Внеклассное занятие по истории Казахстана Семь чудес Казахстана


Тема: Семь чудес Казахстана
Цель: Познакомить учащихся с достижениями казахского народа, рассказать о семи чудесах Казахстана.
Задачи:
1.Прививать любовь к Родине, уважение к истории казахского народа:
2. Развивать кругозор, любознательность учащихся.
Предварительная подготовка: Учащимся 6-7 классов дается задание собрать материал о семи чудесах Казахстана. Подготовка презентации для учащихся 5 класса.
Оборудование:
1. Карта Казахстана с отмеченными на ней местами нахождения семи чудес Казахстана:
2. Название темы внеклассного занятия:
3. Выставка книг:
4. Высказывания Н.М.Карамзина, Н.Г. Чернышевского, А. Байтурсынова об истории:
5. Макет юрты:
6. Домбра.
7. Слайды с изображением семи чудес Казахстана, интерактивная доска.
Вступительное слово учителя:
-С самого своего возникновения человечество пережило множество интереснейших событий, оставило свой след в истории. Мы изучаем свою историю, историю других народов и стран, чтобы сохранить в памяти самые важные моменты.
-Прочитайте на доске высказывания об истории. Как вы их понимаете?
А. Байтурсынов: «Самое великое и симпатичное слово- история».
Н.М. Карамзин: «История- главная книга каждой нации ».
Н.Г. Чернышевский: «Не любить историю может только человек, совершенно не развитый умственно».
- Почему нужно изучать историю?
-У каждого народа своя история. Богатую историю имеет и казахский народ. И сегодня мы познакомимся с великими достижениями казахской истории. Чудес много, но мы выделим семь наиболее значимых, о которых должен знать каждый гражданин наши страны.
Наскальные изображения Тамгалы Казахстан - одна из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков-петроглифов.
Крупнейшим памятником наскальных рисунков является урочище Тамгалы, которое находится в 170 км от г. Алматы. Здесь в 2003 году создан Государственный историко-культурный заповедник. В 2004 году он включен ЮНЕСКО в Список Всемирного Наследия.
В урочище Тамгалы встречаются изображения колесниц. В основном, это легкие двухколесные охотничьи и боевые повозки, запряженные лошадьми и верблюдами. Встречаются изображения домашнего быка в упряжке в сценах пахоты или везущего повозку. Эти рисунки связаны с идеей плодородия, а также символом могущества и силы.
Найдены рисунки с изображением различных животных: кабанов, оленей, диких лошадей, верблюдов и архаров.
Среди петроглифов немало изображений воинов, вооруженных палицами, топорами, луками, сцены боя. Воин с палицей часто упоминается в древней литературе. Палица- священное и грозное оружие.
Кроме того, показан солнцеголовый человек, вокруг которого располагается хоровод пляшущих человечков, а также одиночные танцоры и пары. Все они исполняют ритуальный танец: хоровод- символ солнца, а движения участников- имитация вращения светил на небе.
Наскальные изображения показывают нам , что люди в эпоху бронзы достигли больших успехов в искусстве.
Эти рисунки-ценнейший источник информации о духовной культуре человека, о его мировоззрении.
(Демонстрация слайдов)
«Золотой человек»
Так называют чудесную находку, обнаруженную в 1969-1670 годах в Иссыкском кургане в Жетысу известным археологом Кемелем Акишевым,
В Иссыкском кургане был погребен сакский воин, царевич. Его возраст 17-18 лет, рост 165 см. Захоронение датируется 5-6 веками до н.э., те раннежелезным веком.
Сакский воин погребен по обычаю той эпохи в золотых доспехах и с бытовой утварью. Одежда «Золотогочеловека», головной убор. Сапоги были украшены более чем четырьмя тысячами золотых пластинок. На них были изображены барс, лось, горный козел, архар,лошадь. Различные птицы,т.е. украшения были выполнены в «зверином стиле; причем на очень высоком уровне.
Остроконечный головной убор высотой 70 см. «Золотые горы», «деревья» нашитые по окружности шапки, представляют картинцу мира. Считалось , что вождь находится в центре Вселенной, как солнце. Спереди шапки- пара золотых коней с козлиными рогами. Из спин вырастают 4 золотые стрелы. Это эмблема – «царский знак», олицетворяющий власть вождя над миром.
Обувь также украшена золотыми бляшками.
Одежда дополняется украшениями: двумя перстнями, наборным поясом из блях в виде бегущего оленя.
При погреьении было инкрустированное золотом оружие – меч, кинжал, камчаи матерчатая сума.
Также в захоронении найдена посуда: подносы, миски, черпаки.
«Золотой человек» является уникальным образцом сакской культуры, носители которой были дальними предками казахского народа.
В наши дни «Золотой человек»превратился в символ независимого Казахстана. Он изображен на монументе Независимости на площади Республики в Алматы. Крылатые скакуны, укроашавшие головной убор «Золотого человека», также нашли свое отражение на Гербе Республики Казахстан.
(демонстрация слайдов)
«Юрта»
Основным жилищем кочевого казахского народа была юрта. Она была очень удобна для кочевания. В юрте казахи жили круглогодично, и летом, и зимой. Зимой юрта покрывалась дополнительным слоем войлока. Летом в юрте было просторно, тамс создавался микроклимат, способствующий быстому отдыху уставшего человека.
Юрты по размеру были следующими: 4- канатными, 6-канатными, 8-канатными, 12-канатными. По убранству юрты назывались: ак орда, хан орда, караша үй, лашық, абылайша, ұранқай, жолым үй. Юрты богатых людей издалека привлекали своими размерами и красотой. Юрты бедняков распологались отдельно от аула бая.
Юрта состоит из кереге, двери, уыков, шанырака. Кереге называют круговую решетчатую стену юрты. Уыки соединяли кереге и шанырак. Шанырақ- самая высокая часть юрты, служила навершием, остовом.
У казахов шанырақ считался священным. С этим связано много поверий. Например, когда молодые женились и создавали семью, то часто пожеланием были: «Пусть будет прочным ваш шанырақ!», «Пусть ваш шанырақ будет на высоте!».
Внешняя часть юрты – это различные войлочные кошмы, которыми покрывали юрту. Они назывались туырлық, үзік, түндік. Они нужны были для того, чтобы не пропцскать слишком много солнца вюрту, а также предохраняли от осадков, сохраняли микроклимат в юрте. Обычно юрты богатых казахов украшались белым войлоком, различными узорами.
При входе справа от двери ставили деревяную лежанку, подставку на ножках для постели (жүкаяқ), сундук и кебеже (разновидность сундука для хранения продуктов). В середине находился очаг. На нем готовили пищу, обогревали жилище.
Благоустройство юрты, ее сборка и разборка требовали умения и большой сноровки.
Первые варианты юрт появились еще в бронзовом веке. Это уникальное жилище пратически не изменилось с древнейших времен.
(демонстрация слайдов)
Поэтическая минутка
Стихотворение китайского поэта Бо-Изюй-и «Голубая юрта»
Шерсть собрали с тысячи овец,
Сотни две сковали мне колец,
Круглый остов из прибрежных ив
Прочен, свеж, удобен и красив.
В северной прозрачной синеве
Воин юрту ставаил на траве
А теперь, как голубая мгла,
Вместе с ним она на снег пришла.
Юрту вихрь не может покачнуть,
От дождя ее твердеет грудь.
Нет в ней ни застенков ни углов
Но внутри уютно и тепло.
Удалившись от степей и гор,
Юрта прибрелда ко мне во двор.
Тень ее прекрасна под луной,
А зимой она всегда со мной.
Не страшна и снега пелена,
Там меха атласные лежат,
Прикрывая струн певучих ряд.
Там певец садится в стороне.
Там плясунья пляшет при огне.
В юрту мне милей войти, чем в дом,
Утомившись, сплю на войлоке сухом.
Очага багряные огни
Весело сплетаются в тени,
Уголки таят в себе жару,
Точно орхидеи по утру;
Медленно над сумраком пустым
Тянется ночной священный дым,
Тает тишь замерзшая, и вот
Стих, как водопад весной, течет.
Даже к пологу из орхидей
Не увлечь из юртлюдей.
Тем, кто в шалашах из тростника,
Мягкая зима и то горька.
Юрте позавидует монах
И школяр, запутанный в долгах.
В юрте я приму моих гостей,
Юрту сберегу я для детей
Князь свой дворцы покрыл резьбой,-
Что они пред юртой голубой!
Я вельможным княжеским родам
Юрту за дворцы их не отдам!

«Домбра»
Широко распространенный казахский народный инструмент, относящийся к группе струнных. Появилась около 2000 лет тому назад и была самым необходимым обязательным предметом кочевых племен.
Домбра состоит изх 2 струн, нотных прегородок. Это щипковый музыкальный инструмент для исполнения кюев и музыкального сопровождения.
Струны изготавливались по специальной технологии. Казахская домбра имеет множество видов. Но в основном распространены два вида: полукруглой формы и плоские, вытянутые. Домбры полукруглой формы широко распространены в Западном Казахстане. На востоке обычно используют полуплоскую, вытянутую форму. Встречаются и трехструнные домбры. В настоящее время они сохранились только в Семее.
(демонстрация слайдов)
(слушание одного из музыкальных произведений, исполняемого на домбре)
А сейчас посмотрите на корпус домбры и обратите вниманиена отверстие на крышке. О том, как оно появилось, нам расскажет легенда.
Легенда «Мудрый старик»
В далекие времена жил хан. Он имел только одного сына, любившего охотиться.
Однажды, во время охоты мальчик подъехал к озеру, где паслись куланы. Охотник выстрелил, пуля попала в одного кулана. Видя это, остальные куланы бросились на мальчика и растоптали его.
Хан волновался, что мальчик так долго возвращается. Он приказал разыскать сына: «Тому, кто придет ко мне вестью о смерти сына и будет утешать меня, я залью расплавленным свинцом »,- предупредил он.
Никто не смел сообщить хану о смерти сына. Лишь мудрый кюйши Кер-Буга решил оповестить хана об этом игрою на домбре.
Пришел старик к хану и стал играть: «Испуганный хромой кулан помчался к гору. Умер твой сын Джочи хан … »
Рассердился хан и закричал на старика: «Не тебе играть этот мотив и не мне слушать его. Я залью тебе уши свинцом!»
Тогда Кер-Буга ответил на это: «Если будешь поступать по справедливости, то залей домбру. Если будешь поступать по упрямству, то залей мне уши свинцом».
Хан взял домбру, сделал в ней отверстие на крышке домбры.

Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи Архитектурным шедевром конца XIV- начала XV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, возведенный по приказу эмира Тимура. Площадь мавзолея составляет 46,5х65,5м, высота37,5м. Величественное здание мавзолея с двумя куполами лицевой частью об ращено на восток. В самой середине комплекса находится центральный просторный зал размером 18,5х18,5м. Помимо него, в мавзолее залы, библиотека, колодезная, кухня, жилые помещения и др.
Казандык - парадное помещение комплекса. В центре зала стоит большой тайказан (котел), отлитый в1399 г. Казан - символ единения и гостеприимства. Диаметр его 22 метра, вес две тонны. В нем праздничные дни готовили еду и бесплатно раздавали верующим.
На южное стороне мавзолея расположены большой аксарай и малый аксарай, где захоронены знаменитые люди. В одном из больших помещений находится захоронение Ахмеда Йасауи. Деревянная дверь украшена красочным орнаментом. Надгробие над могилой сложено из гладких плит светло-зеленой яшмы.
Снаружи мавзолей облицован поливными кирпичами и майоликой, образующими геометрические, растительные и эпиграфические орнаменты. Изумительной красотой отличается облицовка северного портала.
Для всего казахского народа мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи является пантеоном, т.к. здесь похоронены многие казахские ханы, а также выдающиеся деятели государства. Это место является священным для мусульман – паломников.
Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи включен ЮНЕСКО в Список Всемирного Наследия.
(Демонстрация слайдов)
Наскальные Мечети Мангыстау В труднодоступной местности Мангыстау, где были часты песчаные буры, находится эти мечеть Бекет-Ата. Его жизнь и духовная деятельность датируется второй половиной XVIII века. Своим упорным трудом он построил подземную мечеть, состоящую из семи комнат, повторяющих в точности расположение комнат в пирамиде Хеопса в Египте.
Бекет –Ата оставил после себя большой духовное наследие. В народе известен не только как проповедник суфизма, но и как воин, предсказатель и пророк, целитель. Бекет -Ата похоронен в мечети, построенной им.
Демонстрация слайдов:
Байтерек «Байтерек»- в переводе с казахского означает тополь. Он сделан из металла, стекла и бетона. Металлическая конструкция высотой 105 метров, весом свыше 1000 тонн, стоит на пятистах сваях. Впервые шар диаметром 22 метра и весом в 300 тонн из стекла «хамелеон», меняющего цвет в зависимости от солнечного света, поднялся на столь рекордную высоту-97 метров.
Здесь на высоте, в кроне «Байтерека» находится «Аялы-Алакан»- оттиск правой ладони первого Президента РК. Не случайна и высота монумента: в 1997 году была провозглашена новая столица государства.
Монумент «Астана-Байтерек»- символ важного этапа в жизни казахстанцев. Своим расположением и композиционным строением выражает космогонические представления древних кочевников. Именно здесь состоялся Первый Съезд мировых религий. Лидеры мировых религий оставили свои «бата»- благословления земле Казахстана.
Идея создания этого уникального сооружения, которому нет аналогов, принадлежит Президенту РК Н.А.Назарбаеву. «Байтерек» служит архитектурным символом обновления, символом независимости Казахстана.
(демонстрация слайдов)
- Итак мы видим, что наша история богата уникальными памятниками. Нам есть чем гордиться. Н.А.Назарбаев сказал: «Каждый гражданин должен понять, что история его народа, его страны не уступает любой другой. Каждый гражданин, углубляясь в историю должен стать достойным продолжателем дел своих предков, оставивших ему в наследство такую огромную и богатую землю».
К. Идрисов
Мой край - как письмо,
Что оставили предки,
И вникая в неровные строчки следов,
То листаешь страницы минувших годов,
То грядущих свершений наносишь пометки.
Алатау, Алтай, Аркалык, Атырау-
Словно крылья, шумящие слева и справа.
Казахстан обращается к новой судьбе,
Чтоб рассветы рассветом встречать величаво.