Кружок 4 класс Творческая мастерская


МКОУ СОШ ст. Николаевской Дигорского р-на
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_______/ Бессараб Л.Н../
Протокол № ____ от«____»_______2014г. «Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР
МКОУСОШ ст. Николаевской
_______/Романенко Н.Н./
«____»_________2014г. «Утверждено»
Руководитель МКОУСОШ
ст. Николаевской
________/Судаков М.М./
Приказ № _____ от«____»_______2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Творческая мастерская»
кружок
учителя начальных классов
Халиной Е.М.
МКОУСОШ ст. Николаевской
4 «А» класса
2014-2015 уч. год
Пояснительная записка
34 недели, 1 урок в неделю, 34 урока в год.
Рабочая программа по предмету «Технология» в 4 классе создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Деятельностный подход к построению процесса обучения по технологии является основной характерной особенностью этого учебного предмета, что способствует формированию у обучающихся не только представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли трудовой деятельности людей в развитии общества, но и позволяет сформировать у них начальные технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Обучение школьников строится с учетом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов (деталей конструктора) и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями обучающихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учетом возможности проявления обучающимися творческой инициативы и самостоятельности. При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета «Технология» в 4 классе являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора. В рабочую программу включено новое содержание – обучение работе на компьютере, что позволяет развивать у младших школьников начальные умения использования различных информационных технологий.
Технология в начальных классах ставит целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, то есть учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя.
Цель обучения технологии будет достигнута, если ребенок на уроке займет позицию: «Я хочу это сделать сам».
В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. На уроке должна быть часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие. Теоретическая часть урока занимает по времени втрое меньше, чем практическая.
Основные содержательные линии
С учетом специфики данного учебного предмета в рабочей программе выделены четыре содержательные линии, которые реализуют концентрический принцип изучения, дают возможность постепенно углублять и расширять программный материал: «Общетрудовые знания, умения и способы деятельности», «Технология изготовления изделий из различных материалов (опыт практической деятельности)», «Домашний труд», «Практика работы на компьютере».
Содержание рабочей программы разделено по компонентам деятельности. Первый раздел «Учимся размышлять» определяет содержание и характер
совместной работы учителя и учащегося по осознанию практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы.
Второй раздел программы «Готовимся к практической работе» предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по подготовке рабочего места, отбору нужного количества материала и по чтению инструкционной карты, обеспечивающей возможность обойтись без помощи учителя при изготовлении изделия.
Третий раздел «Учимся выполнять новые операции» и четвертый «У нас получаются красивые изделия» определяют круг операций, осваиваемых на уроках, и перечень рекомендуемых изделий.
Последний раздел «За год мы узнали новые слова» является своеобразным справочником – контролером для учителя, организующего на уроке труда усвоение терминов, причем все перечисляемые слова вводятся в урок не на уровне определения, а на уровне распознавания по смыслу.
Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий.
В рамках данного курса введен модульный узел «Информатика и программирование», на изучение программного материала отводится 10 часов.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы учащихся.
Важной задачей школы и, особенно интегрированного курса «Технологии и информатики», является обучение работе с информацией. В данном курсе обучение начинается с рассмотрения понятия информации, источников информации, поиска, передачи, хранения и обработки информации. В дальнейшем рассматривается компьютер как универсальная машина для обработки информации, обменивающаяся информацией с человеком.
Цели обучения
В процессе обучения в начальной школе реализуются следующие цели:
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Технология» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования. В IV классе на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на изучение программного материала 34 часа в год. Рабочая программа по предмету «Технология» 4 класса составлена по государственной программе Т. М. Геронимус «Школа мастеров».
Планируемые результаты.
Личностные результаты
1.Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2.Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций1.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств для её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с комму3никативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности.
Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских, технологических и организационных задач.
Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Обучение технологии способствует формированию общеучебных умений и навыков. Среди них:
коллективно обсуждать образец изделия или техническое задание на его разработку, обосновывая конструктивные особенности вещи и ее назначение;
самостоятельно составлять план работы;
различать по назначению и конструктивным особенностям инструменты: режущие – переплетный и макетный нож, канцелярские и портновские ножницы, буравчик, пилка для лобзика, острогубцы; колющие – шило круглое и трехгранное, иглы швейные, для вышивания и штопки; ударный – молоток; монтажные – отвертка и гаечный ключ; разметочные – линейка, циркуль, угольник; самостоятельно размещать на рабочем месте с соблюдением правил хранения разметочные, колющие, режущие и ударные инструменты, санитарно-гигиенический инвентарь;
самостоятельно выбирать вид материала для изготовления и отделки изделия в зависимости от его назначения и конструкции;
различать по внешнему виду и свойствам цветную бумагу для аппликаций и бумажную макулатуру, кальку, цветной упаковочный картон, хлопчатобумажную и льняную гладкоокрашенную и набивную ткань, флизелин, вату, искусственную кожу, пенопласт, полиэтилен, фанеру; растительные и природные материалы: ветки, плоды, цветы листья; клей ПВА и силикатный;
планировать условия соблюдения правил безопасной работы.
Результаты обучения
Основными результатами обучения технологии являются: начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.); начальные умения по поиску и применению информации для решения практических задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование, хранение). Обучающиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется культура их труда.
К концу учебного года учащиеся 4 класса должны
ЗНАТЬ:
- новые слова: тиснение, выпиливание, шлифование, пенопласт, сегмент, полуовал, пилка, лобзик, винт, гайка, макетный нож, пробойник и т. д.;- правила ТБ с различными материалами и инструментами, правила санитарной и личной гигиены;
- приемы разметки (шаблон, угольник, циркуль, линейка);
- способы контроля размеров деталей.
УМЕТЬ:
1 уровень:
- использовать изученные понятия для приготовления деталей;
- выполнять правила по ТБ и санитарии;
- организовать рабочее место;
- понимать рисунки, эскизы.
2 уровень:
- определять название деталей;
- определять материал, из которого сделана деталь;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
- различать графическое изображение и эскиз, рисунок;
- самостоятельно подсчитывать размеры по имеющимся данным.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения технологии ученик должен
Знать и понимать
роль трудовой деятельности в жизни человека;
распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);
влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);
основные источники информации;
назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
уметь
выполнять инструкции, несложные алгоритмы при решении учебных задач;
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и результатами;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
работать с текстом и изображением, представленным на компьютере;
изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу; выбирать материалы с учетом их свойств, определяемым по внешним признакам;
соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;
создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;
осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с использованием компьютера) для решения различных задач;
использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач; выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды, предметов быта и др.);
соблюдения правил личной гигиены и использования безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой; средствами информационных и коммуникационных технологий;
создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
осуществления сотрудничества в совместной работе.
Календарно - тематическое планирование по технологии
Учебно-тематическое планирование
по технологии в 4 классе
№ п/пТема урока Кол-во чЗнания и умения Дата
1. Экскурсия в парк за природными материалами. 1 УДЗ: собирают только отмершие природные материалы.
УДУ: сортировать материалы при сборе. 05.09
2. Объемные игрушки из природных материалов «Райская птичка» 1 УДЗ: горячая обработка шишки дает возможность ее согнуть. Окунание сухой детали в столярный клей консервирует ее форму.
УДУ: вместе с учителем по необходимости выполнять изгибание и консервацию деталей. 12.09
3. Объемные игрушки из природных материалов «На отдыхе» 1 УДЗ: горячая обработка шишки дает возможность ее согнуть. Окунание сухой детали в столярный клей консервирует ее форму.
УДУ: вместе с учителем по необходимости выполнять изгибание и консервацию деталей. 19.09
4. Объемные игрушки из природных материалов «Лесные строители» 1 УДЗ: горячая обработка шишки дает возможность ее согнуть. Окунание сухой детали в столярный клей консервирует ее форму.
УДУ: вместе с учителем по необходимости выполнять изгибание и консервацию деталей. 26.09
5. Складная коробка. 1 УДЗ: правила складывания бумаги из прямоугольной заготовки.
УДУ: самостоятельно выполнять приемы складывания. 03.10
6. Укладка для инструментов. (Проект) 1 УДЗ: правила безопасной работы ножом, ножницами, порядок разметки деталей по эскизу.
УДУ: размечать изделие по эскизу и шаблону, обрезать изделие ножом. 10.10
7. Ребристая упаковка для объемного подарка «Бабушкин сундучок». 1 УДЗ: последовательность разметки контуров развертки коробки на бумаге, правила работы с утюгом, с тканью.
УДУ: размечать изделия на бумаге, переносить его на ткань, вырезать и клеить бумагу и ткань. 17.10
8. Тетрадка-малышка. 1 УДЗ: правила безопасной работы иглой, шилом, ножом.
УДУ: размечать изделие по эскизу и шаблону, сшивать детали в три прокола ниткой, обрезать готовое изделие ножом. 24.10
9. Блокнот для записей. 1 УДЗ: порядок разметки деталей по эскизу, правила безопасной работы ножом, шилом.
УДУ: обрезать готовое изделие ножом, пользоваться степлером. 31.10
10. Аппликация «Скоро дождик» 1 УДЗ: правила работы с разметкой, с пробойником, молотком.
УДУ: собирать аппликация из заготовок. 14.11
11 Елочное украшение «Цветные лучики». 1 УДЗ: алгоритм складывания фигурки.
УДУ: соединять получившиеся заготовки в разных вариантах. 21.11
12. Маска-мишка. Полумаска. 1 УДЗ: правила разметки, правила работы с заготовкой, макетным ножом и шилом.
УДУ: работать с ножом и шилом, пользоваться заготовкой. 28.11
13. Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Ажурный елочный шарик» 1 УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.
УДУ: соединять коконы. 05.12
14. Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Цыпленок» 1 УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.
УДУ: соединять коконы. 12.12
15. Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Совенок» 1 УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.
УДУ: соединять коконы. 19.12
16. Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Лохмушка» 1 УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.
УДУ: соединять коконы. 26.12
17 Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Рыбка - принцесса». 1 УДЗ: разновидности отделок коконов, прием уплотнения ватным жгутиком места связывания коконов.
УДУ: соединять коконы. 16.01
18 Файлы и папки.
Операции над файлами и папками.
1
УДЗ: что такое папка (каталог), что такое полное имя файла.
УДУ: создавать папки, удалять папки и файлы, копировать папки и файлы, перемещать папки и файлы, переносить файлы с одного компьютера на другой. 23.01
19. Операции над файлами и папками. 1 УДЗ: что такое папка (каталог), что такое полное имя файла.
УДУ: создавать папки, удалять папки и файлы, копировать папки и файлы, перемещать папки и файлы, переносить файлы с одного компьютера на другой. 30.01
20. Создание папок. Копирование файлов и папок. Перемещение файлов и папок. 1 УДЗ: что такое папка (каталог), что такое полное имя файла.
УДУ: создавать папки, удалять папки и файлы, копировать папки и файлы, перемещать папки и файлы, переносить файлы с одного компьютера на другой. 06.02
21. Удаление файлов и папок. Примеры программ Microsoft Word. 1 УДЗ: что такое папка (каталог), что такое полное имя файла.
УДУ: создавать папки, удалять папки и файлы, копировать папки и файлы, перемещать папки и файлы, переносить файлы с одного компьютера на другой. 13.02
22. Правила клавиатурного письма.
Набор текста. 1 УДЗ: правила посадки за компьютером и расположение рук на клавиатуре, разные средства оформления текста, основные части текстового документа.
УДУ: набирать текст на клавиатуре, сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и редактировать их, копировать, вставлять и удалять фрагменты текста и т.д. 20.02
23. Ввод заглавных букв. Ввод букв латинского алфавита. 1 УДЗ: правила посадки за компьютером и расположение рук на клавиатуре, разные средства оформления текста, основные части текстового документа.
УДУ: набирать текст на клавиатуре, сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и редактировать их, копировать, вставлять и удалять фрагменты текста и т.д. 27.02
24. Сохранение, открытие и создание новых текстов.
Выделение текста. Вырезание, копирование и вставка текста. 1 УДЗ: правила посадки за компьютером и расположение рук на клавиатуре, разные средства оформления текста, основные части текстового документа.
УДУ: набирать текст на клавиатуре, сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные тексты и редактировать их, копировать, вставлять и удалять фрагменты текста и т.д. 06.03
25. Практическое занятие. Оформление текста. Шрифт текста. Цвет. Размер и начертание букв.
Создание текста о любимой игре. 1 УДЗ: составные части текстового документа(заголовок, подзаголовок, эпиграф, основной текст)
УДУ: оформить текст для выбранной ситуации. 13.03
26. Набор текста.
Оформление текста. 1 УДЗ: составные части текстового документа(заголовок, подзаголовок, эпиграф, основной текст)
УДУ: оформить текст для выбранной ситуации 20.03
27 Набор текста.
Оформление текста. УДЗ: составные части текстового документа(заголовок, подзаголовок, эпиграф, основной текст)
УДУ: оформить текст для выбранной ситуации 03.04
28-34 Мастерим из конструктора «Лего», «Лего Ведо» 7
УДЗ: суть операции «компьютер»
УДУ: научить работать с конструктором. 10.04
17.04
24.04
08.05
15.05
22.05
29.05
Список литературы по реализации программы.
Для учителя:
1. Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием. Уроки труда 1-4 классы. Метод. Рекомендации для учителя. – М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 144 с.
2. Лебедева Т.Г. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров» Т.М. Геронимус/ Авт. – сост. Е.Г. Лебедева. – Волгоград: 2005.- 74с. ISBN 5-7057-0636-7