открытый урок по русскому языку Сложные предложения с различными видами связи

Актуализация знаний учащихся.
Орфографическая разминка.
В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
Решёый вопрос (от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование)
приказао отойти (краткое причастие – Н, примыкание)
в вязаой шапочке (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
говорила путао (наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание)
(она) чем-то встревожеа (краткое причастие – Н, управление)
некраше. . ый пол (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
зва. . ый ужин (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
выглядела испугао (наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание)

Цели:
Познавательные:
актуализация и закрепление знаний о сложных предложениях с различными видами связи;
отработать умения составлять схемы, характеризовать предложения (владение синтаксической терминологией, логичной последовательностью разбора);
научить обосновывать выбор места для знака препинания и выбор необходимого знака.
Развивающие:
научить осуществлять основные мыслительные операции;
развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
развивать потребности к речевому самосовершенствованию.
Воспиттательные:
воспитание чувства патриотизма, уважения к людям, живущим рядом;
воспитание бережливости, сострадания к живой природе;
воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;
воспитание интереса и любви к русскому языку.
Задачи урока:
Актуализировать и систематизировать теоретические знания о сложных предложениях.
Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ.
Активизировать правильность интонирования предложений с различными видами связи в устном высказывании и при чтении.
Обобщить представления об экспрессивных возможностях    данных синтаксических конструкций и показать необходимость их использования.
Методические приемы: проверка домашнего задания: чтение отрывков из творческих работ учащихся, выразительное чтение стихотворения, сравнительный анализ предложений; редактирование: замена простых предложений синонимичными конструкциями (богатство синтаксической синонимии); составление схем предложений и их характеристика; наблюдения над интонацией сложных предложений с различными видами связи; схематический диктант; подведение итогов урока; запись домашнего задания;
Методы:
по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
по источнику знаний: словесные, практические;
стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
по организации деятельности: индивидуальные, парные, фронтальные.
Оборудование: файл с печатным материалом: "Зоологический центр". Фотографии тигров.
Прогнозируемый результат: предполагается     понимание  учащимися синтаксического     принципа пунктуации и,  как следствие, овладение ими пунктуационной зоркостью.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
Мотивация.
Слово учителя: Сегодня  урок совершенствования знаний, умений, навыков.  Обращаю ваше внимание на эпиграф  к  нашему уроку. Это слова профессора-лингвиста Добиаша : «задача синтаксиса состоит в уразумлении схем, по которым из отдельных слов строятся сложные мысли»  Как вы думаете, зачем нам необходимо изучать сложные предложения?
Ученики выдвигают предположения:
Чтобы мы могли строить сложные мысли.
Простые предложения дробят мысли, делают их более мелкими, а сложные позволяют не путаться, не повторять одни и те же слова, не спотыкаться.
Слово учителя: Сложные предложения делают речь выразительнее, придают изложению строгий, деловой характер, делают перечисление более напряженным, а речь - взволнованной и торжественной.
Вспомните цель прошлого урока и сформулируйте цель этого урока. Будут ли они одинаковые, если нет, то в чем принципиальная разница.
Учитель (корректирует выводы и цель урока): Если на  прошлом уроке мы познакомились с понятием «Сложные предложения с различными видами связи», то на  этом уроке должны: закрепить данное понятие; отработать умения составлять схемы, характеризовать предложения (владение синтаксической терминологией, логичной последовательностью разбора), умения обосновывать выбор места для знака препинания и выбор необходимого знака.
III. Актуализация знаний по теме
Фронтальный опрос:
Учитель:  Какая  синтаксическая конструкция называется «Сложное предложение с различными видами связи»? (Если в состав СП включены предложения, соединенные между собой различными видами связи: сочинительной, бессоюзной, то такая конструкция называется  СП с различными видами связи.)
IV. Повторение первичных знаний о СП с различными видами связи
Задания такого типа формируют умение школьника сопоставлять сходные явления, группировать факты языка по сходным признакам.
Использование проблемного задания. Учитель предлагает сопоставить две схемы и определить, в чем их сходство и  чем они отличаются.

Ученики сравнивают, сопоставляют и делают выводы.
Сходство: это два СП, и в первом примере и во втором есть последовательное подчинение.
Различие:
1 пример – СПП с несколькими придаточными.
2 пример – СП с различными видами связи, помимо подчинения есть ещё бессоюзная связь.
V. Проверка домашнего задания
Учитель. Вам необходимо было подготовить выразительное чтение стихотворение дальневосточного поэта Петра Комарова и выполнить грамматическое задание: составить схему выделенного стихотворения, дать характеристику.
Тигролов.
Дальневосточному тигролову
П.П.Богачеву.

В тайге, среди пней и валежин,
Где снежная бьет коловерть,
Где путь для других невозможен,
Проходит Тигриная Смерть.

Суровое прозвище это
Недаром дано мужику:
Он каждую зиму и лето
Уходит за зверем в тайгу,

Где синим одеты туманом
Сихотэ-Алиня верхи,
Где с кедров зеленым кафтаном
Свисают тяжелые мхи,

Идет по местам нелюдимым,
Шагает по чаще лесной,
Охотничьим греется дымом
И спит на снегу под сосной.

И царственным пусть называют
Тигриный запальчивый род,-
Лесную царицу, бывает,
Он тоже берет в оборот

И гонит, собак напуская,
По снежным сугробам, пока
Собачья проворная стая
Не хватит её за бока.

Когда же случится собакам
На шкуре тигровой висеть,
На зверя расчетливым взмахом
Он кинет тяжелую сеть,

Загонит, навалится быстро,
Потом, вспоминая не раз,
Как сыпались желтые искры
У пестрой царицы из глаз,

Он только в больнице узнает,
Как схватка была горяча:
Хирург на столе зашивает
Рубцы от плеча до плеча.


Оно посвящено дальневосточному тигролову Богачеву и называется «Тигролов». (Использование стихотворения оживляет урок, звучание ритмической речи, поэтического слова повышает общую языковую культуру школьников, а также идет отработка умения правильно интонировать предложения с различными видами связи в устном высказывании и при чтении).
Заслушиваются 1-2 ученика. Класс слушает и участвует в оценивании выступающих. (Развивается умение оценивать устные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач)
Один ученик на доске составляет схему и дает характеристику выделенному предложению.
Суровое прозвище это недаром дано мужику: он каждую зиму и лето уходит за зверем в тайгу, где синим одеты туманом Сихотэ-Алиня верхи, где с кедров зеленым кафтаном свисают тяжелые мхи, идет по лесам нелюдимым, шагает по чаще лесной, охотничьим греется дымом и спит на снегу под сосной.

Это СП с различными видами связи, где I и II части – бессоюзное сложное предложение. 2, 3, 4 – сложное подчиненное предложение  с несколькими придаточными, связанными однородным соподчинением.
Учитель. Сейчас мы внимательно послушаем творческую работу «Что я знаю о тигре» (опережающее задание для конкретного ученика) и определим, какие синтаксические конструкции ученик использовал.
Ученики выдвигают версии, автор работы отслеживает правильные ответы. Активизируется внимание учащихся, а через умение слышать и определять виды синтаксических конструкций развивается пунктуационное чутьё, или зоркость.
VI. Закрепление нового материала
1. Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности. Учитель задает проблемное задание: На доске предложение и схема. Восстановите цепочку моих рассуждений и сделайте вывод.
Когда в тайге происходит встреча, тигру, как говорят исследователи, дано свыше познать на расстоянии характер любого человека, и он умышленно позволяет увидеть себя только трусливому.

Ученики сопоставляют количество простых предложений в схеме и основ в исходном предложении. Делают вывод о правильном построении схема, т.к. исходное предложение осложнено вводным предложением: как говорят исследователи. Идет осмысление и обобщение теоретического материала и его анализ. Задания подобного типа формируют умение школьников сопоставлять сходные явления, группировать факты языка по сходным признакам.
2. Наблюдение над предложением. Отработка умений правильно ставить знаки препинания в предложениях с различными видами связи, осложненными вводными предложениями.
Какова функция вводного предложения?
Ученики отмечают, что оно лишь осложняет предложение в целом, несся в себе дополнительную информацию, в данном случае – источник сообщения.
3. Самостоятельная работа. Записать предложения, расставить знаки препинания и составить схему.
Как сообщает журнал «Следопыт», тигр должен убить и съесть 30-50 крупных животных, и,  следовательно, ему нужен участок леса, в котором живет не меньше такого количества.

4. Самоконтроль. Сравнение с образцом. Анализ своей работы.
7. Ролевая ситуация. Работа в парах
Развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.
Учитель. Перед вами небольшой текст. Если бы вы были редактором журнала, отправили бы его в печать? Обсудите текст товарищем по парте, подумайте  и обоснуйте свой ответ. Отредактируйте текст, замените эти 5 предложений одним СП с различными видами связи, осложненным обособленным членом предложения. Какие виды связи вы использовали? Учащиеся переносят приобретенные знания в нестандартную ситуацию. Отрабатывается умение использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла.
Текст для редактирования:  Тигр злопамятен. Он легко запоминает запах человека. Он запоминает голос человека. Он не решается конфликтовать с человеком в открытую. Он дожидается возможности человеку отомстить. (Тигр злопамятен, зверь легко запоминает запах и голос человека, и, не решаясь конфликтовать с ним в открытую, он дождется возможности ему отомстить)
8. Работа с текстом
Учитель. У вас на столах лежит текст, прочитайте и озаглавьте его. (Отрабатывается умение видеть главное и выделять). Карандашом расставьте знаки препинания (развитие пунктуационной зоркости, отработка умений обосновывать выбор места для знака препинания и выбор необходимого знака).
Текст для работы. (У детей на столах текст без знаков препинания)
Живут в с. Гайворон Спасского района Приморского края удивительные люди – супруги Виктор Георгиевич и Елена Васильевна Юдины. Именно их усилиями здесь создан уникальный Зоологический центр. Помню, как несколько лет назад Виктор Георгиевич «познакомил» нас со своими питомцами, которые выросли и стали родоначальниками целой «династии» уссурийских тигров. Тигрята производили впечатление вполне ручных и безобидных, хотелось протянуть руку и погладить, но Елена Васильевна отговорила: все-таки это тигренок, а не киска.  Полученные в центре тигрята пополняют зоопарки мира, как носители «дикого» генофонда, занесенные в Международную племенную книгу. Трудно переоценить вклад супругов Юдиных в науку и в сохранение диких видов редких животных. В Зоологическом центре охотно принимают детей, потому что верят: человек должен с раннего детства постичь истину: не навреди природе – ты неотъемлемая часть её, а разум дан человеку для того, чтобы жить в мире с братьями нашими меньшими.
– Итак, ваши варианты заглавий текста.
Домашнее задание:  составьте схему и дайте характеристику выделенного предложения.
9. Промежуточный контроль по теме. Самостоятельная работа. Схематический диктант
 ( Контроль умения учащихся осознавать структуру предложения через выражение её в схеме).
Учитель дважды читает каждое предложение. Ученики, не записывая предложения, на слух составляют схемы прочитанных предложений и сравнивают после с представленными учителем схемами. Взаимопроверка.
Я не мог пропустить тигра: кустов тут мало, а трава ещё не поднялась.
В тайге может возникнуть ощущение, что за вами кто-то скрытно наблюдает.
Зверь слышал: по берегу кто-то идет, и этот шум его насторожил.
Тигр предпочитает довольствоваться одной жертвой – волк при случае передавит все живое в округе.

10. Анализ промежуточного контроля
11. Итог урока
Учитель оценивает работу класса в целом  и по персоналиям.
Рефлексия:
Какая сквозная тема прослеживалась на нашем уроке?
Достигли ли мы с вами совместно поставленной цели?
Все этапы урока должны были подтвердить слова профессора Добиаша.
На каком этапе особенно удалось?


Заголовок 115