Технологическая карта по русскому языку для учащихся 3 класса по программе «Школа России». Тема урока «СЛОВО. УДВОЕННЫЕ БУКВЫ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»


Урок русского языка для учащихся 3 класса по программе «Школа России»
Автор разработки: Коньшина Т.Г., учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №53» г. Набережные Челны Республики Татарстан
Тема урока «СЛОВО. УДВОЕННЫЕ БУКВЫ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»
Цель урока: пополнить словарный запас учащихся словами с удвоенными согласными в корне слова.
Задачи:
Образовательные:
1. Знакомство с новыми словами;2. совершенствовать навыки правописания слов с удвоенными согласными в корне;
3. закрепление навыков работы со словарём.
Развивающие:
1.развитие орфографической зоркости;
2.развитие речи через правильное употребление необходимых форм существительных;
3.обогащение словарного запаса новыми словами.
Воспитательные:
1.чувства собственного достоинства через формирование адекватной самооценки;
2.активной жизненной позиции на основе формирования собственной точки зрения и умения её обосновать;
3.ценностного отношения к жизни и своему здоровью.
4. воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: учебно-языковые умения: развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова, речевые умения: умение слышать удвоенную согласную в корне слова.
Личностные: формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей.
Метапредметные:
Регулятивные: формировать умения:- принимать и сохранять учебную задачу;- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.Познавательные: формировать умения:- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.Коммуникативные: формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент – Добрый день!– Дети, вам тепло?  – В классе светло?  – Прозвенел уже звонок?  – Уже закончился урок?  – Только начался урок? – А хотите ли  вы  учиться?  – Значит можно всем садиться!
– Начинаем урок русского языка.
Рассказать секреты слова я для вас всегда готова.Но на уроке будь готовСам раскрыть секреты слов.
– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.
Запись даты урока в тетрадях уч-ся.
– Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите дату. Напишите слова «Классная работа».
Да
Да
Да
Нет
Да
Да
Да
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. Словарная работа.
– Можно ли, идя назад, прийти вперёд или наоборот? Так случилось в стихотворении О. Григорьева (с. 56). Прочитайте это стихотворение.
– Назовите слова с орфограммой-буквой согласного в корне.
– Прочитайте на с. 55–56 слова, написание которых надо запомнить.
– Поставьте к словам вопросы (куда? когда?), выпишите их в два столбика.
– Составьте с любым словом предложение и запишите его. Вперед, назад, сад, наоборот.
Вперед, назад, наоборот, потом ,затем.
Дети выполняют задание.
Мы шли вперед по узкой тропинке.
Изучение нового материала – Напишите на листе фломастером те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках.
1. Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный... (класс)
2. Простудился я вчера,
Голова болит с утра,
Я закашлялся, охрип.
У меня, наверно... (грипп)
3. Вдоль дороги по бокам
Липы, клёны тут и там.
Всем идти здесь веселее.
Этот путь зовут... (аллея)
– Что объединяет эти слова? Поднимите ваши листочки. Какие буквы написаны?
– О каких орфограммах мы будем говорить на уроке?
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали?
Работа по учебнику. Наблюдение.
1. Упр. 56. Выполняется устно по заданию.
– Что такое удвоенная буква согласного?
2. Проблемный вопрос: можно ли проверить написание удвоенных букв согласных в слове?
Упр. 57.
– Прочитайте слова. Попробуем подобрать проверочные слова к словам массаж, касса, сумма.
– Что можно сказать?
Сделайте вывод.
Далее ученики списывают слова, подчёркивая удвоенную букву согласного.
3. Проблемный вопрос: в какой части слова находится удвоенная буква согласного?
– Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
– Возьмите слово класс. Какие однокоренные слова вы допишете?
В какой части слова находится удвоенная буква сс?
Упр. 58. Ученики самостоятельно находят однокоренные слова.
Результаты поиска записываются с комментированием.
Образец записи:
Касса, кассир, кассовый (аппарат), кассирша.
Сделайте вывод.
Правило переноса слов с удвоенной буквой согласного.
Прочитайте правило на с. 58.
– Что нового из него вы узнали?
– Как же правильно перенести слова с удвоенной буквой согласного?
– Всегда ли можно так переносить слова?
– Прочитайте вопрос после правила. Как бы вы ответили на него? ссппллЭти слова объединяют удвоенные согласные сс пп лл.
Об орфограммах-удвоенных (двойных) буквах согласных.
Планировали свою деятельность.
Это две буквы одного согласного, стоящие в слове рядом.
Дети высказывают предположения.
Проверочное слово, в котором будет ясно написание, подобрать невозможно.
Написание слов с удвоенной буквой согласных надо запомнить.
Подобрать однокоренные слова.
Классный, одноклассники.
В корне.
Удвоенная буква согласного пишется в корне всех однокоренных слов.
Как нужно переносить слова с удвоенной буквой согласного.
Одна буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку.
Нет, только если удвоенная буква находится в середине слова.
Закрепление нового материала 1. Диктант «Плюс – минус».
Если слово с удвоенной буквой согласного можно перенести, ставим +, если нельзя, то – .Ванна, грамм, грипп, касса.
Кросс, сумма, тонна, масса.
На слайде (доске) учителем заранее сделана запись:
+ – – +
– + + +
Ученики сравнивают свою запись с записью на доске.
2. Самостоятельная работа.
Упр. 59 – развивается умение находить в словах орфограмму-удвоенную букву согласного и обозначать её на письме.
Взаимопроверка.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
+ – – +
– + + +
Дети подчеркивают удвоенную согласную в ловах (жужжу).
Найти слова с удвоенной согласной.
Удалось.
Все сделал правильно.
Все составил сам.
Легкий.
Находить орфограмму- удвоенную согласную.
Учились оценивать свою работу.
Умение работать с информацией.
Контроль – Составьте образец (модель) изученной на уроке орфограммы.
– Проверяемой или непроверяемой является орфограмма-удвоенная буква согласного? Почему?
– Какие новые слова с удвоенной буквой согласного вы узнали?
С + С = СС
Непроверяемая.
Нельзя подобрать проверочное слово.
Классный, одноклассники, ванна, грамм, грипп, касса, кросс, сумма, тонна, масса.
Рефлексия – Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Домашнее задание: Упр. 1 и 2, с. 68. Находить слова с удвоенной согласной в корне.
Ответы учеников.