Олимпиада по русскому языку (1 курс СПО)

Министерство образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Югорский государственный университет»
Сургутский нефтяной техникум – филиал Федерального
государственного бюджетного образовательного учреждения ВПО ЮГУ



Методическая разработка




Олимпиада по русскому языку
для студентов 1 курса дневного отделения









Преподаватель: Шрайнер В.В.










г. Сургут 2016г.

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Раздел: Общий курс русского языка

Группы: студенты первого курса дневного отделения

Преподаватель: Шрайнер В.В.

Дата проведения:
Тема: Олимпиада по русскому языку

Тип урока: обобщение знаний, умений и навыков

Форма проведения: олимпиада

Оборудование:

Плакаты с высказываниями о русском языке (заранее подготовили студенты)
1. Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.
В. Г. Белинский

2. Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.
А. П. Сумароков

3. Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.
Н. В. Гоголь
4. Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.
А. С. Пушкин

5. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.
М. В. Ломоносов

6. Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем - отвлеченные мысли, внутренние, лирические чувствования... крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
А. И. Герцен

7. Наш русский язык более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Но чтобы воспользоваться всеми его сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им.
Н. А. Добролюбов

8. Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни...
К. Д. Ушинский

9. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса... Берегите чистоту языка, как святыню!
И. С. Тургенев

10. Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью...
Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен...
А. И. Куприн

11. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом... Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Г. Паустовский

12. Русский язык - это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, это тот "могучий и прекрасный", на котором создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой и признанием всего человечества.
·Олесь Гончар. Украина









Олимпиада является действенным средством вовлечения во внеклассную работу большинства студентов первого курса, так как проведение олимпиад предполагает развития у учащихся интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка путём чтения научно-популярной литературы, работы со словарями, справочниками и т.д.



Цели олимпиады:

1) определить соответствие знаний, умений и навыков студентов требованиям Государственного образовательного стандарта;

2) углубить знания учащихся по предмету; расширить кругозор
учащихся;

3) оценить уровень развития навыков самостоятельной работы и стремление к обучению и самообучению;

4) выявить одарённых, творчески мыслящих учащихся и способствовать развитию творческого потенциала учащихся.





Структура олимпиады
1. Организационная часть
2. Олимпиада – 120 минут
3. Проверка работ (Результаты олимпиады объявляют на следующий день).








Олимпиада по русскому языку - 2016 Кол-во баллов ______
Ф.И.О. _________________________________________________ группа_________________

1. В основном в славянских странах государственным является свой собственный язык. Не так обстоит дело с крупными европейскими языками. И хотя в каждой стране употребляется своя разновидность языка, собственных языков у некоторых стран нет. Задание: вычеркните несуществующие языки. За каждый правильный ответ –0,5 б, макс. – 3,5 б

Австралийский, албанский, английский, арабский, армянский, бельгийский, датский, испанский, португальский, канадский, ирландский, бразильский, немецкий, австрийский, шведский, швейцарский, норвежский, финский, кубинский, французский.

2. Вы, конечно, с первого взгляда отличите текст, напечатанный или написанный до 1918 года, от текста современного: ведь он выглядит по-другому. Задание: попробуйте, как в известных головоломках, «найти несколько отличий» старой орфографии от новой.
За каждый правильный ответ – 0,5 б, макс. – 3 б


______________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Задание: расставьте ударения в следующих словах.
За каждый правильный ответ – 0,5 б, макс. – 4 б

Добыча, созвонимся, средства, квартал, каталог, ходатайство, баловать, нефтепровод.

4. Задание: определите количество букв и звуков в словах, запишите транскрипцию.
За каждый правильный ответ 1 б, макс. – 2 б

Образец: Счастье - __7__букв, __6__звуков [щас'т'йэ]

Чувствую - ____букв, ____звуков [________________]

Воссоединение - ____букв, ____звуков [_________________________]

5. Задание: какие словари нужно использовать при подготовке ответа на данные вопросы?
За каждый правильный ответ – 0,5 б, макс. – 2,5 б

Образец: Как правильно написать слово нефтяник? ___орфографический словарь_________
1) Каково происхождение слов вдребезги, азбука? ___________________________
2) Каково значение слов идти, свежий? ___________________________________
3) Что означает выражение гордиев узел? ___________________________________
4) Как правильно поставить ударение в слове досуг? __________________________
5) Объясните значение слов акселерация, полемика___________________________

6. Задание: укажите значение выделенных частей в словах.
Образец: АКВАриум – вода, ГЕОлогия – земля ( АКВА, ГЕО - международные словообразовательные элементы) За каждый правильный ответ – 1 б, макс. – 8 б


АУДИтория - ________________
ПСЕВДОним- _______________
ГУМАНист - ________________
БИОграфия - ________________
телеФОН - __________________
АВИАция - __________________
биоГРАФ - __________________
ПОЛИклиника - ______________


7. Задание: подберите русские эквиваленты к следующим пословицам.
За каждый правильный ответ – 1 б, макс. – 3 б

Как псу муха (польс.) _______________________________________________________

Спеши медленно, не торопясь (латинск.) _______________________________________
__________________________________________________________________________

Это пока ещё написано на звёздах (немецк.) ____________________________________
__________________________________________________________________________

8. Задание: подберите к словам в правой колонке слова из левой колонки так, чтобы они образовали словосочетания: научный термин или образное выражение.
Если словосочетания будут подобраны правильно, то по первым буквам левого столбика вы прочтёте сверху вниз название известной картины. Вспомните, кто написал.
За каждый правильный ответ – 0,5 б х 14=7б, плюс 2 балла за название картины и фамилию художника.

Прокруст
узел

избиение
изобилие

Лукулл
конюшня

Елисейский
футляр

Тришкин
шпат

Авгий
ложе

лебедь
Пенелопа

имя
младенец

рог
пир

Гордий
поле

человек
кафтан

Исландия
натрий

работа
песня

едкий
число

9. Задание: составьте слова по схемам. За правильные ответы макс -1,5 б

1 б 0,5 б
_______________________ ______________________

10. Задание: определите часть речи выделенных слов.
За каждый правильный ответ – 0,5 б, макс. – 2 б
1) Наконец наступило тепло. ________________
2) Помещение тепло. ______________________
3) Они встретили нас тепло. ________________
4) Как сегодня тепло! ______________________

11. Задание: просклоняйте числительное. И.п. = В.п 589 рублей
За каждую правильную строку – 1 б, макс. – 5 б
И.п.____________________________________________________________________
Р.п.________________________________________________
Д.п.________________________________________________
Т.п.________________________________________________
П.п.________________________________________________

12. Задание: жители Сургута – сургутяне. А как называют жителей других городов?
За каждый правильный ответ –0,5 б, макс. – 2 б
В Курске живут ____________________
В Воронеже живут ____________________

В Туле живут ____________________
В Архангельске живут ________________


13. Задание: расставьте в предложениях знаки препинания правильно, так, чтобы устранить искажение смысла.
За каждый правильный ответ – 0,5 б, макс – 2 б

1) Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

2) В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

3) Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

4) « Когда я вечером, - читал в письме Коля,- шёл с грохотом и шумом, мимо промчался поезд».

14. Задание: в каком падеже в слове СЕРДЦЕ произносится [Д]? Докажите
За правильный ответ – 1 б

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


15. Задание: прочитайте фразу и выберите правильные варианты написания слов.
За каждый правильный ответ –0,5 б, макс – 11,5 б

Начало формы
На

колосальной колоссальной колассальной
  
досчатой дощатой дощятой
  
террасе, терассе, тирассе,
  
в близи вблизи в блези
  
можевельника, можживельника, можжевельника,
  
жена

не безизвесного небезызвестного нибезизвестного
  
местного месного местново
  
подЬячего подЪячего
  
веснусчатая веснушчитая веснушчатая
  
Аграфена Агрофена
  
Савична Саввична

 
потчивала потчевала подчевала
  
исподтишка испоттишка изподтишка
  
коллежского колежского колежсского
  
асесора, ассесора, асессора,
  
Аполона Аполлона Апполона
  
Филимоновича, Фелимоновича, Фелемоновича,

 
молюсками, моллюсками, маллюсками,
  
винегретом венигретом винигретом
  
и другими
  
яствами явствами
  
под акомпанимент под аккомпанемент под аккомпанимент











 
акордиона аккордеона аккордиона
  
и
  
виалончели. виолончели. веолончели.














Максимальное кол-во баллов - 60






Список использованной литературы

1. Губернская Т.В. Русский язык. 10-11 классы. Тестовые и олимпиадные задания / Т.В. Губернская. – М.: Эксмо, 2007.
2. Казбек-Казиева М. М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – М.: Айрис-пресс, 2006.
3. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку: Кн.для учителя./ А.О. Орг. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
4. Готовимся к олимпиаде по русскому языку: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов/ Сост. ГИМЦ РО г. Мурманска. – М.: АРКТИ, 2008.
5. Олимпиадные задания по русскому языку. 9-11 классы /авт.-сост. Н.Ф.Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2007.






Root Entry