Конспект урока по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм». Урок математики в 4 классе по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»


Урок математики в 4 классе
по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Урок построен и проведен по технологии «БИОИНФОРМАТИКА И СИНЕРГЕТИКА» (автор Вассерман Ф.Я.) по карте «Алгоритм».
Сущностной характеристикой технологической карты является представление образовательного процесса на уровне технологического проектирования и конструирования, включая описания действий учителя и учащихся(действия целеполагания, организаций, контроля и регулирования). Технологическая карта является основой управления учебной деятельности. Содержательной основой этого урока по данной технологической карте является процесс усвоения знаний, включающий структурные элементы: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, рефлексию.
Технологическая карта «Алгоритм».
Основная технологическая задача данной карты – отработка цепочки: знания – простые навыки – простые умения.
Цели: развитие внимания, скорости мышления, памяти и увеличение КПД усвоения знаний на уроке.
Задачи: развитие у детей сложных знаний и умений, развитие мышления и сенсорики (визуальное, слуховое, кинестетическое (чувственное) восприятие).
Карта «Алгоритм» направлена на эффективное усвоение нового материала. На уроке учащиеся тренируются в скорости мышления, внимания, оперативной памяти. Хлопки, выполняемые на протяжении всего урока, способствуют концентрации внимания.
Использование учителем данной технологической карты на уроке дает возможности для:
Управления качеством обучения в виде расчетных нормативов непосредственно на уроке;
Учитывать то, что каждый ученический коллектив имеет свою индивидуальную биоинформационную(способность мышления обрабатывать информацию) особенность скорости и качества выполнения задания;
Реагировать на достижения ученическим коллективом требуемых результатов по итогам работы лучших учащихся;
Учитывать естественное отставание среднего ученика от лучшего по времени выполнения;
Сохранение физического, психического, интеллектуального потенциала учителя при одновременном включении на уроке всего класса.
Введение рефлексии в уроке обусловлено важностью именно с точки зрения личностно-ориентированного подхода. Активизация рефлексии учащихся в процессе урока позволяет ученику переосмыслить свой субъективный опыт: ценностные отношения, действия, знания. Рефлексия показывает коллективные успехи всего класса.
Эффективность работы по карте «Алгоритм»:
В течение всего урока проводится:
Три раза коррекция;
Три раза контроль и самоконтроль;
Четыре раза рефлексия;
Дозируется уровень сложности тематического материала
Управляющими факторами урока являются время и качество выполненной работы.
В течение всего урока видна обратная связь.
План урока
Тип урока: объяснение нового материала
Карта: Алгоритм
Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел.
Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала.
Задачи: 1.работать в быстром темпе.
2. Работать по алгоритму.
3. Вести аккуратные и четкие записи.
4. Осуществлять самопроверку и взаимопроверку.
5. Дисциплина, активность, доброжелательность.
Главная задача урока: на всем протяжении урока дети обязаны спрашивать все, что они не поняли в ходе объяснения и должны достоверно показывать учителю все свои ошибки при разборе выполненных заданий.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Основная разминка: скорость (3 мин)
Требования6 ответ должен быть быстрым и дружным.
Скорость№ 1. 25=26, 29 = 30, 79= 80, 199= 200,
Скорость№ 2. 38= 40, 67=69, 78=80, 87= 89, 99=101.
Скорость№ 3. 68=71, 83=86, 89=92, 98= 101, 107=110.
Скорость№ 4. 45=49, 49=53, 87=91, 97=101, 109=113.
Скорость№ 5. Проговариваем числа от 50 ДО 100– возрастание на 5 : 55, 60, 65, 70, 75, 80, 85, 90, 95, 100.
Скорость№ 6. 16= 22, 18=24, 39=45, 77=83, 79= 85.
Скорость№ 7. 9=16,49= 56, 76=83, 78=85, 88=95
Скорость№ 8. 13=21, 37=45, 69=77, 75=83, 93=101.
Скорость№ 9. 3=12, 47=56, 78=87, 88=97, 99=108.
Развитие оперативной памяти.
Мы остановились на 3 скорости:
18=21
136=129
1864= 1867
23 568= 23 571
351 235 = 351 238
7 561 283= 7 561 286
II. Актуализация субъективного опыта учащихся. (Объяснение нового материала.)
1)Вопросы:
Что такое дробь?
Как записывается дробь?
Что такое числитель, знаменатель дроби?
Какими бывают дроби?
Что такое правильная дробь?
Как складывают и вычитают дроби с одинаковым знамкнателем?
Какая дробь называется неправильной дробью?
Как можно преобразовать неправильную дробь?
Смешанное число состоит из…
2)СМЕШАННОЕ ЧИСЛО
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ
ДРОБНАЯ ЧАСТЬ
ЗНАМЕНАТЕЛЬ
ЧИСЛИТЕЛЬ
НЕПРАВИЛЬНАЯ ДРОБЬ
3)Объяснение.
21/4 + 12/4= 33/4
43/4 – 32/4 = 11/4
35/6 – 4/6= 31/6
31/2 + 2 = 51/2
7/8 + 2/8= 9/8=11/8
13/4 + 12/4 = 25/4 = 31/4
25/6 +1/6= 26/6=3
4)Вывод:
Чтобы сложить смешанные числа, надо сложить отдельно их целые части и дробные части.
Чтобы вычесть смешанные числа, надо вычесть отдельно их целые части и дробные части.
Если при сложении дробей в сумме получается неправильная дробь, то обычно из этой дроби выделяют целую и дробную часть.
_В смешанных числах выделенную целую часть добавляют к уже имеющейся целой части.
III. Организация восприятия.
Проба:
Если уровень ППС больше 63% - уровень пройден, можно перейти к ВПС
НПС ППС ВПС
23/5 + 31/5= 54/5
54/5- 12/5=42/5
21/3 + 12/3 = 33/3 = 4 118/9-67/9= 51/9
62/7+84/7=146/7
45/9 + 24/9= 69/9=7 96/8- 65/8=31/8
8/9 + 78/9 = 7
138/11 - 9= 48/11
IV.Организация осмысления. Коррекция. Рефлексия.
V.Первичная проверка понимания. Коррекция. Рефлексия.
Закрепление.
НПС ППС ВПС
13/5+21/5=34/5
43/5 - 22/5=21/5
42/4+1/4=43/4 67/9 - 34/9=33/9
24/9+5/9=39/9=4
4/5 + 8= 84/5 78/12 - 53/12=25/12
8/16 + 59/16=517/16=61/16
15/16+ 7/16=22/16= 16/16
VI. Организация первичного закрепления. Коррекция. Рефлексия.
Память.

НПС ППС ВПС
21/5+43/5=64/5
42/5 + 31/5= 73/5
54/5 – 44/5= 1
26/7+36/7=512/7=65/7
102/3 – 6= 42/3
41/9 + 27/9= 68/9 85/7 + 96/7 =1711/7=184/7
58/9+65/9=1113/9=124/9
99/14 – 88/14=11/14
Коррекция и рефлексия.
Время выполнения: 5 чел. + 30 сек.
Во время выполнения задания прохожу по рядам, обращая внимание на характерные ошибки по алгоритму или вычислительные.
Обмен тетрадями для взаимопроверки каждого уровня, фиксирование % качества выполнения каждого уровня.
VI. Анализ работы: ошибки, достигнутые уровни сложности.
Возможные неясности в усвоении материала.
VII. Домашнее задание.
Составить 4 примера на +/- смешанных чисел.