Рабочая программа, кружок Творческая мастерская


УЧЕБНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «НАДЕЖДА»
Г. СИМФЕРОПОЛЬ, РЕСПУБЛИКА КРЫМ
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВКР УРЦ «Надежда»
____________А.М.Столярова «УТВЕРЖДАЮ»
Директор УРЦ «Надежда»
___________Т.О.Панасышена
Программа кружка

2014-2015 учебный год.
Руководитель:
Симинская Дарина Васильевна
Симферополь
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Творческая мастерская» составлена на основе следующих документов:
Концепция модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании»
Авторская программа: Мытник Л.В. Гаврилова Г.Ф. - «Ручное ковроткачество».
Авторская программа: Н.А. Цирулик - «Ручное творчество».
В связи со спецификой школы, программа адаптирована для детей с ЗПР.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Работа в кружке «Творческая мастерская» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по знакомым видам рукоделия, и осваивали новые техники.
Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей, их возрастных особенностей. Программа составлена для специальных коррекционных классов. Дети с задержкой психического развития традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем трудоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы.
Механизм реализации программы.
Программа предусматривает обучение девочек.  Режим работы кружка:
По четным неделям: 2 занятия в неделю по 1 часу;
По нечетным неделям: 3 занятия в неделю по 1 часу.
За год – 86 часов.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.
Программа кружка «Страна мастеров» рассчитана на детей от 11 до 16 лет. Практические занятия составляют большую часть программы.
Направленность данной образовательной программы «Творческая мастерская» по содержанию является художественно – эстетической; по функциональному назначению – учебно– познавательной; по форме организации – индивидуально – ориентированной.
Новизна программы состоит в том, что для учащихся впервые будут рассматриваться вопросы об использовании в современном декоре и в своей внешности технику декоративно-прикладного искусства. Перед учащимися стоит задача: овладеть несколькими видами декоративно-прикладного искусства и научиться применять эти знания.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время учащиеся все больше отходят от истоков и мало кто из учащихся не сегодняшний день знает язык декоративно-прикладного искусства. Программа сможет помочь ребятам в овладении образном языком декоративно-прикладного искусства, развитие индивидуального творческого воображения, фантазии и творческих способностей, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, воплощение творческих и художественных идей в реальность, а также воспитание в личности социально значимых качеств.
Цель программы – способствовать повышению художественно – эстетической культуры, овладению и совершенствованию специальных знаний, умений и навыков по изготовлению оригинальных изделий в различной технике декоративно-прикладного искусства, через саморазвитие и самоопределение к творческой деятельности, что является важным фактором социальной адаптации в современном обществе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные:
Создать условия для овладения знаниями и умениями в различной технике декоративно-прикладного искусства.
Обеспечить усвоение специальных знаний и умений по изготовлению поделок и изделий.
Способствовать художественной активности, помочь ребятам в овладении образном языком декоративно-прикладного искусства;
Развивающие:
Развивать индивидуальное творческое воображение и творческие способности.
Развивать у учащихся умение выделять главное, анализировать, делать обобщение, выводы.
Развивать у учащихся умение применять имеющиеся знания на практике.
Содействовать развитию необходимых личностных социально значимых качеств (воли, целеустремленности, аккуратности, ответственности, собранности, настойчивости).
Воспитательные:
Духовно-нравственное воспитание путем приобщения воспитанников к традиционной народной культуре;
Способствовать эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства;
Через систему и последовательность занятий воспитывать трудолюбие, терпение в работе, целеустремленность;
Воспитание гражданственности и любви к Родине, формирование чувства патриотизма
Через уважительное отношение и терпимость друг к другу воспитывать человеческое достоинство, чувство коллективизма и справедливости;
Воспитание бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами, расходовании природных ресурсов, как важных составляющих экологического воспитания;
Экологическое воспитание.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Набор учащихся для занятий проводится исключительно по желанию.
Психологическая атмосфера носит неформальный характер и не регламентируются обязательствами и стандартами.
Учащимся предоставляется возможность сочетать и менять направление деятельности в пределах предусмотренной программы.
Учащиеся могут работать в микрогруппах, объединяясь по интересам.
Сроки реализации образовательной программы: 1 год.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ РАЗДЕЛЫ
КОЛ-ВО
УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
I
II
III
IV
Бисероплетение
Ознакомление с искусством бисероплетения…
Материалы и приспособления………………….
Инструктаж по технике безопасности…………
Основы цветоведения. Цветовая гамма……….
Основные способы плетения…………………..
Цветы из бисера. Основные приемы………….
Сочетание бисера и пайеток в работах…….…
Миниатюрные деревья из бисера……………..
Батик
Вводное занятие. Беседа "История батика"…..
Техника безопасности при работе с материалом и инструментами……………………………………....
Знакомство с различными видами художественной росписи ткани……………………….
Перевод рисунка на ткань……………..………..
Работа резервом по контуру……………………
Роспись ткани в соответствии с эскизом…………………………………………….……
Фон (теплые и холодные тона)………………..
Вливание красок…………………………..……
Свободная роспись ткани……………….……..
Художественное выжигание по шелку.
(ГИЛЬОШИРОВАНИЕ)
Подбор материалов…………………………….
Подготовка рисунка……………………………
Подготовка лекал……………………………….
Вспомогательные приспособления. Работа со вспомогательными элементами………………………..
Технология выполнения…………………………
Последовательность выполнения изделия…….
Виды гильоширования…………………………..
Обработка края ………………………………….
Закрепление деталей………………………….…
Салфетки………………………………………….
Платочки…………………………………………..
Объемные работы………………………………..
Ковроткачество
Ручное короделие. Ковровая вышивка как вид декоративно – прикладного искусства……
Основы материаловедения для работ, выполненных в технике «ковровой вышивки»……
Основные приемы работы ковровой иглой. Пробные стежки…
Приемы заполнения квадрата 6*6 см. ковровой вышивкой. ………………………………………..…….
Способы оформления края ковровых изделий…
Изготовление мини ковриков, панно………….
Изготовление выставочных работ размером 50х50 см. (коллективных или индивидуальных)…......................................................... 22 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
4 часа
6 часов
1 час
7 часов
18 часов
1 час
1 час
1 час
3 часа
2 часа
3 часа
1 час
2 часа
4 часа
25 часов
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
5 часов
5 часов
5 часов
22 часа
1 час
1 час
2 часа
3 часа
2 часа
5 часов
8 часов
 
22 часа
       
            Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами.  Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности.
       Обучающиеся должны знать: правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам,
Обучающиеся должны уметь: чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, изготавливать цветы и деревья из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий,  рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.
Материалы и инструменты
Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера: круглый, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском
Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.  
Бусины, разнообразные материалов: плодов, семян, ракушек.
Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до 1 мм в диаметре. 
Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу лучше брать гофрированную или папиросную, но ее придется подкрасить в тон листьев анилиновыми красками. Можно использовать также специальную флористическую ленту.
Алебастр для заливки.
Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.
Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.
Инструменты.
Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты  
кусачки  для отрезания проволоки;
ножницы для бумаги и ниток;
   
25 часов

Техника выжигания по ткани позволяет научить детей изготавливать множество изделий для украшения одежды и интерьера: платочки, салфетки, аппликации, панно и т. п.
Наиболее интересно использовать технику выжигания в тех случаях, когда ножницы бесполезны, т. е. в случае сложного рисунка, тонких линий и сыпучести ткани. Техника гильоширования развивает у обучающихся творческие способности, образное мышление, познавательную активность.
Обучающихся должны  знать: технологию изготовления, инструменты, правила охраны труда.
Обучающихся должны  уметь: изготавливать трафареты, выполнять приемы работы с тканью, оформлять задуманное изделие.
Основные сведения о гильошировании.
Основным инструментом в технике гильоширования является выжигатель. Его назначение — обеспечить нужную температуру на конце иглы, которой и производится выжигание.
Выжигатель должен обеспечивать регулировку температуры иглы, т.к. для разных тканей необходима разная температура.
Игла может крепиться к выжигателю пайкой или винтами. Для пайки иглы применяется припой ПОС 61 и кислотный или канифольный флюс. Размер иглы от острия до места крепления её в выжигатель составляет примерно 30 мм.
Игла должна нагреваться до температуры, достаточной для прожигания и оплавления ткани. Регулировка температуры острия иглы осуществляется регулятором выжигателя.
Вспомогательные инструменты
Вспомогательными инструментами являются пинцет, ножницы, кусачки, набор булек (металлические шарики для придания объема лепесткам при изготовлении цветов), резцы и ножи для гофрирования, подушечки из резины, леска толщиной 0,2-0,4 мм, длиной 15- 25 см, или проволока таких же размеров, кисточки, трафареты из картона или фольги.
Материалы
Ткань — любые синтетические ткани (ацетатный шелк, нейлон, капрон, трикотин, подкладочная ткань, плащевка и т. п.), однотонные, набивные, с люрексом;   проволока (для цветов);картон различной толщины или металлическая фольга для изготовления трафаретов;
копировальная бумага;    калька;
х/б ткань и лезвия для безопасных бритв, которыми снимается окалина с иглы в процессе работы;
клей ПВА и «Момент»;  
Эскизы для выполнения выжигания по ткани.

(22 часа)

Ковроткачество является одним из распространенных видов художественной обработки материалов. Освоение техники позволяет приобрести навыки в ткачестве, а также способствует формированию художественного вкуса.
Учащиеся должны знать: основные сведения о ручном ковроделии, основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости; материалы, инструменты, приспособления, применяемые для изготовления в технике “ковровой вышивки”.Учащиеся должны уметь: выполнять элементарные мотивы орнаментов на изделиях; владеть инструментом для изготовления изделий в технике “ковровой вышивки”; организовывать рабочее место.
Оборудование, оснастка, инструменты:
Специальные ковровые иглы;
Рамки; Ножницы;
Крючки вязальные; Иглы и булавки швейные.
Ткань (двунитка, бортовка, мешковина, диагональ и др.);
Пряжа (любая)

(18 часов)

Это искусство ручной росписи ткани, возникшее много лет назад на островах Индонезии. Он дал миру расписанные ткани и сари Индии, необыкновенные кимоно Японии. Сейчас это древнее искусство стало современным и востребованным. Батик используют для создания эксклюзивной одежды, платков, шарфов, маек, для украшения интерьера квартир и учреждений.
Роспись и украшение ткани - увлекательное занятие, которое наполняет жизнь ребенка радостью творчества. Работа с прекрасными материалами: шелком, атласом, красками, кистью - доставляет удовольствие. Ребенок имеет возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от реализации самых смелых идей своими руками. Роспись по ткани открывает перед ребенком широкое поле для реализации идей по дизайну одежды или интерьера.
Учащиеся должны знать: особенности батика; инструменты и материалы, используемые в батике; правила работы с инструментами и материалами; правила техники безопасности; последовательность работы в батике (этапы наложения краски и резерва)
Учащиеся должны уметь: делать композицию под батик; использовать необходимые материалы и инструменты; использовать те или иные приемы батика для достижения нужного эффекта или создания художественного образа
Инструменты и приспособления
Резерв;
Стеклянная трубочка или специальный флакон с длинным носиком;
Кисточки и, конечно, краски;
Подрамник.
Литература
К.Маерова, К.Дубинская “Русское народное прикладное искусство” Москва, “Русский язык” 1990 г.
Популярная энциклопедия “Рукоделие” Москва, Научное издательство” Большая Российская Энциклопедия” 1992 г.
А.Г.Гусева «Нетканый гобелен», Москва, издательство «Культура и традиции», 2007 г.
Г.М.Логвиненко «Декоративная композиция», Москва, издательство «Владос», 2008 г.
Н.П.Бесчастнов «Изображение растительных мотивов», Москва, издательство «Владос», 2008 г.
Бардина “Изделия народных художественных промыслов и сувениры” Москва, “Высшая школа”, 1990 г.;
К.Маерова, К.Дубинская “Русское народное прикладное искусство”
Научно-исследовательский институт трудового обучения и профессиональной ориентации “Содержание, формы и методы профессиональной подготовки старшеклассников” Методическое пособие, Москва 1989 г.;
Популярная энциклопедия “Рукоделие”, Москва Научное издательство “Большая Российская Энциклопедия” 1992 г.;
Ярыгина А.А.Этот чудесный батик.- Волгоград, 2007.
Корюкин В. П. Батик. Художественное оформление тканей. - Л., 1987.
Интернет-ресурсы