Внеклассное мероприятие Биологический микс:На моём столе продукты: Злаки, овощи и фрукты .


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа №17

«Биологический микс»
На моём столе продукты:
Злаки, овощи и фрукты.

Выполнили : Есина Татьяна Владимировна
Степук Екатерина Семёновна
г. Иркутск

Тема занятия :
На моём столе продукты: Злаки, овощи и фрукты .(биологический микс)
Цель занятия:
Используя набор привычных продуктов: злаков, овощей, фруктов, ягод; мультимедийые презентации, мини- проекты, познакомить учащихся с основными центрами происхождения культурных растений, с жизнью и деятельностью Н.И. Вавилова. Показать на практике использование различных культур в дневном рационе, значимость разнообразия дневного меню.
Задачи занятия:
Образовательные: Вооружать знаниями о многообразии растительного мира, его уникальности и ценности.
Развивающие: Пробудить творческое начало в познании окружающей среды,
формировать умения выделять главное, сравнивать, формулировать выводы.
Воспитательные: прививать любовь к Родине на примере судьбы Н.И.Вавилова.
Оборудование: портрет Н.И. Вавилова; биологические объекты, иллюстрирующие многообразие сортов культурных растений , карта основных географических центров происхождения культурных растений, набор продуктов, столовые принадлежности, салфетки, мультимедийное оборудование.
*В учебном кабинете оформлена доска: Портрет Н.И.Вавилова, таблички с названиями центров происхождения культурных растений, рядом с определённым центром разместить изображения с/х культур ( Средиземноморский центр: капуста, маслины, сахарная свёкла, лук, горчица, укроп….)
*Столы сдвинуты по два, для удобства работы в группах (7 групп – 7 центров происхождения культурных растений) .На столе табличка с названием центра , лист бумаги, ручка, и список культур характерных для этого центра.
*Практическая часть: Работают 2 творческие группы:
«Американская» (объединены два центра Центральноамериканский и Южноамериканский)
«Европейско – Азиатская» (объединены два центра Средиземноморский и Восточно- Азиатский)
В каждой группе по 3 ученицы, девушки за определённое время из предложенного набора продуктов должны приготовить 3 – 4 блюда.
Продукты: (разложены на столе) кукуруза консервированная, компот ананасовый, сок томатный, капуста белокочанная, оливковое масло, листья салата, йогурт, сок яблочный, чай черный и зелёный, лимон, киви, хурма, виноград, яблоки, мандарины, маслины консервированные, томаты, перец сладкий.
Девушки складывают в корзинку необходимые продукты и уходят в импровизированную кухню( в лаборантскую)
Меню «Американской» группы: салат «Ералаш», канапе, соки: томатный, ананасовый, напиток какао.
Меню «Европейско – Азиатской » группы: салат «Греческий», салат фруктовый, чай, сок яблочный.
Ход занятия:
Приветствие, объявление целей занятия, план работы
Диагностика настроения
Знакомство с центрами происхождения культурных растений:
Учитель №1: Каждый из нас попадая в продуктовый магазин, особенно если это большой супермаркет поражается разнообразию фруктов, овощей, ягод , которые сейчас продаются практически круглый год, часть диковинных продуктов нам привозят из дальнего и ближнего зарубежья, а большую часть выращивают в России и нашем Сибирском регионе. Мы настолько привыкли к некоторым овощам и не можем себе представить, как жили раньше до 16 века и что ели, если не умели выращивать картофель, помидоры, капусту, лук и вообще про них не слышали. А что ели на Руси до Петра 1 ?....
Учитель №2: по сохранённым книгам и летописям можно сказать что на Руси был не очень большой выбор овощей и злаков, народ предпочитал мясо, рыбу , а из овощей национальным продуктом была репа (пареная, отварная, запеченная, поэтому и сказки наши о чем: Посадил дед репку…; есть еще одна про мужика и медведя «Вершки и корешки»…
Учитель №1: И так мясо, рыба, репа , а на десерт что предпочитали?
Учитель №2: Главным лакомством был мёд, в то время даже сахара не было, пили квас, настоянный на берёзовом соке, медовуху, морсы из брусники и клюквы.
Учитель №1: Наверно хорошо, что мы живём в цивилизованное и скоростное время, нам самолётами доставляют бананы, киви, ананасы, вагонами арбузы и дыни. И меню наше стало настолько разнообразным, мы научились готовить, и есть практически всё.
Учитель №2: Даже ресторанчики появились с национальной кухней « Китайской», «Японской», «Итальянской»….. Но всё таки хочется узнать, если большую часть культур к нам завезли, заставили выращивать, то где их впервые научились выращивать окультурили ?Учитель №1: Мы сегодня для этого и собрались, чтоб узнать родину большей части растений, познакомимся с их особенностями и даже попробуем на вкус в необычном сочетании. И так каковы же основные центры происхождения культурных растений?
*Видео – зарисовка «Центры происхождения культурных растений»
Учитель №2: Во время просмотра видео – зарисовки вы услышали имя человека, который был основоположником выделения 7 центров – это Н.И. Вавилов, хочется сказать несколько слов о трагической судьбе выдающегося ученого.
Николай Вавилов родился 25 ноября 1887года в Москве. Его дед был крестьянин, а отец Иван Ильич – одним из директоров “Трехгорной мануфактуры”. Иван Ильич мечтал передать Николаю своё дело и поэтому отдал его в коммерческое училище. Сквозь пальцы смотрел Иван Ильич на увлечение сына собиранием бабочек и гербариев, коллекционированием насекомых. Отец никак не мог представить, что эта “забава” превратится в дело всей его жизни. Но 18 летний Николай заявил отцу о своем намерении стать биологом, а не “деловым человеком”. Он поступил в Петровскую сельхоз-академию (позднее названную Тимирязевской). Отсюда он в 1908 году отправился в поездку по Кавказу, где собрал свою первую скромную коллекцию растений – 159 экземпляров. Это положило начало поиску культурных растений, который он вёл по всему миру в течение всей жизни. Во время своих путешествий Вавилову пришлось пережить множество опасных приключений и дорожных тягот.
ЭТО ИНТЕРЕСНО.
1. В Иране в 1916 году, увлёкшись сбором дикого льна, он оказался поблизости от русских войск. На сторожевом пункте русских казаков его заподозрили в шпионаже и арестовали. Он три дня вынужден просидеть в камере, кишащей клопами, пока не установили его личность.
2. На Памире (1916год) при переходе по шаткому мосту через горную реку сорвалась в пропасть одна из лошадей, на которую был навьючен собранный материал и путевые дневники Вавилова. С тех пор ученый всегда разделял на 2 части собранные семена и растения.
3.Однажды самолет, на котором летел Вавилов, потерпел аварию в Сахаре (1926) лётчик француз совсем потерял голову от страха, опасаясь хищника. А Вавилов развёл костёр и всю ночь отгонял ходившего рядом и грозно рычавшего льва.
В 1924 году Вавилов возглавил Всесоюзный институт растениеводства. Перед сотрудниками он поставил задачу :собрать все возделываемые на планете культурные растения и дикорастущие разновидности, научится выращивать эти растения и хранить их семена. “Жизнь коротка, надо спешить” – часто повторял Николай Иванович. Ему была свойственна поразительная работоспособность, он мог работать по 18 часов в сутки. Академик Дмитрий Прянишников говорил: “Николай Иванович гений, и мы не сознаём этого только потому, что он наш современник”.
Далекие путешествия Вавилова неожиданно оборвались в середине 30 годов. Произошло это по воле Иосифа Сталина. Сталин сказал, встречаясь с группой ученых, среди которых был и Вавилов, примерно следующее: “Зарубежные поисковые экспедиции никому не нужны, не о подобной ерунде, а об урожае надо думать”
На этом и закончились зарубежные экспедиции Вавилова, теперь его просто не выпускали за границу.
6 августа 1940 года находясь в экспедиции, Вавилов был арестован. Обвинения были стандартными – вредительство и шпионаж. 9июля 1941 года Вавилов был приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. Позже приговор смягчили до 20 лет тюрьмы. Он умер 26 января 1943года.
Учитель №1: Хорошо, что в наше время нет репрессий, гонений и чтобы мы с вами не загрустили, поиграем в игру «Горячий стул»
*На середине кабинета ставится стул, приглашается участник, которому необходимо назвать овощ, пряность, фрукт, который показал ведущий за его спиной. Сидящий на стуле может задавать вопросы аудитории о цвете, форме, применении…, и нужно угадать, что в руках у ведущего. Угаданный предмет вручается игроку в качестве сюрприза.
Можно вызвать 2- 3 игрока.
Учитель №2: А теперь хочется посмотреть, как вы поработаете в группах, каждая группа на столе имеет табличку с названием центра и перечень с\х культур, ваша задача за 2 минуты составить меню из 3 блюд используя ваш набор. Бумага и ручка на столе, приступайте.
Название центра Окультуренные растения
Южно-азиатский тропический Рис, сахарный тростник, огурец, баклажан, черный перец, банан, сахарная пальма, саговая пальма, хлебное дерево, чай, лимон, апельсин, манго, джут и др. (50% культурных растений)
Восточноазиатский Соя, просо, гречиха, слива, вишня, редька, шелковица, гаолян, конопля, хурма, китайские яблоки, опийный мак, ревень, корица, олива и др. (20% культурных растений)
Юго-ЗападноазиатскийМягкая пшеница, рожь, лен, конопля, репа, морковь, чеснок, виноград, абрикос, груша, горох, бобы, дыня, ячмень, овес, черешня, шпинат, базилик, грецкий орех и др. (14% культурных растений)
Средиземноморский Капуста, сахарная свекла, маслина (олива), клевер, одноцветковая чечевица, люпин, лук, горчица, брюква, спаржа, сельдерей, укроп, щавель, тмин и др. (11% культурных растений)
Абиссинский Твердая пшеница, ячмень, кофейное дерево, зерновое сорго, бананы, нут, арбуз, клещевина и др.
Центральноамериканский Кукуруза, длинноволокнистый хлопчатник, какао, тыква, табак, фасоль, красный перец, подсолнечник, батат и др.
Южноамериканский Картофель, ананас, хинное дерево, маниок, томаты, арахис, кокаиновый куст, садовая земляника и др.
Через 2 минуты каждый стол зачитывает своё меню.( Учителя поочерёдно называют центр, а один представитель команды зачитывает меню)
Учитель №1: Так вкусно все рассказывают, что прямо сейчас есть захотелось. У нас есть кухня, есть продукты, есть 6 девушек добровольцев, которые сейчас выберут себе в корзину продукты и отправятся готовить. Мы ждем от вас по 3- 4 блюда. Первая группа будет работать с «Американскими продуктами», мы для них объединим Южно- Американский центр и Центрально – Американский. Вторая группа «Европейско – Азиатская», в которой также объединяем Средиземноморский и Восточно – Азиатский центры.
Учитель №2: Пока наши мастерицы ушли готовить, у нас есть несколько минут ,которые хотелось бы посветить маленьким проектам о самых распространённых культурах нашего времени, без которых немыслима наша жизнь.
1.Презентация о картофеле (после представлении проекта можно попросить зрителей назвать основные блюда из картошки)
Загадка зрителям тот, кто отгадал, получает приз – кочан капусты.
На плечах Игнашки- 43 рубашки, все из ткани отбеленной, а поверх пиджак зеленый. ( Капуста)
2.Презентация о капусте
Загадка зрителям тот кто, отгадал -получает приз – помидор.
Ягода – красна, Ягода – вкусна, Режь да соли, ешь да хвали. (томат)
3.Презентация о томатах
Загадка зрителям тот, кто отгадал, получает приз – шоколадку
Она растает на руках.
И след оставит на губах.
И сладкий вкус её загадка
Зовут её все… (шоколадка)
4.Презентация о какао
В одной чашке находится кофе, а в другой молоко. Из чашки с кофе переливают одну чайную ложку в чашку с молоком. Затем из другой чашки берут чайную ложку содержимого и переливают в чашку с кофе.
Вопрос: Чего будет больше кофе в молоке, или молока в кофе?
Ответ: После проделанных операций количество жидкости в обеих чашках буде равно. Количество кофе в одной чашке будет равно количеству молока в другой.
5.Презентация о кофе
С молоком, лимоном, медом,
С тортом, или бутербродом,
Иди скорей друзей встречай
Наливай всем вкусный...ЧАЙ.
6.Презентация о чае
Учитель №1: Наши хозяюшки уже готовы представить нам свои блюда
Каждая команда рассказывает о том ,что и как приготовила и начинается дегустация блюд.
Подведение итогов: Голосование за лучшее блюдо.
Информационные источники:
1.Кулев А.В. Общая биология. 10 класс: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2001. – 224 с.
2. Гуменюк М.М. Биология 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н.И. Сонина – Волгоград: Учитель, 2006 – 331 с.
3.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/71/Vavilov-center.jpg
4. http://www.solid-physics.ru/tsentry-proiskhozhdeniya-kulturnykh-rastenii5. http://detkam.e-papa.ru/zagadki/6/45/