Тема: Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь.


Тема: "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь."Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цели урока:1)Систематизировать и обобщить теоретические знания по номенклатуре, классификации и свойствах основных классов неорганических соединений, объяснить генетическую связь между классами веществ; 2) развитие различных видов компетентности:а) информационной - умение самостоятельно планировать ход и цель информационного поиска и извлекать информацию по заданному вопросу.б) компетентности разрешения проблем - умение определять и выстраивать в хронологической последовательности шаги по решению задач.в) коммуникативную - умение оформлять свои мысли в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры.Задачи:
Образовательные задачи:
- применение имеющихся знаний, умений и навыков при решении компетентностно-ориентированных задач - уметь определять класс вещества по формуле,составлять химические формулы веществ различных классов, записывать уравнения реакций, расставлять коэффициенты
- контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков
Развивающие задачи:
-развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли;-развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации в группах.
Воспитательные задачи:
-формирование у учащихся познавательного интереса к химии;-воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели;-воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.
Оборудование:1.На столах учащихся: пробирки с кислотой, щёлочью и водой под номерами 1,2,3, лакмус,фенолфталеин,гидроксид натрия, азотная кислота, лист "Модельное поле ответов" и "Лист учёта результатов", 2. слайды - ключи к проверке КОЗ № 1, КОЗ № 2, КОЗ № 3, КОЗ № 4, КОЗ № 5А ,№ 5В,
Добрый день,
Вам всем друзья!
Нам урок начать пора.
Я желаю Вам успеха,
я желаю Вам добра!

Девиз: « Чтобы победить, надо знать, уметь, думать».

Ход урока:Организация и мотивация учащихся.
Что изучает наука химия?
Чем дышит все живое на земле?
Имя, отчество Менделеева?
В дроби над чертой пишем…
Вещество, состоящее из атомов одного вида…
Сколько классов неорганических веществ вам известно?

Постановка цели.
Сообщение темы и цели урока.

Актуализация опорных знаний.
Вопросы для повторения:
Как классифицируют вещества по составу?
(простые и сложные)

Какие простые вещества вам известны?
(металлы и неметаллы)
3.Перечислите основные классы сложных веществ
(оксиды, основания, кислоты и соли)
4. В чем видим различие веществ?
Ответ: Каждый класс веществ имеет свой состав, свою классификацию и обладает определенными химическими свойствами.
5. Задание «Убери лишнее».

Представлен перечень химических соединений, определить какой из них лишний:
а) CaO; KOH; Na2О;AI2O3.
б) NaNO3; MgCI2; H2SO4; BaSO3.
в) HCI; H2SiO3; H3PO4; Na2S.
г) SO2; P2O5; K2O; CO2.

6.Задание– тестирование.
Необходимо выбрать правильный ответ.
1.Определить формулу оксида азота(III):
а) NO; б) N2O3; в) N2O; г) N2O5.
2. Указать нерастворимое в воде основание:
а) NaOH; б) Ba(OH)2; в) Zn(OH)2; г) KOH.
3. Химическая реакция между цинком и соляной кислотой относится к реакции:
а) соединения; б) замещения;
в) обмена; г) разложения.
4. Какой из перечисленных оксидов является кислотным:
а) SO2; б) CaO; в) ZnO; г) BaO.
5. Общим свойством для всех оснований является взаимодействие с:
а) основными оксидами; б) солями;
в) металлами; г) кислотами.
6. Какое из перечисленных веществ является кислотой:
а) HNO3; б) NaCI; в) Mg(OH)2; г) CO2.
7. Сульфиты – это соли какой кислоты?
а) серной; б) сернистой;
в) соляной; г) сероводородной.
7.Существует ли взаимосвязь между классами неорганических веществ?
Ответ: Да. Из одного вещества можно получить другое.

IVОперационно- мыслительный этап.Физминутка.

Самостоятельная работа(решение компетентностно-ориентированных заданий)
Различного рода исследования сопровождают нас всю жизнь. Из всего, что нас окружает, мы стараемся выбрать лучшее, подходящее для себя (продукты, одежду, предметы быта). Мы часто принимаем важные решения и в этом нам помогают умения добывать знания, экспериментировать, наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы. Всему этому мы учимся, приобщаясь к исследовательской работе. Данная работа позволит вам получить удовлетворение от тех открытий, которые вам предстоит сделать. Желаю всем успехов!
В ходе самостоятельной работы попробуем выяснить как вещества разных классов взаимосвязаны между собой?
Выполнение данных заданий поможет в подготовке к практической работе.
а) КОЗ №1 – каждый обучающийся выполняет задание и ответы вносит в таблицу1в)Класс делится на 4 группы. Каждая группа выполняет по три задачи (одна из них экспериментальная) 1и 3 группы выполняют - КОЗ №-,2,4,5А 2 и 4группы выполняют – КОЗ №- 3,4,5В
Деятельность учителя на этом этапе заключается в координации самостоятельной работы учащихся, проверке правильности выставленной оценки.
№1 Компетентностно-ориентированное задание.

Аспект: извлечение первичной информации.Стимул: проверить свои умения в определении класса вещества и номенклатуры.Формулировка задачи: используя общие формулы кислот, солей, оснований и оксидов распредели на классы химические формулы следующих веществ и назови их:SO2,HCl,NaOH, СаSO4, Fe(OH)3, КCl, HNO3,K2O.Письменно составьте этапы своих действий при определении класса.
Источник информации:Кислоты – H Ко , Основания – М (ОН)n, Оксиды – Э О, Соли - М Ко .Ко – кислотный остатокРезультаты своей работы записать в «Модельное поле ответов».(Таблица 1)Классы неорганических соединенийТаблица 1
Оксиды Кислоты Основания Соли
Формула Название Формула Название Формула Название Формула Название
№2 Компетентностно-ориентированное задание

Аспект: целеполагание и планирование деятельности
Стимул: Если вы решите задачу, то узнаете, что существуют разные способы получения одной соли.
Задание: Прочти внимательно задачу и предложи последовательные шаги по решению данной задачи.
Задача:Из каких веществ: Zn,HNO3, Zn(OH)2, HCl, можно получить соль хлорид цинка, запишите уравнения соответствующих реакций.
Чтобы получить данную соль необходимо:
1_________________________________________
2_________________________________________
3_________________________________________
4_________________________________________
Источник информации:Учебник «Химия» для 8 класса, g 48, стр129
№3 Компетентностно-ориентированное задание

Аспект: целеполагание и планирование деятельности
Стимул: выполнив задание ты научишься планировать свою деятельность, а также узнаешь свойства нерастворимых оснований.
Задание: Прочти внимательно задачу и предложи последовательные шаги по решению данной задачи.
Задача: Из гидроксида меди (II) получите вещества, относящиеся к разным классам неорганических соединений.
Чтобы получить вещества разных классов необходимо:
1___________________________________________
2___________________________________________
3___________________________________________
4____________________________________________
Источник информации:Учебник «Химия» для 8 класса, g 46
№4 Компетентностно-ориентированное задание

Аспект: целеполагание и планирование деятельности
Стимул: Если вы решите задачу, то узнаете о существовании генетической взаимосвязи между классами неорганических соединений.
Задание: Прочти внимательно задачу и предложи последовательные шаги по решению данной задачи.
Задача: Какие взаимопревращения возможны для веществ: Сu; CuO; Cu(OH)2; CuSO4; CuCl2
Возможные варианты взаимопревращений:
1_________________________________________
2_________________________________________
3_________________________________________
4_________________________________________
Источник информации:Учебник «Химия» для 8 класса, g 49
Критерии оценивания КОЗ №№1,2,3,4:
«5» - в карточке записаны шаги по решению задачи, записаны уравнения реакций, сделаны выводы
«4» - в карточке записаны шаги по решению задачи, уравнения с ошибками
«3» -в карточке записаны не все шаги по решению задачи, уравнения с ошибками или отсутствуют.
№ 5 Компетентностно-ориентированное задание
Аспект: целеполагание и планирование деятельности
Пройди путь учёного-практика:
1) предложи идеи решения данной задачи.
2) проведи эксперимент
3) проанализируй результаты (подтверждение или опровержение идей). Запиши уравнения.
4) сформулируй вывод.
Задача №5А

В трех пронумерованных пробирках находятся растворы: гидроксид натрия, азотная кислота и вода. Как используя лакмус и фенолфталеин,распознать эти вещества?
Отчет о выполненной работе занесите в таблицу
№ пробирки вещество среда фенолфталеин лакмус Задача №5В

В далекие времена люди считали, что всемогущие, сверхъестественные силы могут сделать все. Священнослужители, для убеждения верующих в чудесах, проделывали следующее: медленно, торжественно, с молитвами чистая вода наливается в сосуд, где она немедленно становится малиновой, приобретая цвет вина. Это "вино" выливают в другой прозрачный сосуд, где происходит его обесцвечивание. "Вино" не дается для пробы на вкус, а любопытство верующих удовлетворяется только изменением цвета жидкости.
Задачная формулировка: Для ответа на этот вопрос выполните задание, следуя инструкции:
1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Какую окраску приобрел раствор?
2. С помощью пипетки к полученному раствору постепенно прибавьте 2мл раствора азотной кислоты. Что вы наблюдаете?
Отчет о выполненной работе занесите в таблицу
Реактивы (формула и название вещества) Уравнения химической реакции (в молекулярной форме) Наблюдения Вывод
Критерии оценивания КОЗ №5А ,5В (экспериментальные задачи)
5 баллов – таблица заполнена полностью, нет ошибок и неточностей, при выполнении опытов соблюдены правила техники безопасности, нет ошибок.
4 балла – в таблице есть пропуски, в ответах допущена неточность, есть ошибки по проведении эксперимента.
3 балла – в таблице более 3 пропусков, в ответах допущена неточность, есть ошибки по проведении эксперимента.
V. Домашнее задание:

Учитель сообщает обучающимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения, мотивирует необходимость выполнения.
1. g 44-49,повторить
2. Задание 1 и 2 по выбору.
Задание 1.
Царь зовет к себе Стрельца,
Удалого Молодца,
И дает ему поручение
Государственного значения.
Чтоб я стал опять богат,
Нужен бария сульфат.
Ночь даю тебе подумать –
Утром буду ждать доклад!
Не смогёшь – кого винить?
Должен я тебя казнить.
Запиши себе названье,
Чтоб со страху не забыть.
Помогите Стрельцу получить возможными способами сульфат бария
Задание 2.
Составьте генетическую связь между классами неорганических соединений:
Al2O3, Mg(NO3)2, H2SO4 , CO2 , Ca(OH)2 , Na2O, H2CO3 ,
Mg , K2O , NaCl , KNO3 , H2SiO3 , MgO, Na2SO4 , N2O5 ,
NaOH , Ca , ZnCl2 , CaCO3 , Cl2O7 , HCl , Al(OH)3, C,
ZnSO4 , Al2(SO4)3 , H2SO3 , Mg(OH)2 , SiO2
VI. Итог урока.

Учащиеся подсчитывают баллы в листе учета результатов и выставляют оценки.
«5» - 19-20 баллов
«4» - 15-18 баллов
«3» - 11-14 баллов
VII. Рефлексия

Критерии оценивания КОЗ №№1,2,3,4:
«5» - в карточке записаны шаги по решению задачи, записаны уравнения реакций, сделаны выводы
«4» - в карточке записаны шаги по решению задачи, уравнения с ошибками
«3» -в карточке записаны не все шаги по решению задачи, уравнения с ошибками или отсутствуют.
Критерии оценивания КОЗ №5А ,5В (экспериментальные задачи)
5 баллов – таблица заполнена полностью, нет ошибок и неточностей, при выполнении опытов соблюдены правила техники безопасности, нет ошибок.
4 балла – в таблице есть пропуски, в ответах допущена неточность, есть ошибки по проведении эксперимента.
3 балла – в таблице более 3 пропусков, в ответах допущена неточность, есть ошибки по проведении эксперимента.
Лист учета результатов
Задание КОЗ №1 КОЗ №2 КОЗ №3 КОЗ №4 КОЗ №5
баллы Итоговая оценка ________________