Презентация педагогического опыта на августовском совещании работников образования г. Набережные Челны на тему: Создание образа в театральной постановке на примере экспериментальной программы студии «Малый театр»

МАУ ДО ДЮЦ №14






Презентация педагогического опыта
на августовском совещании работников образования
г. Набережные Челны

на тему:





Создание образа в театральной постановке
на примере экспериментальной программы
студии «Малый театр»








Малютиной Людмилы Петровны
педагога по актерскому мастерству
высшей квалификационной категории












2016г
г.Набережные Челны


- 2 -
Я педагог Городского дворца творчества детей и молодежи №1 Малютина Людмила Петровна и я рада приветствовать Вас, уважаемые коллеги, на этой августовской конференции. Надеюсь, тема нашего разговора будет вам интересна, потому что говорить я буду о мечте.
Мечта! Что такое мечта? Как часто мы мечтаем? О чем? Каким образом наши мечты воплощаются в реальность? О чем мечтаем мы? А наши дети? Наши ученики? Как мы можем помочь им исполнить мечту?
Когда ребенок впервые пришел ко мне в группу в первый класс - я задала ему вопрос - а о чем ты мечтаешь? Кто-то ответил, кто-то задумался, кто-то смутился, а кто-то не понял. Они все разные. И я хочу, чтобы они были счастливы - я считаю, что ЭТО самая основная задача педагога - способствовать тому, чтобы этот малыш был счастлив. Чтобы он осуществил свою мечту.
А для этого ему придется многому научиться, в том числе быть разным.
Я не хочу, чтобы мои ученики становились актерами и артистами. Честно. Актер - это единичный товар, простите за такое слово, но истинные актеры, одаренные, чья жизнь немыслима без сцены, встречаются крайне редко. Я просто хочу, чтобы каждый из них воплотил в жизнь свою мечту, научился быть собой. А для этого они должны приобрести опыт, попробовать себя в разных ролях, в разных образах, чтобы, в конце концов, придти к себе и принять себя.
Так и я пришла к созданию программы «Малый театр». Где наряду с общеобразовательными предметами в школьную программу включаются театральные предметы - актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, хореография, художественное слово, бутафорская мастерская.
Эту программу мы успешно продвигаем на базе «Пушкинского пролицея №78» уже 4 год – в этом году у нас выпускной. Дети закончат цикл обучения в начальной школе по программе Эльконина и Давыдовой и по программе дополнительного обучения «Малый театр».
За это время была проделана огромная работа – дети обучались по программе «Малый театр» по 8 часов в неделю, выступали на школьной сцене для родителей, для школьников младших классов. Обучаясь во 2 классе, участвовали в конкурсе «Мой Пушкин» со сказкой «Золотая рыбка» и заняли 2 место за лучшую постановку, а Петренко Кирилл - 2 место за лучшую роль второго плана.
К сожалению, в конце прошлого учебного года не состоялся конкурс «Золотая маска», на который мы подготовили большой спектакль с участием всего класса, а это 30 человек! Но думаю «Сказку о попе и работнике его балде» А. С. Пушкина мы все же сможем выставить на какой-нибудь конкурс, и он будет оценен по достоинству.
Мы все здесь педагоги одного профиля и прекрасно знаем, что ученики встречаются разные. Есть более одаренные, есть менее. Из класса в 30 человек, что мне достался, одаренных немного - сами понимаете – отбора по направлению не было. Но есть костяк из 9 человек. Очень жаль, что у нас нет индивидуальных часов для работы с такими детьми, но тут вступает в силу индивидуальный подход в процессе обучения и один метод, который я использую и о котором скажу чуть позже
Конечно, мы начинали с простых учебных отрывков, сценок, инсценировок. И пришли к постановке большого спектакля с танцами, с интермедией и самостоятельной работой детей.


- 3 -

Итак, что же такое образ. Мне очень нравится определение Михаила Чехова. Образ роли - воображение, перенесенное в телесную оболочку актера.
Создание образа предполагает много шагов по принципу – от общего к частному, от простого к сложному и от части к целому.
Я начинаю с разбора пьесы, персонажа, – какой он, мой персонаж, какие у него черты характера исходя из текста пьесы.
Мы подробно обсуждаем с детьми текст пьесы, разбирая непонятные слова, фразы, задавая друг другу вопросы (особенно часто мой любимый – а почему?).
Дети во втором классе уже очень самостоятельно думают и предлагают интересные трактовки, задают каверзные вопросы.
Ответьте мне на вопрос «Почему старуха со стариком жили у моря тридцать лет и три года, им что, было 33 года? Тогда почему старик и старуха. Или где они жили до этого». Вот такие вопросы мне задавал второклассник Кирилл.
Итак, ставится вопрос, и я жду пока дети сами на него не ответят, не подталкивая и не направляя - это очень важно.
Я не даю правильных ответов – и очень часто играю в Незнайку - я говорю – «а я не знаю как правильно, ты артист, тебе выходить на сцену и играть, придумай, вообрази, скажи сам – КАК это сыграть? ЧТО сыграть? А я не знаю!» И лишь изредка подсказываю, какой он - этот персонаж, используя упражнения для развития наблюдательности и воображения (см. приложение).
Мы стараемся нарисовать этот образ или найти рисунок, фотографию, либо образ настоящего живого человека.
Когда Даша Мерзликина работала над образом попадьи она определила, что её бабушка очень похожа на придуманный нами персонаж, принесла фотографию – и действительно, попадание было очень ярким.
После разбора мы приступаем к наблюдению. Это домашнее задание: найти из своего окружения человека с похожими чертами характера, внешностью и понаблюдать за его проявлениями. Все наблюдения они записывают в тетради. А потом выходят на сцену.
И от общего мы переходим к частностям – а как ходит мой персонаж, толстый поп или маленький вертлявый чертенок, как поворачивает голову, поднимает руку, бегает, как говорит, как улыбается, хмурится, как чешется, как думает, прислушивается, как проявляет эмоции - выбираем одну черту и изучаем эту черту в воображении.
Затем мы воплощаем только ее одну, как бы имитируя созданное и проработанное нами в фантазии. Теперь тело, голос, чувства без излишнего напряжения легко выполняют задачу. После одной или нескольких попыток воплощения снова вглядываемся в образ, снова имитируем его и т.д. Повторяем этот процесс до тех пор, пока выбранная для воплощения деталь не станет близкой, пока не достигается легкость в ее исполнении.
Я очень люблю технику Михаила Чехова, его психологические жесты, которые у детей отлично получаются – вот этим мы и занимаемся на следующей ступени поиска образа.
Здесь помогают упражнения на актерскую смелость и память физических действий. А если нет таких ощущений в опыте – я стараюсь его дать, выходим на природу собирать цветы, устаем после работы, теряемся в лесу и пр.



- 4 -
Алгоритм прост: воображаем, представляем в голове, пишем или рисуем, находим в реальности прообраз, приближаем его к себе в воображении и когда он становится частью тебя – играем его, говорим его голосом, двигаемся, думаем как персонаж.
Сначала это прорабатывается в группе как упражнение со всеми, а потом на постановочных репетициях ученик-актер воплощает всё это на сценической площадке – дети делают зарисовки, этюды на тему «События до», «А что было бы, если б»,
Далее поиск грима и костюмов и репетиционная работа.
Обобщая всё выше сказанное по созданию образа, могу сказать – при отсутствии индивидуальных часов я нашла один способ работы, приемлемый, на мой взгляд, в этой ситуации.
На занятиях каждый ребенок играет каждую роль – все играют Попа, Попадью, Чертенка, Балду и других персонажей.
Таким образом, выполняются две задачи – учебно-тренировочная и творческо-поисковая. Все дети, независимо от того, будет ли ребенок играть эту роль, участвуют в создании образа, в создании спектакля и несут за него моральную ответственность, что очень важно.
Каждый ребенок, независимо от способностей пытается вжиться в образ роли, ищет свое, индивидуальное. Учится быть разным, примеряет на себя множество ролей, характеров. Здесь выполняется и мощная воспитательная работа, потому что всё это обсуждается – а можно ли так, а хорошо или плохо и пр. Приобретается огромный опыт новых чувств и мыслей.
И еще раз о мечте. Когда-то давно я намечтала, чтобы в школьную программу включили уроки театра. Чтобы все эти предметы – актерское мастерство, сценическая речь, хореография – преподавались, так же как и математика, русский язык и литература. И я счастлива тем, что хотя бы в одной школе города, в школе № 14 уже в 3 классах, пусть только лишь начальной школы – эта мечта претворяется в жизнь.
Давайте мечтать!













- 5 -
Приложение.

Упражнения взяты из книги Сергея Васильевича Гиппиус
Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств
Фантазия и наблюдательность.
НА ЧТО ПОХОЖЕ?
Леонардо да Винчи рекомендовал художнику развивать свою фантазию, рассматривая пятна на стенах: "Ты можешь увидеть там разные битвы, – утверждал он, – быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много вещей".
Фантазия проявляется в работе воображения у человека с развитым ассоциативным мышлением, с тренированной зрительной памятью, основой образного мышления.
Все, что нас окружает в комнате, может быть объектом фантазии – линии древесных слоев паркета, тени на потолке, складки занавесей, скатертей, одежды.
Кинем на стол несколько спичек, пусть они упадут как попало.
- Всмотритесь, – что это вам напоминает?
- Бревна по реке плывут...
- Медведь пасть оскалил – вот глаза!
- Нет, у медведя не такие жесткие линии. Это – гриф. Расправил крылья, сейчас полетит...
БИОГРАФИЯ СПИЧЕЧНОГО КОРОБКА
- Найдите новое, неизвестное вам в хорошо знакомом спичечном коробке. Пофантазируйте, как его делали? Что представляется прежде всего?.. Лес, рубят деревья, везут на лесопильный завод... Это ничего, что вы не знаете во всех деталях, как изготовляют спичечные коробки, – пофантазируйте! Подумайте, сколько людей участвовало в "биографии спичечного коробка" – от лесоруба до продавца магазина. Пройдитесь мысленно по этой биографии – последовательно, от начала до сегодняшнего дня.
- Вам будет легче понять, как его делали и какой путь он прошел, если вы внимательно присмотритесь к нему. По признакам, не сразу заметным, вы найдете следы биографии.
- Вот теперь спичечный коробок вам хорошо знаком. Спрячьте его и опишите нам.
- Возьмите другой коробок с такой же этикеткой. Как будто одинаковы оба? А вы найдите разницу между ними!
БИОГРАФИЯ ПОПУТЧИКА ИЛИ ПРОХОЖЕГО
Одно из индивидуальных упражнение, тренирующих зрительные восприятия и зрительную память для развития наблюдательности и фантазии, – наблюдение за случайным попутчиком в автобусе или за прохожим на улице. Надо решить, что это за человек, где и кем он может работать, что у него за семья, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избегает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет.
- Не отдавайтесь во власть первых впечатлений. Каждую новую догадку непременно проверяйте, сопоставляя все действия этого человека за все время наблюдения.

- 6 -
Вы идете по улице. Сколько биографий вокруг вас, сколько судеб, характеров! Присмотритесь к людям внимательнее; по деталям одежды, по мелочам поведения, по тому, как идет прохожий, на что и как смотрит, на что не обращает внимания, – разгадайте человека!
Это похоже на занятия Шерлока Холмса? Что ж, не следует пренебрегать и его опытом, раз он может нам помочь понять пружины жизненного поведения. Конан-Дойль так говорил о человеке, умеющем мыслить логически: "Пусть он, взглянув на первого встречного, научится сразу определять его прошлое и его профессию. Поначалу это может показаться ребячеством, но такие упражнения обостряют наблюдательность и учат, как смотреть и на что смотреть. По ногтям человека, по его рукавам, обуви и сгибе брюк на коленях, по утолщениям на большом и указательном пальцах, по выражению лица и обшлагам рубашки – по таким мелочам можно угадать его профессию..."
- Глядя на человека, постарайтесь представить себе его на работе, в домашней обстановке, на прогулке за городом. Представьте себе, как он обедает в столовой, как разговаривает с детьми, как сердится и как радуется, как занимается любимым делом.
Время от времени ученики рассказывают на уроках о самых интересных биографиях. Рассказ должен быть таким, чтобы все ясно увидели человека. Доказать правильность придуманной биографии – обязанность рассказчика.
Но вот ученик очень убедительно рассказал о человеке, с которым он ехал в автобусе.
- Скажите, а как бы поступил этот человек, если бы в автобусе случилось что-нибудь неожиданное; например, если бы его сосед лишился сознания?
- А если бы в автобус вошел его давнишний друг, которого он считал погибшим? Как бы повел себя этот человек, что бы он делал, что говорил?
- Угадайте, каким он был десять лет назад и каким станет через десять лет.
- А если бы он выиграл большую сумму, на что бы он потратил деньги?
БИОГРАФИЯ ПО ПОРТРЕТУ
После первых попыток учеников создать биографию случайного прохожего полезно посвятить урок общему разбору «биографии по портрету».
Лучше взять для этого репродукцию какого-либо портрета неизвестного человека. Например, «Вдовушка» П. Федотова подходит для такого разговора больше, нежели «Мусоргский» И. Репина.
Для начала можно взять репродукцию современной портретной живописи, близкую нам по времени.
Созданная общей фантазией биография по портрету и обстоятельный разбор ее на уроке помогут в дальнейшей самостоятельной работе учеников по наблюдению за случайными попутчиками и прохожими.
БИОГРАФИЯ ПО ПОХОДКЕ
Еще одно упражнение для индивидуального тренинга. На общих занятиях ученик лишь рассказывает о результатах своих наблюдений, вовлекая товарищей в обсуждение придуманных биографий.


- 7 -
Задание такое:
- Попробуйте создать если не биографию, то хотя бы общее представление о человеке, присматриваясь только к его походке. Глядя, как идет человек, догадайтесь – какое у него сейчас выражение лица, куда он идет, о чем думает.
- Глядя только на ноги человека, представьте себе весь его внешний облик, возраст, характер. Сядьте на уличную скамейку и изучайте всех проходящих перед вами. Вас непременно увлечет это занятие.
БИОГРАФИЯ ПО ВЗГЛЯДАМ
- Попробуйте, когда идете по улице, присматриваться только к глазам людей. Вы увидите, какое существует многообразие «способов смотреть», если можно так выразиться. Будет момент, когда вам покажется даже, что все смотрят по-разному, что нет ни малейшего сходства в способах смотреть ни у одного человека. Потом вы начнете находить и объединяющие признаки этих способов у разных групп людей. А потом – своеобразие каждого взгляда. Очень увлекательно!
- Лучше всего наблюдать за глазами двух человек, когда они общаются друг с другом (и, разумеется, не знают, что вы следите за ними). Подумайте при этом – почему на один и тот же предмет, на одно и то же событие один человек смотрит так, а другой иначе? А вы сами как смотрите на это событие? Как относитесь к нему? О чем думаете в это время?.. Изучая взгляды людей, вам придется задумываться о своеобразии характеров, о том, как складываются в результате жизненного пути особенности связей человека с окружающим миром.
Актерская смелость.
НЕБЫВАЛОЕ
В актерской работе встречаются такие трудности, которые никак не преодолеть без умения кидаться в необычное, кидаться стремглав, очертя голову!
Тут не обойтись без отчаянной храбрости, без этакого подобия скипидара, без "творческого нахалина"! Очень это трудно – выставить себя на посмешище и, нисколько этим не смущаясь, действовать в заданных обстоятельствах.
Сны – как говорят, небывалые сочетания былых впечатлений. Фантазии – тоже. Кладовые наших впечатлений хранят память не только о том, что бывало с нами в жизни, но и то, что мы представляли себе, о чем фантазировали. Фантазии – это тоже наш жизненный опыт.
Потому-то полезно делать упражнения не только на основе того, что нам в жизни знакомо, но и на основе небывалого, того, чего никогда в жизни не делал. Пусть небывалое, развивая фантазию, откладывается в нашем опыте.
- Вы – жители Венеры, огнеупорные мыслящие крабы на двух кремневых конечностях. Стройте свое каменное жилище!
ОБЫЧНОЕ В НЕОБЫЧНОМ
- Простое упражнение на беспредметное действие: вы достаете из кармана фляжку с водой, отвинчиваете пробку, пьете. Вспомните последовательность движений мысленно. Оправдайте время, место и цель. Действуйте!

- 8 -
- А если бы у вас были такие хрупкие кости рук, что каждое движение могло бы их сломать? Они – из тонкого фарфора. Почему – оправдайте. Напейтесь из фляжки!
- А если бы вы оказались в состоянии невесомости? Вы – на корабле "Юпитер-6". Доставайте фляжку, напейтесь... Похоже на предыдущее задание? А в чем разница? Сделайте упражнение еще раз, прислушайтесь к своему телу...
- А если бы во фляжке была не простая вода, а волшебный эликсир, удесятеряющий силы?..
ОПРАВДАНИЕ КРИКА
Ученики – в полукруге.
- По моей команде (я ударю рукой по столу) кричите "Ура!" Сразу – удар. Крики "Ура!"
- Почему кричали? Чему радовались?
- Я досрочно сдал экзамен!
- Бабушка приехала! С пампушками!
Оправдание должно быть найдено не заранее, не до крика и не после крика, а в момент начала крика. Возник в воображении вымышленный повод – увидел бабушку, например, – и надо сразу же, в ту же секунду, кидаться в крик, бросать себя в крик. В этом случае укрепляется привычка действовать целесообразно, а это не менее важно, чем простое развитие фантазии, когда оправдание придумывают после совершения действия.
Еще одна команда:
- Звать на помощь!.. Кого зовете? Почему?
И – неожиданно:
- Замяукать!.. Почему? Как вас зовут? Мурочка?..
- Пропеть "кукареку"!.. Ваш сосед-соперник устыдился из-за своего хлипенького ответа?
ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ
- Разделитесь на пары и решите, кто будет толстым, а кто – тонким. Потом поменяйтесь ролями. Вместе займитесь одним делом. Например, собирайте на грядках воображаемую клубнику и старайтесь набрать лучшие ягоды, наполнить ими корзинку раньше партнера.
- Найдите такое физическое самочувствие, какое было бы у вас, если бы вы были в два раза массивнее. Быстро бы вы сгибались? Легко ли?.. Если бы у вас были короткие мясистые пальцы, как бы вы рвали клубнику, боясь измять ее?.. Если бы у вас была толстая неповоротливая шея, как бы вы крутили головой, пытаясь исподтишка заглянуть в корзинку партнера? Если бы у вас было круглое расплывшееся лицо, как бы чувствовали себя ваши глаза-щелки? Как бы они смотрели из-под тяжелых век? А как бы вы шли вдоль грядки, если бы у вас были грузные столбообразные ножищи?..
- А если бы у вас были тоненькие ножки-струнки и если бы вы весили в два раза меньше, чем теперь, – как бы вы обегали кустик за кустиком в поисках лучших ягод?.. Тело легкое? Удобно вертеться и высматривать? Пальцы ловкие, быстрые? Хорошо срывают ягодки? Шея верткая? Все видно в корзинке соседа, до самого дна? У кого лучше ягоды?
Тех, кто трудно входит в необычное физическое самочувствие, не нужно торопить. Может быть, такое умение совсем не свойственно этой актерской индивидуальности, а может быть, оно проявится значительно позже. А тем, кому это дается легко и кто,
- 9 -
следовательно, склонен к острой характерности, надо усложнить задание: предложить, например, сделать некоторые из привычных упражнений тренинга в физическом самочувствии "толстых и тонких". Можно делать парные упражнения, переключаясь из одного самочувствия в другое.
СТАРИКИ
- Что, если бы вам, каждому из вас, было уже за восемьдесят? "Примерьте" на себя этот возраст. Воспользуемся, как всегда, действием с воображаемыми предметами – разделитесь на пары, пусть старушки-портнихи и старички-портные принимают старичков-заказчиков, делают примерку обновок.
- Что это означает – "мне за восемьдесят"? Какое было бы у вас в этом случае физическое самочувствие?.. Вы надеваете воображаемый костюм. Легко сгибается спина? Оберегаете себя от резких движений? Когда приходится поднимать руки и просовывать их в воображаемые рукава – болят от непосильного напряжения плечи и шея? Так осторожнее совершайте эти трудные движения! Пройдитесь перед воображаемым зеркалом, полюбуйтесь на себя в новом костюме. Как легче идти – широким, большим шагом или короткими шажками? Легко отрываются от пола подошвы?
- Пока заказчики прихорашиваются перед зеркалом, пусть портные присядут.
А как будете подниматься со стула? Попробуйте... "Подниматься" – это значит "поднимать себя". Легко себя поднимать? Спина затекла?.. Отчего старички часто сутулятся? Как легче держать руки? Попробуйте свободно бросить их вдоль тела. Плечи опустите, не напрягайте. И шея сама гнется, голова клонится вниз – так удобнее.
- Довольны своими обновками? Кто не доволен, покажите портным, как переделать ваши костюмы. (Станиславский глава "Характерность" II часть "Работы актера над собой")
ВНЕШНЯЯ ХАРАКТЕРНОСТЬ
Надо отыскать в действии следующие физические самочувствия, придумав вымышленные обстоятельства места, времени, возраста и непременно определив цель действия:
Человек хромает (одна нога короче другой, или повреждено колено).
Горбатый (шея вдавлена в туловище, плечи подняты, оттого – кажутся очень длинными руки и ноги).
С протезом (руки или ноги).
Тугоухий или совсем глухой.
- Нет ни одного человека, в точности похожего на другого. Все хромые – хромают по-разному. Все глухие – по-разному приспосабливаются к жизни, полной звуков. Не изображайте пьяного вообще, а отыщите физическое самочувствие именно этого, а не
другого человека. Вот где должна вам пригодится тренированная актерская наблюдательность!
Как и в предыдущих упражнениях, нужно предложить ученикам, легко схватывающим самочувствие в острой характерности, сыграть некоторые из их прежних этюдов, учитывая эти новые особенности личности. Финал вашего этюда изменится? Вероятно.


15