Конспект урока по русскому языку по теме: «Буквы а–о в корне гар – гор » (с презентацией). 5 класс

Конспект урока по русскому языку по теме: «Буквы а–о в корне ­гар­ – ­гор­» (с презентацией). 5 класс
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели как деятельность учеников.
М/п: преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму, использовать ИКТ­технологии.
4ЛР: находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне ­гар­ – ­гор­, правильно писать слова с названной орфограммой, различать написание в омонимичных корнях (с чередованием букв а–о в корне ­гар­ – ­гор­ и проверяемой буквой безударного гласного), графически обозначать условия выбора орфограмм.


Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Творческий отчёт о результатах проектно­исследовательской деятельности.


Решение жизненной задачи.
Ученики представляют результаты своей работы с помощью презентаций. В совместном обсуждении выбирают наиболее удачный вариант словаря, обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД, личностные результаты, ТОУУ
Создавать и использовать в практической деятельности электронные ресурсы (ИКТ-грамотность).


III. Взаимодиктант.


Проводится по материалам домашнего упр. 138. Несколько учащихся диктуют классу отобранные ими слова, затем комментирование записанного (можно проверить с помощью подготовленных дома презентаций).

Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.



IV. Введение в тему урока. Постановка проблемы.


– Посмотрите на записи. Что их объединяет? (Буквы а–о в корнях.)
­лаг­ – ­лож­ ­раст­ – (­ращ­) – ­рос­ ­гар­ – ­гор­
– Попробуйте предположить, о чём будет идти речь на уроке. (О новых корнях с чередованием а–о.)


Как и на предыдущем уроке, материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса лучше представить с помощью презентации (см. prezent_ rus_5kl_ ur29) или вынести на доску (учебники закрыты).
Учитель задаёт вопросы по учебнику.
В качестве проверочного ученики могут предложить слова гарь, загар, но сразу фиксируют разницу в написаниях и делают вывод, что проверочное слово «не работает», здесь другой вид орфограммы – орфограмма – буква чередующихся гласных в корне.
После формулировки цели урока учениками можно представить с помощью презентации авторскую формулировку.
Вывести (сформулировать) правило для написания буквы гласного в корне ­гар­ – ­гор­ и научиться правильно писать слова с этими корнями.

Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

V. Поиск решения. Открытие новых знаний.

1. Упр. 139. Наблюдение можно провести по учебнику или представить на доске.
– Прочитайте слова на доске. Являются ли они однокоренными? Докажите.
– От чего зависит выбор букв а–о в корне с чередованием ­гар­ – ­гор­?
(Подсказка. Поставьте ударение и сравните его в словах обоих столбиков.)
– Сделайте вывод.
2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника.
Примечание. Это правило можно свести к одному варианту: в безударном положении в корне ­гар­ – ­гор­ звук обозначается буквой о. (Под ударением нет орфограммы, но нам важен опознавательный признак корня – звукосочетание [гар].)
– Какое основное условие выбора написания в корне с чередованием ­гар­ – ­гор­?
– Чем оно отличается от условий для изученных ранее корней с чередованием а–о (­лаг­ – ­лож­; ­раст­ (­ращ­) – ­рос­)?
3. Составление схемы правила, приведение собственных примеров.
(Можно использовать материал предметного диска – графическую модель орфограммы «Буквы а-о в корнях -гар- – - гор-» к §13, можно составить только одну часть – с безударным положением гласного.)



· / /

ГОР -- ГАР



Регулятивные УУД
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД
1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).



VI. Развитие правописных умений.


1. Упр. 140 – развивается умение находить в словах орфограмму – букву а–о в корне ­гар­ – ­гор­, различать омонимичные корни и отличать данную орфограмму от орфограммы – проверяемой буквы безударного гласного в корне, устно и графически объяснять условия выбора орфограмм.
Вырабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой (выбора написания):
1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных.
2) Выделить звукосочетание [гар].
3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова.
4) Определить, ударный гласный в корне или безударный.
5) Применить правило.
6) Подчеркнуть орфограмму­букву о или а.
– В каких словах этой орфограммы нет? Почему? (Под горой, пригорок, горючий, горевать.)
– Сколько омонимичных корней вы обнаружили? (Три.)
– Сделайте вывод: что важно знать, чтобы правильно применить правило написания букв безударных гласных в корне? (Знать значение слова (корня) и не смешивать слова с омонимичными корнями.)
2. Упр. 141 – развивается умение писать слова с разными орфограммами, в том числе с орфограммой­буквой а–о в корне ­гар­ – ­гор­, графически обозначать условие выбора орфограммы.
Выполняют самостоятельно. Коллективная проверка с комментированием.
3. Упр. 142 – развивается умение правильно писать слова с изученной орфограммой.
Ученики могут диктовать в группе предложения по очереди, один комментирует перед записью, называя слово с изученной орфограммой. Можно провести как самостоятельную работу.


4. Дополнительно:
Упр. 60 («Дидактический материал») – работа по тексту над разными видами орфограмм, включая изученную орфограмму – букву а–о в корне ­гар­ – ­гор­.


Познавательные УУД
4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
5. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).
6. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные УУД
2. Строить связное монологическое высказывание.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.




VII. Итог урока.


– Назовите ключевые слова темы.
– Какую проблему решали на уроке?
– Чему научились?
– Какая работа понравилась больше всего?

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
– По каким критериям будете оценивать себя?


Регулятивные УУД
5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


ТОУУ


VIII. Домашнее задание.


1. Уметь рассказать правило, опираясь на схему.
2. Упр. 144 (взаимодиктант).



















© ООО «Баласс», 2012 Страница 13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








 
·