Технологическая карта к уроку математики по теме Сложение и вычитание смешанных чисел

Технологическая карта урока
Данные об учителе: Мельникова Елена Александровна, нет категории, МБОУ «Костинская оош»
Предмет: математика Класс: 5 Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014.
Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чиселТип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Оборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, задания для домашней работы.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют
регулятивными УУД:
формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
познавательными УУД:
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);
У большинства учащихся не сформированы:
коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
личностные УУД:
осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.





Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные
уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие частное
3 - 4 уровень понимание, адекватное употребление в речи, выборочно воспроизведение


умение решать основные типы задач
3 - 4 уровень понимание, адекватное употребление в речи, выборочно воспроизведение

Регулятивные
самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном
2 уровень самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму


планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления
2 уровень совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные
закрепляют навыки и умения применять алгоритмы при решении; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме.
3 уровень самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач


Коммуникативные
умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
2 уровень совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные
формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.
2 уровень самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм


Структура и ход урока
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время (в мин)
Формируемые УУД

1. Организационный этап
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Организация устного счета и повторения терминологии.
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.
3
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.
4
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации
Показать разнообразие задач.
Организация и контроль за процессом решения задач.
Работают в парах над поставленными задачами.
20
Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка
Смена деятельности.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
2


6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
4
Личностные: формирование позитивной самооценки
Коммуникативные:
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)
Дать количественную оценку работы учащихся
Подводит итоги работы групп и класса в целом.
Учащиеся сдают карточки самооценивания.
3
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке


8. Информация о домашнем задании
~°Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
Дает комментарий к домашнему заданию
Учащиеся записывают в дневники задание.
3




Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу:
"5" - справился с задачей без затруднений,
"4" - справился с задачей, но возникали не значительные сложности,
"3" - справился с задачей, но возникали сложности,
"2" - не справился с задачей.
Сегодня у нас с вами не простой урок, а урок игра. Назовём мы его «Полёт на планету МИП» (математика и приключения). Полет будет проходить по теме «сложение и вычитание смешанных чисел» А эпиграфом нашего урока будут слова:
«Задача, конечно, не очень простая:
Играя учиться и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!»

Ваша задача: показать знания по нашей теме и быстрее добраться до планеты. В полете мы должны выявить лидеров – самых активных членов класса. Мы должны быть предельно внимательны и дисциплинированы.
Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания.








Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.


2. Актуализация знаний

Устный счет: 5 класс к полету готов?
Давайте проверим всё ли необходимое в порядке? Откройте свои тетради и запишите число и тему нашего полёта.

13 EMBED Equation.3 1415 на доске запись

Данные дроби распределите так:
1. правильные дроби 13 EMBED Equation.3 1415
2. неправильные дроби 13 EMBED Equation.3 1415
3. смешанные числа 13 EMBED Equation.3 1415

Проверяем: читаем вслух.

Как называется число, стоящее над дробной чертой?
Как называется число, стоящее под чертой?

Учащиеся выполняют предложенные задания.

3. Проверка знаний учащихся.

Историческая справка:
А знаете ли вы, что название «числитель» и «знаменатель» ввел в употребление греческий ученый – математик, монах Максим Плануд. (портрет на доске) Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. И сегодня мы на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение.

Ребята, за нашим полетом следят гости, будьте внимательны, не сбейтесь с курса. Всем членам класса приступить к операции по проверке «Блока памяти». Для этого Вам потребуется ответить на вопросы.

Приведите пример обыкновенной дроби со знаменателем 8?
Какая дробь называется правильной?
Как вычесть две дроби с одинаковыми знаменателями?
Что мы называем смешанным числом?
Как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями?
Какая дробь называется неправильной?


Проверим слаженность в работе класса.
Задание: Кто быстрее сядет на ракету?

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Учащиеся предлагают свои решения.







Отвечают на поставленный вопрос














Этап закрепление знаний
Задание: решите задачу.
Стоп!!! На борту неполадки. Произошел сбой в ЭВМ. Ваша задача – быстро устранить ошибки.

1). 13 EMBED Equation.3 1415

2). 13 EMBED Equation.3 1415

Внимание!!! Мы приближаемся к границе неизвестного. Ребята, будьте внимательны.

На доске: висит иксовый дракон.

Ребята, Вам письмо. Давайте прочитаем его скорее.

ПИСЬМО:
«Стойте 5 класс!!! Я непобедимый иксовый дракон. Никто не может пролезть через мои владения»

Без паники, ребята!!! Приготовимся к отражению атаки дракона.

Вы, наверное, устали?
Настало время отдыхать.
Предлагаю усталость
Физкультминуткою снять
Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.


Физпауза
5. Физкультминутка
Давайте немного отдохнем.

Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться и присесть.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать
Шесть - за парту тихо сесть.

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.


Этап закрепление изученного материала
самостоятельная работа (по карточкам)
Оценка «3»
1. Вычислите:
а) ; б) ; в) 7 – 3; г) 7 – 3; д) .
2. Отметьте на координатном луче числа: .
3. Решите уравнение:
а) х + 2; б) .
Оценка «4»
4. За первую неделю рабочий изготовил 240 деталей, что составляет плана. Сколько деталей рабочий должен изготовить по плану?

5. Какое число надо разделить на 6, чтобы частное равнялось ?
Оценка «4»
1. Найдите значение выражения:
а) 13 EMBED Equation.3 1415; б) 13 EMBED Equation.3 1415;
в)13 EMBED Equation.3 1415.
Оценка «5»
3. На первой автомашине было 13 EMBED Equation.3 1415 т груза. Когда с нее сняли 113 EMBED Equation.3 1415т груза, то на первой машине груза стало меньше, чем на второй машине, на 113 EMBED Equation.3 1415т. Сколько всего тонн груза было на двух автомашинах первоначально?
4. Решите уравнение:
а) 13 EMBED Equation.3 1415; б) 13 EMBED Equation.3 1415.
5. В результате деления числа х на 8 получилось 413 EMBED Equation.3 1415. Найдите х.




Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Этап подведение итогов. Домашнее задание.

Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.

Домашнее задание: №
Вы все молодцы! Вы все удальцы!
Пусть математика серьёзна и трудна!
Но если чуть-чуть постараться,
То можно и в ней шутить и играть,
Смеяться и улыбаться.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы.


Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 4Рисунок 6Рисунок 7Рисунок 1015