Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста


Муниципальное образовательная организация –
средняя образовательная школа№3
«Образовательный комплекс»
им. Л.Г. Венедиктовой г. Маркса Саратовской обл.
Консультация на тему:
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Сальникова М.ВВлияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Раннее детство – начало жизни и этот период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. Мы должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет. Работая в доме ребенка с детьми раннего возраста, я пришла к выводу, что главная задача педагога, это использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста. Ведь мы хорошо понимаем, что через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. А использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей. Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
В домах ребенка наряду со многими проблемами, стоит проблема развития речи детей. За много лет работы в этом учреждении, я пришла к выводу, что если использовать устное народное творчество с современными методиками обучения, то обогатится словарь, улучшится речь ребенка, повысится уровень познавательной и коммуникативной способностей детей.
Для работы над данной проблемой мною были поставлены конкретные цели и определенны задачи.
Цели:
1. Определить уровень развития речевого умения детей.
2. Развивать творческие, познавательные и коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
3. Приобщать детей к культуре своего народа.
4. Расширять знания детей об окружающей действительности, развивать умения тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
2. Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
В работе мною используются такие методы как: словесные (беседы, рассказ, чтение, игровые (дидактические и подвижные игры, наглядные (иллюстрации, альбомы, мультимедийные пособия).Также использую разнообразные формы: занятия, досуги, беседы, наблюдения, игры, разучивание стихов, загадок, консультативную работу с воспитателями. Провожу дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, индивидуальную работу с детьми.
В течение учебного года в группу периодически поступают новые дети. Для них очень важен период адаптации к новой среде, так как дети раннего возраста очень ранимы и подвержены стрессовым ситуациям. Вот тут помогает использование разных форм фольклора: стишки, потешки, песенки, прибаутки, пальчиковые игры и др. Ведь ценность фольклора в том, что можно легко установить эмоциональный контакт с ребенком, вызвать положительные эмоции, симпатию к педагогам и детям, доставить ему радость.
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей в нашей группе подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора – это подвижные, дидактические, пальчиковые игры. В уголок книги мы поместили разнообразную художественную литературу: это большие яркие книги, книги-игрушки, книги малютки; сюжетные картинки к рассказам и стихам, иллюстрации к разным сказкам и потешкам. Изготовлены настольные театры:«Теремок», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя»,«Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба». В группе есть аудио и видеокассеты со сказками, уголок ряженья, проводятся различные мероприятия, праздники, развлечения.
Проделанная работа дала следующие результаты: Речь детей удалось повысить на 2-3 эпикризных срока (по результатам диагностики нервно-психического развития). У детей обогатился и активизировался словарь, улучшилось качество речи, мышление, воображение, двигательная активность, трудолюбие, расширились представления детей об окружающей действительности. С уверенностью можно сказать, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Подводя итог своей работы, хочется отметить, что использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, по этому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников необходимо активно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа: сказки, потешки, считалки, заклички. Мой опыт работы показывает, что фольклор это уникальное средство для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития.
В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать, и внедрять все виды и формы устного народного творчества, так как без устного народного творчества не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка.