Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему Творческая мастерская


Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста,
посещающих кружок
«Словесное творчество»
на тему:
«Творческая мастерская»
Воспитатель: Тузенко Н.А.
Программное содержание: закреплять знания детей о рифме, как основе стихосложения, о ритмическом рисунке, который есть у каждого стихотворения, изображать его. Учить детей называть жанр художественного произведения (сказка, рассказ, загадка, стихотворение).
Продолжать учить подбирать рифмы в словесных играх; придумывать простое стихотворение на заданную тему, используя для этого определённые рифмы. Поощрять детей в художественном оформлении своих стихотворений, рисовать иллюстрации к нему.
Развивать словесное творчество, творческие и артистические способности; речь, интонационную выразительность речи, мышление. Воспитывать любовь к прекрасному, получать удовольствие от собственного созидания.
Ход занятия.
Музыкальный зал оформлен в виде художественной студии. В одной стороне - выставка картин о весне, в другой - столы, на которых лежат карточки для игр, листы бумаги с очерченными полями, атрибуты для детской театрализации.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, пожалуйста, на эти картины. Какое время года на них изображено? (весна). Вот об одной из этих картин я вам сейчас расскажу.
Первый рассказ:
На картине нарисовано синее небо, в углу показаны два дерева, земля черная, птица сидит на земле, течет ручей и т.д. (в зависимости от содержания картины).
А еще можно об этой картине сказать и по-другому.
Второй рассказ:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
Нa потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как-6удто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой,
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
(из поэмы «Евгений Онегин» A.C. Пушкин)
Воспитатель:
- Какой рассказ о весне вам понравился больше? Почему? (ответы и высказывания детей).
(Звучит фортепианная музыка в грамзаписи или в исполнении музыкального руководителя).
Воспитатель:
А что вы слышите сейчас? (ответы детей) Как можно ещё другими словами сказать о музыке? (красивая, нежная, таинственная и т.д.)
Воспитатель:
Как в музыке существует красота, гармония звуков, так и в стихах присутствует гармония, музыка слов. Скажите, как в стихотворении называется эта гармония, слаженность звуков? (рифма).
Молодцы, правильно! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Назови, что это?» Я вам буду зачитывать отрывки произведений, а вы мне будете называть их жанр. (Воспитатель в разброс читает отрывки из 2 сказок, 2 рассказов, 2 стихотворений, 2-3 пословицы, загадку. Дети узнают жанр художественного произведения и называют их).
Воспитатель:
По каким признакам вы узнали стихотворение? (слышится рифма). А давайте попробуем с вами выделить рифму не словами, а звуками. Как вы думаете, при помощи каких звуков мы можем показать рифму? (хлопками, ударами бубна, звоном колокольчиков, музыкального молотка).
Воспитатель предлагает детям при помощи звуковых сигналов передать ритмический рисунок известного стихотворения А. Барто «Мяч».
( 2 детей - хлопками;
- маракасами;
- музыкальными молоточками;
3 - бубнами;
2 - колокольчиками.
Воспитатель задаёт ритм с помощью большого бубна)
Воспитатель:
- Вот так, у каждого стихотворения есть своя музыка, свой ритмический рисунок: у одного стихотворения он бодрый, у другого - грустный, у третьего - весёлый.
Есть люди, у которых музыка слов звучит в голове, спят ли они, едят, гуляют или мечтают. Таких людей называют поэтами. Они не учатся писать стихотворения, они рождаются с этим даром, талантом.
А есть люди, которые очень бы хотели писать стихи, но не умеют и не знают, можно ли этому научиться. А как вы думаете, можно научиться писать стихи? (ответы детей). Хотели бы вы научиться писать стихи? (ответы детей).
Воспитатель:
Есть много игр и упражнений, которые помогут нам в этом. Конечно, таких стихов, какие писал Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Тарас Григорьевич Шевченко мы с вами писать не научимся,но простые стишки писать сможем.
Воспитатель:
Сейчас мы с вами поиграем ещё в одну игру, которая называется «Коза - стрекоза» (подходит к одному столу). На этом столе лежат карточки с картинками. У каждой карточки есть пара, которая так же заканчивается.
Например белка - тарелка. Я буду называть одну карточку, а вы искать ей рифмованную пару (дети играют).
Словесная игра «Найди рифму»
Молодцы!
А сейчас мы поиграем немного по-другому. Я буду без карточек называть слово, а вы - подбирать к нему рифму (дети подбирают рифмы).
Воспитатель:
Отлично! Теперь поиграем в игру, которая называется «Доскажи словечко» (дети заканчивают строчку, подбирая рифмы к шуточным стишкам, переделывают считалки, прибаутки. Например:
Раз, два, три,
Вокруг ты быстро посмотри. Четыре, пять, шесть,
На стул быстро надо сесть, (дети играют в игру) Воспитатель:
Мы с вами поиграли во много игр, посмотрим, помогли ли они нам научиться сочинять стихи. Давайте попробуем придумать своё стихотворение о весне.
Но прежде, чем мы с вами начнём сочинять, я хочу вам напомнить о том, что в любом художественном произведении есть смысл. И стихотворение совсем не исключение.
Посмотрите на этот мольберт. На нём расположены схемы, изображения предметов, явлений, которые характеризуют весну. (На мольберте изображение солнца, цветка, сосульки, окна, птички, ручейка, почки.)
Воспитатель:
Давайте подберём к этим картинкам рифмы. Дети с помощью воспитателя подбирают рифмы:
Солнце – оконце;
Весна - красна;
Ручеёк - голосок;
Почки цветочки;
Птичка - сестричка, синичка, невеличка;
Жучок - паучок;
Капель - апрель;
Скворец - молодец.
Дети сочиняют из этих рифм простые стихотворения о весне. Воспитатель:
Молодцы! Многие поэты к своим стихам рисовали картинки. Тарас Шевченко прекрасно рисовал, свои произведения он украшал художественными рисунками. Александр Сергеевич Пушкин делал зарисовки на полях, рисовал чью-то голову, элемент предмета, пейзажа.
Посмотрите, здесь на столе лежат чистые листочки бумаги - это листы для нашей будущей книжки, мы напечатаем на них текст, а здесь, на полях, каждый из вас нарисует какую-то несложную, простую картинку, такую, которая бы отражала содержание нашего стихотворения. Кто-то нарисует солнце и окно, кто-то сосульки и капель, а кто-то - говорливый ручей.
(Дети рисуют на полях листиков.)
Воспитатель:
Чудесно! У нас будет прекрасная книжка!
А посмотрите, ребята, что лежит на этом столе? (необходимый набор предметов).
Многие из вас придумывали стихи дома и на занятиях кружка. Давайте мы прочитаем их нашим гостям.
(Дети по очереди берут со стола атрибуты к своему стихотворению и читают стихи гостям).
5-7 стихов.