Выступление на нпк учителей МОАУ Гимназия №7(полного дня) г. Оренбурга по теме Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках истории и английского языка при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ


МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) г.Оренбурга
VI научно-практическая конференция
учителей МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) г.Оренбурга
Тема конференции:
«Диссеминация педагогического опыта как условие профессиональной успешности современного учителя»
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках истории и английского языка при подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
выступление
учителя истории и английского языка
высшей категории
Сафоновой Ольги Александровны
март 2016 года
г. Оренбург
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. В этой связи особую приоритетную значимость приобрело изучение АЯ, как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов, и обществоведческая грамотность обучающихся.
Проблема формирования и развития коммуникативной культуры учащихся – одна из ключевых проблем анализа результативности работы учителя и школы.
Сегодня ни для кого не секрет, что школа уделяла большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, неоправданно мало времени отводится на развитие устной речи своих воспитанников. Часто одним из способов накопляемости оценок учащихся являются письменные работы. Да и сама технология традиционного обучения практически не формирует навыки совместной деятельности.
Как изменить ситуацию? как сделать так, чтобы на уроке предпочтение отдавалось активной речи учащихся, а учитель в большей степени были дирижером этого процесса?
Интенсификация коммуникативного обучения – это возможный путь, который поможет и учителю, и учащимся ощутить удовлетворенность и успех.
Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме.
Уроки английского языка
В ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку включёны задания, оценивающие уровень владения устной речью: монологическое высказывание по предложенной теме, разыгрывание диалога, описание картинки или ситуации. Новые задачи в обучении ИЯ предполагают:
изменения в требованиях к уровню владения языком,
изменения содержания и организации материала,
использование адекватных форм и видов контроля при разных вариантах его изучения.
Уроки английского языка - это благодатная почва для реализации межпредметных связей. Русский язык, литература, история география, ИЗО, музыка, биология, физика - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по АЯ. В практику работы учителя вошли интегрированные уроки с информатикой («Использование АВС — английского алфавита в изучении клавиатуры компьютера»), географией («Географическое положение Великобритании, США, Канады, Новой Зеландии, Австралии»), МХК («Изучение творчества известных английских и американских писателей»), историей («Историческое наследие англосаксов и викингов»).
Так на примере учебного материала по теме «Проблемы молодежи» в 9 классе формируются ассоциативные связи с внутренними, эмоциональными переживаниями в сравнении какой я был в возрасте 6 лет и какой я сейчас -подросток, с другими привычками и увлечениями. С целью мотивирования, снятия напряжения и скованности, стимулирования когнитивных и ассоциативных процессов, а в конечном итоге речевой деятельности учащихся используются элементы эмоционального влияния на примере соединения музыки и движений. Учащиеся поют под фонограмму известные им песни, демонстрируют движения, называемые ими предполагаемые по содержанию текста. По теме «Внешность» применяется такой прием, как создание коллажа (соединение речи и картинок в фото), когда учащиеся получают большое количество картинок с героями, какие они были в детстве и сейчас, описывают внешность, характер или получают фото современной знаменитости страны изучаемого языка. Уч-ся составляют фото биографию: периоды детства, юности, зрелости, начало карьеры. Юмор и ирония поощряются. Подобная форма работы вызывает у каждого уч-ся живой эмоциональный отклик и желание принять непосредственное участие.
Навыки говорения, как и любые другие навыки, не формируются сами собой. Для их становления используются специальные упражнения и задания, а значит, должны быть и уроки, направленные главным образом на развитие навыков говорения.
Положительной характеристикой уроков формирования устноречевых умений является то, что ученики говорят подавляющую часть урока. Соотношение речи учителя и учеников- в пользу последних. При этом учитель направляет и моделирует различные формы речевого взаимодействия. Все учащиеся должны принимать равное участие в общении. Нельзя допускать монополизацию внимания и учебного времени группы наиболее продвинутыми учениками. Учащиеся должны хотеть говорить, и задача учителя в том и состоит, чтобы повысить мотивацию к говорению на иностранном языке всей группы учащихся. Содержание обсуждения и языковой уровень общения должны соответствовать реальным возможностям данной группы.
При подготовке и проведении уроков говорения учителя сталкиваются с рядом возможных проблем. Необходимо найти пути их преодоления. Вот лишь некоторые из них:
Стеснительность и боязнь совершить ошибку.
Для того чтобы максимально минимизировать данное отрицательное явление, учитель создает атмосферу доброжелательности и доверия. Учитель должен научить учащихся не бояться признавать свои собственные ошибки. Право на ошибку имеет каждый. Также нельзя позволять учащимся резко критиковать других. Это начисто отбивает охоту общаться и высказывать свое мнение.
Нечего сказать по обсуждаемой теме или проблеме. Не хватает языковых или речевых средств.
Здесь требуется создавать достаточный уровень опор содержательного, языкового и речевого плана. Уроки развития навыков говорения должны опираться на сформированные лексические и грамматические навыки в рамках изучаемой темы. Кроме того, помимо лексических единиц и грамматических структур ученикам необходимо знать и уметь использовать различные формы связи речи (linking words), вводных структур, реплик реагирования и т.д. Тщательный подбор текстов для чтения и аудирования может обеспечить восполнение пробела информационного плана, и необходимый набор языковых и речевых средств по обсуждаемой проблеме.
Большое значение в данном вопросе играет содержательная и языковая ценность тренировочных упражнений.
Предлагаемые задания строятся с учетом реального информационного запаса обучаемых. Также используются опоры вербального характера (схемы, планы с ключевыми словами, опорные конспекты).
Ученики не понимают речевую задачу.
Для преодоления этой трудности учитель должен понимать, какую разновидность монолога/ диалога хотелось бы получить на выходе. Ему необходимо заранее сформулировать речевую установку, сделать ее четкой и лаконичной, подготовить дополнительные опоры в виде карточек, расписанных ролей и т.д. Не лишними будут планирование опроса и распределение ролей, пар, групп по силам.
Один говорит – остальные молчат.
Задача учителя – дать учащимся как можно больше возможности и времени для общения на иностранном языке на уроке. Для этого надо шире использовать групповые и парные виды работ на уроке. Наиболее трудная задача – создавать на уроке игровые ситуации, где уровень мотивации достаточно высок и даже если говорит один человек, то остальные не выключаются из общего режима работы, но выполняют другие речевые действия: слушают, записывают, готовят вопросы уточняющего характера. Планируя урок со значительной долей монологической речи, учитель не должен забывать об установках на прослушивание для остальных учеников группы.
Хорошо, когда ученик в любой момент урока четко осознает свою задачу.
Уроки истории и обществознания
Коммуникативная компетентность на уроках истории и обществознания включает в себя:
знания основных понятий,
описание, повествование, рассуждение,
умения и навыки анализа,
умения и навыки речевого общения в разных сферах и ситуациях общения.
Речевая компетентность ученика формируется:
через обучение содержанию предмета;
через развитие прикладных исследовательских умений;
через развитие социально-коммуникативных умений;
через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.
Прикладной аспект учебной коммуникации Исследовательский аспект учебной коммуникации Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации Личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации
Прикладные знания по предмету (факты, правила, понятия и их определения, даты, формулы и т.д.)
Понимание учебного материала (причинно-следственные связи, терминология, феномены).
Выделение главного и второстепенного; установление межпредметных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказательств.
Оценка изучаемого материала (темы, основные положения, тезисы) Умение не только отвечать на вопрос по предмету, но и ставить его.
Умение структурировать учебный материал в логической последовательности.
Умение планировать учебную деятельность в целом и рамках изучаемой темы.
Умение работать со справочной и дополнительной литературой.
Качество оформления изучаемого материала.
Умение представлять и презентовать изучаемый материал. Развитие умений слушать.
Развитие умений участвовать в беседе.
Развитие умения ставить вопросы, качественно их формулировать.
Развитие умения дискутировать и презентировать вопрос, тему, проблему.
Развитие умений интеграции и кооперации.
Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения Формирование навыков общения.
Преодоление учебной неуверенности и неверия в собственные силы.
Формирование учебной мотивации.
Развитие критического мышления.
Формирование вовлеченности в общее дело.
Формирование доверия к другим и себе.
Способность к глубокой творческой деятельности.
Целеполагание и определение пути к собственным достижениям.
Одним из направлений модернизации российского образования является его деятельностный характер, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности.
Данная проблема актуальна, так как при активных методах обучения процент усвоения материала значительно выше, чем при пассивных. Поэтому учителю необходимо помочь ученику овладеть определенными умениями в области коммуникации.
Приемы формирования диалога.
Субъектами диалога могут быть ученик, группа, класс, учитель.
На уроках использую следующие приемы:
- взаимоопрос. Ученики проверяют друг у друга домашнее задание, затем выполняют письменное задание, данное учителем.
Пример. При повторении темы «Гражданская война» в 11 классе 1-й ученик рассказывает о причинах и особенностях войны, 2-й ученик задает ему уточняющие вопросы и рассказывает о начале войны и интервенции, 3-й ученик, задав вопросы, продолжает рассказ о 2-м и 3-ем периодах войны. 4-й ученик, после диалога с 3-им, рассказывает об итогах и последствиям войны.- 5-минутное эссе: ученику дается задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку…Важно нацелить, что нужно успеть изложить главное за 5 минут. Подобные задания дают возможность учителю формировать навык написания исторического сочинения (задание №25)
- «Двойной дневник»: лист делится на две колонки, в левой ученик выписывает аргументы из текста, а напротив - в правой - факты (или свои комментарии). Использование полилога на уроке.
Эффективно при подготовки выполнения задания №24 в КИМах по аргументации собственной позиции по предложенной исторической ситуации.
Обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. Учащиеся овладевают умениями прислушиваться к другому мнению и тактично отстаивать свое, слышать другого человека и принимать его доводы, возражать и доказывать по существу.
Формы полилога, применяемые на уроках истории и обществознания:
- Дискуссия.
Если ставится цель выработать общее мнение при существующих различиях в понимании проблемы, дискуссия необходима.
Пример. В 11 классе при изучении темы «СССР в 1945-1953 гг.» предлагается вопрос «Черное и белое в политике Н.С.Хрущева».
В 10 классе можно предложить задание: Л.Гумилев высказал мысль, что монголо – татарского ига на Руси не существовало.
Пример: Учащиеся 10 класса получают задание познакомиться с позицией С.М.Соловьева, Н.М.Карамзина, В.О.Ключевского по проблеме опричнины.
- Как каждый из историков определяет цели опричнины?
- Сравните результаты и последствия опричнины в оценках данных историков. Подтвердите каждую из позиций дополнительными фактами. Какая из оценок опричнины кажется вам наиболее убедительной, а какая не согласуется с известными вам фактами?
- Деловая игра.
Использование деловой игры повышает мотивацию учеников, развивает их способности к осмыслению событий и явлений, обучает сотрудничеству.
Пример: урок – конференция «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны».
Использование описанных в данной работе приемов и способов формирования коммуникативной компетентности позволяет создать новый тип обучения и обеспечить переход от «урока – монолога» к «уроку живого диалога» (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель). При этом на уроке происходит не только обмен информацией, но установление взаимопонимания, взаимодействия между всеми субъектами процесса обучения, обмен знаниями, мнениями, действиями, оценками деятельности, духовно-нравственными ценностями, межличностное общение, что является важнейшим условием развития личности ученика, его познавательных и творческих способностей.
Все это позволяет создать ситуацию успеха на уроке, способствует развитию умений слушания, чтения, говорения, анализа и синтеза, самостоятельной работы. Учащиеся учатся мыслить раскованно, ярко, нестандартно, творчески, что пригодится им во взрослой жизни. Кроме этого, данные методические приёмы помогают ученикам лучше подготовиться к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.