Урок математики для 5-го класса.Тема урока Сложение и вычитание смешанных чисел


Технологическая карта урока математики в 5 классе.
Учитель: Гуссамова Р.С.
МБОУ « Муслюмовская гимназия»
Базовый учебник Математика 5 класс, Н.Я.Виленкин и др., Москва «Мнемозина» 2012г.. Тема: « Сложение и вычитание смешанных чисел».
Всего часов по данной теме – ч.
Цель: совершенствовать умения выполнять сложение и вычитание смешанных чисел, учить рациональным приемам вычислений. Продолжить работу над текстовыми задачами.
Тип урока: комбинированный
внутрипредметныесвязи Доли и дроби, действия с натуральными числами
межпредметные связи Физика, химия, география (в вычислениях, навыки - рассуждения, анализа)
УУД Организационные (навык планирования собственной деятельности; навык организации и ведения записей в собственной тетради; навык оформления результатов собственного учебного труда; навык самооценки)
Коммуникативные (умения делиться своими идеями и мнениями, умения помогать товарищам и поддерживать их, умения четко формулировать свои мысли, задавать вопросы об изучаемом объекте, умения определять, чем взгляды товарищей отличаются от собственных, умения критиковать идеи, а не людей)
Информационные (умения связать новую информацию с уже изученным материалом, умения самостоятельно осуществлять анализ и отбор необходимой информации, умения ее преобразовывать и представлять в доступном виде).
Мыслительные (развитие мышления, логики, навыков рефлексии и самооценки, анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы).
Этапы урока На доске Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОрганизационный момент.
Задания на известный материал. 1)Выделите целую часть у дробей 185,9342)Переведите в неправильную дробь 134, 48153)Выполните действия: 25+15,
78-28. Здравствуйте!
Выполните задания устно.
Вспомним правила. Легко выполняют задания.
Проговаривают правила.
Задания на новый материал. Отгадав математическую шараду, вы узнаете тему урока.
Первую в школе все изучают,
Ну а второй из двустволки стреляют.
Третью исполнят нам два барабана
Иль каблуки отобьют ее рьяно.(Дробь)
-Как называется число, в состав которого входит натуральное число и неправильная дробь?
-Сегодня на уроке мы продолжим учиться складывать и вычитать смешанные числа.Ответы детей. Проблемная ситуация.
Побуждение к осознанию проблемы. Прочитайте числа. 437; 17; 157; 247; 137-Из данных чисел составьте такое выражение чтобы его значением было натуральное число.
-Составьте такой пример ,чтобы в дробной части ответа была неправильная дробь.
-Составьте такой пример на вычитание ,чтобы дробная часть уменьшаемого была дробной части вычитаемого.
- Смогли выполнить задания?
- В чем затруднение?
- Каких знаний не хватает?
- Чем это задание похоже на предыдущие примеры?
- Чем оно отличается от предыдущего?
- Как называются числа, которые содержат целую и дробные части? - Нет, не смогли.
- Таких заданий мы не решали.
- Мы умеем складывать и вычитать просто дроби.
- Тоже складываем, вычитаем дроби.
- Есть еще и целые части.
- смешанные.
Формулирование проблемы. Записала тему на доске. - Значит, какого вида задания мы сегодня будем разбирать?
- Итак, тема нашего урока: «Сложение и вычитание смешанных чисел». - Сложение и вычитание смешанных чисел.
Записали в тетрадях.
Подводящий диалог (актуализация). 528+238=(5+2)+(28+38)=758235-125=2-1+35-25=115. - Что мы уже знаем по этой проблеме?
- Предложите алгоритм решения проблемы.
- Давайте попробуем в тетрадях.
- А теперь проверим ваше решение (вызов ученика к доске, он пишет решение)
- Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел. - Умеем складывать и вычитать целые числа, дроби.
- Сложим (вычтем) целые части, а потом дробные.
Ученики работают в тетрадях.
Учащиеся проверяют.
Формулируют своими словами.
Физкультминутка.
Давайте мы немного отдохнём, позанимаемся физкультурой.
Поднимает руки класс – это «раз».Повернулась голова – это «два».Руки вниз, вперед смотри – это «три».Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,С силой их к плечам прижать – это «пять».Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
Ученики выполняют.
Закрепление изученного материала.
Работа с учебником.
Стр.175 №1117
(и-м).
.№1119
-Прочитайте задачу.
-О чем в ней говорится?
-Сколько яблок привезли на первом грузовике?
Что сказано про второй грузовик?
№1120
- Как будем решать?
- Что мы получили в результате?
- Что нужно выполнить для решения этой проблемы?
- Решаем следующий пример.
- В чем затруднение?
- Рассмотрим решение задач.
-Ученики анализируют задачу, рассказывают план решения. - Сложим целые части, потом дробные.
- В дробной части получилась неправильная дробь.
- Выделить целую часть, а потом решать по правилу.
- Целые части вычесть сможем, а дробные нет.
.Работа над задачами.
Самостоятельная работа. Стр.95.№8 Ученики решают в рабочих тетрадях.
Домашнее задание. Д/з №1136, №1137, №1138, п. 29, правила - Ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание. Говорит о том, какие задания являются обязательными (инвариант), а какие можно взять на выбор (вариантная часть). Записывают Д/з.
Определяют для себя инвариантную и вариантную часть задания.
Итог урока. Рефлексия деятельности. - Какую проблему мы сегодня с вами решали?
- Что нового узнали?
- Еще раз сформулируем эти правила.
- Что вам особенно понравилось на уроке? Есть ли вопросы?
На возникшие вопросы учитель отвечает.
- Какую оценку каждый из вас поставил бы за урок? Учитель выставляет оценки и объясняет за что.
-Урок закончен. - Складывали и вычитали различные смешанные числа.
- Научились складывать и вычитать смешанные числа, познакомились с правилами. Продолжили работу над тестовыми задачами.
Формулируют.
Отвечают.
Ребята отвечают.