Рабочая программа по математике 5 класс (ФГОС) к учебнику И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 61
им. М.И. Неделина г. Липецка
«Согласовано»
Руководитель МО
__________/Вовденко О.Л./
Протокол № 1
От « 28 » августа 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР
___________/Степанова Е.Н./
«___»_________________20___г. «Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 61
________/Баурина Г.Н./
Приказ № ____
От «___»___________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кругловой Ирины Петровны,
учителя математики, высшей квалификационной категории
по математике, 5 Б.В классы
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ___
от «__»________20__г.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса математики для 5 класса основной общеобразовательной школы разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 NQ 373, п. 19.5 (ред. от 26.11.2010 №1241)
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования").
Примерная программа основного общего образования по математике.
Приказ МО РФ «О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы» №13-03 от 23.09.2003
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312)
Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2014-15 уч. год (приказ МО РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»)
Приказ ОУ от 26.06.14 № 184 «Об утверждении основной общеобразовательной программы ОУ» (в т.ч. учебного плана, календарного учебного графика)
Приказ ОУ от 08.11.11 № 274 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей)»
Рабочая программа курса математики для 5 класса составлена на основе авторской программы Зубаревой И.И. (Программы. Математика. 5-6 классы Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы/ авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009).
Изучение курса ориентировано на использование учебника «Математика. 5 класс» авт. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.,  рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 5 классе отводится не менее 175 часов из расчета 5 ч в неделю (35 учебных недель). Авторами учебника разработано тематическое планирование, рассчитанное на 170 часов / 5 ч в неделю

Общая характеристика программы
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по математике, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами для начального общего образования. Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича (М.: Мнемозина)
Цели обучения
• Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи обучения • Приобретение математических знаний и умений;
• овладение обобщенными способами мысли- тельной, творческой деятельности;
• освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).
Ведущие идеи ФГОС.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения должна стать их ориентация на результат образования, реализованная на недекларативном уровне.Ориентация образовательных стандартов на результат делает понятие результата образования принципиальным элементом концепции. Стандарты первого поколения созданы в рамках «знаниевой» парадигмы, в которой целью образования становится передача учащемуся определенной суммы знаний, а главным элементом образовательного процесса — репродукция этих знаний. Этим объясняется ведущая роль Обязательного минимума содержания образовательных программ в конструкции этих стандартов.В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана альтернативная деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения). При таком подходе учебный предмет строится как система знаний и существенных свойств и отношений, характерных для определенной предметной области, которые осваиваются в ходе целенаправленно организованной учебной деятельности.Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как, например, разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т. п. Эти способности востребованы в постиндустриальном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно — в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что его последовательная реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:—        придание результатам образования социально и личностно значимого характера;—        более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;—        возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;—        существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;—        обеспечение условий для общекультурного и личностного развития.Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач и способов действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений. Предметная область «Арифметика»
• Выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, однозначного на двузначное число, деление на однозначное число, десятичной дроби с двумя знаками на однозначное число; сложение и вычитание обыкновенных дробей с однозначными числителями и знаменателями; умножение и деление обыкновенной дроби с однозначным числителем и знаменателем на натуральное число;
• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную – в виде десятичной, процен ты – в виде дроби и дробь – в виде процентов;
• находить значения числовых выражений, содержащих целые числа и десятичные дроби; обыкновенные дроби и смешанные числа;
• округлять целые и десятичные дроби, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; переводить одни единицы измерения в другие;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с дробями и процентами. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальны- ми свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Предметная область «Алгебра»
• Переводить условия задачи на математический язык;
• использовать методы работы с простейшими математическими моделями;
• осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
• изображать числа точками на координатном луче;
• определять координаты точки на координат- ном луче;
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
• решать текстовые задачи алгебраическим методом. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами
Предметная область «Геометрия»
• Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить развертки пространственных тел;
• вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения несложных геометрических задач, связанных с нахождением изученных геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Предметная область «Вероятность и статистика»
• Иметь представление о достоверном, невозможном и случайном событии;
• решать простейшие комбинаторные задачи перебором вариантов; методом построения дерева возможных вариантов.
В результате освоения курса математики 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками. Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических заданий.
Содержание программы
Содержание программы включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и авторской программой учебного курса.
Натуральные числа
Десятичная система счисления. Числовые и буквенные выражения. Язык геометрических рисунков. Прямая. Отрезок. Луч. Сравнение отрезков. Длина отрезка. Ломаная. Координатный луч. Округление натуральных чисел. Прикидка результата действия. Вычисления с многозначными числами. Прямоугольник. Формулы. Законы арифметических действий. Уравнения. Упрощение выражений. Математический язык. Математическая модель.
Учащиеся должны знать/понимать:
понятия числовые и буквенные выражения; координатный луч; уравнение, корень уравнения; математический язык, математическая модель;
законы арифметических действий.
Учащиеся должны уметь:
выполнять арифметические действия с натуральными числами;
решать примеры на все действия с многозначными числами;
располагать числа на координатном луче;
сравнивать числа;
округлять натуральные числа;
свободно владеть формулами нахождения периметра и площади прямоугольника;
решать задачи на движение.
В ходе изучения темы проводятся к/р:
Контрольная работа № 1 «Десятичная система счисления. Основные геометрические понятия»
Контрольная работа № 2 «Вычисления с многозначными числами»
Контрольная работа № 3 «Прямоугольник. Арифметические законы»
Обыкновенные дроби
Деление с остатком. Обыкновенные дроби. Отыскание части от целого и целого по его части. Основное свойство дроби. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Окружность и круг. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Сложение и вычитание смешанных чисел. Умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число.
Учащиеся должны знать/понимать:
понятие обыкновенная дробь, неправильная дробь, смешанное число; окружность, круг;
основное свойство дроби;
правила отыскания части от целого и целого по его части;
правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми и разными знаменателями;
правила умножения и деления обыкновенной дроби на натуральное число.
Учащиеся должны уметь:
выполнять деление с остатком;
переводить неправильную дробь в смешанное число и наоборот;
применять основное свойство дроби при сокращении дробей и приведении их к новому знаменателю;
выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми и разными знаменателями, смешанных чисел;
выполнять умножение и деление обыкновенных дробей на натуральное число;
решать уравнения и задачи с применением дробей;
строить окружность заданного радиуса.
В ходе изучения темы проводятся к/р:
Контрольная работа № 4 «Обыкновенные дроби»
Контрольная работа № 5 «Действия с обыкновенными дробями и смешанными числами»
Геометрические фигуры
Определение угла. Развернутый угол. Сравнение углов наложением. Измерение углов. Биссектриса угла. Треугольник. Площадь треугольника. Свойство углов треугольника. Расстояние между двумя точками. Масштаб. Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые. Серединный перпендикуляр. Свойство биссектрисы угла.
Учащиеся должны знать/понимать:
понятие угол, развернутый угол, биссектриса угла; треугольник; расстояние между двумя точками, масштаб, расстояние от точки до прямой, перпендикуляр, взаимно перпендикулярные прямые, серединный перпендикуляр;
виды углов;
виды треугольников;
формулу площади треугольника;
основное свойство углов треугольника;
свойство серединного перпендикуляра;
свойство биссектрисы угла.
Учащиеся должны уметь:
строить углы и определять их вид;
сравнивать углы наложением и измерять при помощи транспортира;
вычислять площадь треугольника по формулам;
применять свойство углов треугольника при решении задач;
строить перпендикуляр и биссектрису треугольника.
В ходе изучения темы проводится контрольная работа № 6 «Геометрические фигуры»
Десятичные дроби
Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичной дроби. Умножение и деление дроби на 10, 100, 1000 и т. д. Перевод величин в другие единицы измерения. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей.
Умножение десятичных дробей. Степень числа. Среднее арифметическое. Деление десятичной дроби на натуральное число. Деление десятичной дроби на десятичную дробь. Понятие процента. Задачи на проценты. Микрокалькулятор.
Учащиеся должны знать/понимать:
понятие десятичная дробь, степень числа, процент;
правила выполнения арифметических действий с десятичными дробями.
Учащиеся должны уметь:
читать и записывать десятичные дроби;
переводить одни единицы измерения величин в другие;
выполнять все арифметические действия с десятичными дробями;
сравнивать десятичные дроби;
находить среднее арифметическое чисел;
переводить обыкновенную дробь в десятичную и наоборот;
переводить проценты в дроби и наоборот;
решать задачи на проценты;
решать задачи на все действия с дробями.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;
устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, длины окружности и площади круга.
В ходе изучения темы проводятся к/р:
Контрольная работа № 7 «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей»
Контрольная работа № 8 «Умножение и деление десятичных дробей»
Контрольная работа № 9 «Проценты»
Геометрические тела
Прямоугольный параллелепипед. Развертка прямоугольного параллелепипеда. Объем прямоугольного параллелепипеда.
Учащиеся должны знать/понимать:
понятие прямоугольный параллелепипед.
Учащиеся должны уметь:
выполнять построение прямоугольного параллелепипеда;
выполнять построение развертки прямоугольного параллелепипеда;
вычислять объем прямоугольного параллелепипеда и куба по формулам.
В ходе изучения темы проводится контрольная работа № 10 «Прямоугольный параллелепипед»
Введение в вероятность
Достоверные, невозможные и случайные события. Комбинаторные задачи.
Учащиеся должны знать/понимать:
понятия достоверные, невозможные и случайные события.
Учащиеся должны уметь:
составлять дерево возможных вариантов;
решать простейшие комбинаторные задачи.

Итоговое повторение. Решение задач
После повторения изученного материала проводится итоговая контрольная работа.
Итоговая контрольная работа / Промежуточная аттестация
Учебно-тематическое планирование по математике
Класс 5 Б,В
Учитель Круглова И.П..
Количество часов: всего 210 ч, в неделю – 5 ч.
Плановых контрольных уроков – 11
Административных контрольных уроков – 2
Планирование составлено на основе Программы. Математика. 5-6 классы Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы/ авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009
Учебник И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Математика. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – М. Мнемозина, 2013 г.
№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов
авт. программа 1 Повторение курса математики начальной школы 3 2 Натуральные числа 51 3 Обыкновенные дроби 42 4 Геометрические фигуры 29 5 Десятичные дроби 54 6 Геометрические тела 15 7 Введение в вероятность 4 8 Итоговое повторение 12 Итого 210 Литература и средства обучения
Методические и учебные пособия
Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник задач и упражнений по математике. 5 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Мнемозина, 2008.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: книга для учащихся 5-6 классов.
Мардахаева Е: Занятия математического кружка. 5 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений. Издательство: Мнемозина, 2012 г – 175 с
Математика. 5 класс. Учебник. / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2010 г.
Математика. 5–6 кл.: Методическое пособие для учителя / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2014.
Математика. 5 класс. Самостоятельные работы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / под ред. И.И. Зубаревой. – М.: Мнемозина, 2007.
Математика. 5 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича/ авт.-сост. Е. А. Ким. – Волгоград: Учитель, 2007.
Настольная книга учителя математики: Справочно-методическое пособие/Сост. Л.О.Рослова.– М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.–429 с.
Программы. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра. 7 – 9 классы. Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы / авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2007.
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011.
Тульчинская Е.Е. Математика. 5 класс. Блицопрос: пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 2007.
Тульчинская Е.Е. Математика. 5–6 классы. Тесты для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2009.
Я иду на урок математики. 5 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Олимп»; Издательство «Первое сентября». – 352 с.
Оборудование и приборы
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль.
ПК
Дидактический материал
Карточки для проведения самостоятельных работ по всем темам курса.
Карточки для проведения контрольных работ.
Карточки для индивидуального опроса учащихся по всем темам курса.
Тесты.
Интернет-ресурсы
http://urokimatematiki.ru
http://festival.1september.ru
http://www.uchportal.ru
http://easyen.ru
http://karmanform.ucoz.ru
компьютерные тесты, созданные в программе TestEdu, разработанные автором программы или взятые с сайта проекта «Образовательные тесты» http://testedu.ru