть (за столом)
Вос-ль: - Молодцы! Настоящему космонавту нужно быть очень внимательным и уметь выполнять задания. Готовы? Давайте выполним задание прямоугольника. Надо поселить все геометрические фигуры в один дом. Красный прямоугольник будет жить в центре листа, зеленый круг – в левом верхнем углу, синий треугольник – в левом нижнем. (Дети выкладывают фигуры, называя цвет, форму).
- Ребята, давайте поиграем. Теперь тот, кто в паре слева, будет воспитателем. Воспитатель дает задание и следит за тем, чтобы оно выполнилось правильно.
(Часть задания дети выполняют самостоятельно, заполняя свободные углы прямоугольного листа, работая в парах по принципу «воспитатель-ребенок».
Обратить внимание на детей, имеющих трудности с речью, дать возможность высказаться каждому, прививать навык взаимопроверки)
Вос-ль: - Вы замечательно справились с этим заданием, давайте решим задачку.
Маша прожила уже четыре весны, четыре лета, четыре осени и четыре зимы. А Гриша - четыре года. Кто из детей старше?
(Если дети испытывают затруднения, задать наводящие вопросы. Ребенок, который решил логическую задачку первым, становится командиром космического корабля)
3.Дидактическая игра (на ковре)
Вос-ль:- Командир, пригласите звездную команду в путешествие к другим планетам.
Вариант игры. Воспитатель обозначает на полу групповой комнаты стрелками разного цвета маршрут следования, указывает направление: «Сначала иди туда, куда показывает красная стрелка, поверни туда, куда показывает синяя стрелка, затем сделай 5 шагов и т.д.» В конце маршрута ребенок находит сюрприз и должен сказать, как он его нашел.
Вос-ль: Вы замечательно справились с этим заданием, давайте отдохнем немножко.
4.Физминутка «Зарядка для космонавта» (на ковре)
Левой рукой в воздухе «рисуем» квадрат, а правой треугольник. Сначала по-очереди, затем одновременно.
5. Практическая часть (за столом)
Вос-ль: - Ребята, если вам дадут карту, укажут путь стрелками, вы найдете свою планету?
-Что показывают стрелки на карте? (Ответы детей.)
-Вы хотели бы по-настоящему отправиться в космическое путешествие? (Ответы детей.)
-Давайте в такое путешествие отправим космонавта. Посмотрите на эти картинки. Что изображено? (Ответы детей.)
-Где расположена схема человечка? (слева на листе)
-А что справа? (ничего)
-Из каких фигур состоит схема? (Ответы детей.)
-А почему схемы такие разные? Что они означают? (стоит, бежит, идет, сидит)
-Как вы догадались, что этот человечек бежит? (ноги и руки согнуты, как во время бега)
-А разве это космонавт? Чего не хватает? (скафандра, кресла и т.д.)
(Показать на примере одной схемы свой вариант и убрать. Дети должны самостоятельно создать образ человека. Одеть, обуть и т.д.
Напомнить, что задача ребенка: повторить схему на правой части листа, а не на левой.
В процессе рисования задавать вопросы:
-Где космонавт стоит?
-А куда он бежит?
-Где сидит? (дети дорисовывают окружающие предметы)
6. Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД
- Было трудно? Скажите, а вот если бы вы полетели в космос по одному, как бы вы себя чувствовали, со всеми бы заданиями вы справились?
А почему мы смогли справиться со всеми заданиями?
-Что понравилось?
- Я хочу предложить вам взять рисунки домой и рассказать о космическом путешествии, о зарядке для космонавтов и обо всем, что вы узнали, родителям.
Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось.