Педагогическая мастерская как технология личностного саморазвития учащихся на уроках литературы


Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОБУ СОШ №1 г. Якутска
Жилиной Ларисы Владимировны
Тема инновационного опыта:
Педагогическая мастерская как технология личностного саморазвития учащихся на уроках литературы.
Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения. Надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Анри Барбюс. .
Наше время — время перемен. Сегодня России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью, открывая мир для себя и себя в этом мире. Роль учителя - вести ребенка по пути открытия, управлять проблемно -поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Образование должно побуждать к творчеству.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся.
1.Актуальность и перспективность опыта
Что такое современный урок? Что важнее: содержание или форма проведения урока? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего? Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?
Думаю, что нет сегодня такого учителя, который не задумывался бы над этими вопросами. Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали активно, с интересом, творчески
Я обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету, к литературе, чтению классических произведений как постижение искусства, традиций народа и, как следствие, снижение грамотности, общей культуры. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. На уроках русского языка и литературы не все учащиеся активны, отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей. Ребята постепенно теряют интерес к данному предмету. Поэтому я должна сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.
Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов.
В своем поиске наиболее эффективных способов деятельности, я обратилась к современным педагогическим технологиям и к отдельным их элементам, использование которых позволяет мне успешно реализовать поставленные образовательные цели.
Наряду с традиционными технологиями, я использую следующие современные образовательные технологии:
– групповые технологии (работа в парах, в группах);
- технология критического мышления;
- проблемно-поисковое обучение;
- технология использования игровых методов;
- здоровьесберегающие технологии.
– ценностно_ориентированные технологии;
– дифференцированное обучение
– технология личностно_ориентированного обучения, творческая работа, самостоятельная работа.
Применяю следующие приемы:
- ассоциативный ряд;
- опорный конспект;
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками и вопросы Блума;
- кластеры;
- синквейн;
; Диаграмма Венна
- эссе;
- ключевые термины;
- дидактическая игра;
- лингвистическая аллюзия (намек) ;- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
2.Ведущая педагогическая идея
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем. Я убеждена, что учитель должен быть современным. Он должен сочетать в своей педагогической деятельности традиционные и новые современные методы обучения, которые будут способствовать развитию у ребёнка повышенного интереса к предмету.
Именно поэтому я использую в своей педагогической деятельности все вышеперечисленные методы, приемы, технологии не как дань моде, а как возможность проводить уроки на новом современном уровне. Это помогает мне создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний – педагогической мастерской.
Что дает ученику урок - мастерская ? Мастерская ценностных ориентаций – это одна из разновидностей мастерских, решающих задачу воспитания, духовного развития личности. В мастерских ценностных ориентаций подчёркивается значение литературы как человекоформирующей учебной дисциплины, жизненно важной для современного школьника, направляющей его к духовным истокам культуры. Ценностные ориентиры, полученные в юности, определяют во многом судьбу человека.
Мастерские открывают прекрасную возможность для интеграции уроков литературы: привлечение живописи, музыки, театра, кинематографа.
Самое сложное в мастерской - подобрать задания, стимулирующие творческую мысль ученика, подталкивающие его к самостоятельному добыванию знаний. Непросто и учителю быть не участником процесса обучения, а дирижером процесса самопознания учащихся. Мастерские предусматривают вовлечение ребят в исследовательскую и проектную деятельность, приобщение их к творчеству. Эта форма урока позволяет не только развивать творческие способности учащихся, но и воспитывать у них умение слушать, общаться, вести диалог, уважать мнение других, учит ставить задачи и добиваться их осуществления, вырабатывает готовность к самоанализу и самопознанию.
Мастерские могут рассматриваться и как здоровьесберегающие технологии, снимающие страх ошибки, создающие благоприятную атмосферу творчества.
Уроки «мастерская» помогают достичь основных целей филологического образования:
1)развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;
2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;
3) становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;
4) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;
5)формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МАСТЕРСКИХ
1.Равенство всех участников учебно-воспитательного процесса.
2.Ненасильное привлечение учащихся к деятельности.
3.Отсутствие отметки и даже оценки учителя, соревнования, соперничества.
4.Диалогичность и восхождение к истине.
5.Приоритет процесса учения над его результатом.
6.Проблемность в обучении.
7.Работа со словом и письмом.
8.Вариативность, возможность выбора.
Существует четкий алгоритм построения мастерской. Этапы работы мастерской
1. «Индуктор» (наведение)Создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор - слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок - все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
2.«Самоконструкция»Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3.«Социоконструкция»Построение этих элементов группой.
4. «Социализация»Все, что сделано индивидуально, в паре, в группе должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем. Все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
5. «Афиширование»Вывешивание «произведений» - работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними .6. «Разрыв»Внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным и научным источником.
7. «Рефлексия»Отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе мастерской, это богатейший материал для самого мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества со следующей структурой:
•круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);
•творческие работы учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.)
Однозначно такие уроки не должны проводиться раз от разу, должна существовать определенная система. Система учебных занятий в режиме технологии мастерских, на мой взгляд, такова: уроки должны проводиться два раза в четверть. В основном они должны быть посвящены подведению итогов изучения произведения, темам, связанным с изучением теории литературы и художественным своеобразием литературных произведений.
В данном материале я хотела бы представить свой опыт.
Изучаю опыт работы учителей по применению данной технологии в своей школе ( учитель Сергеева Т.В.) и других школах города (Денисова М.Е.) , а также пользуюсь интернет-ресурсами, где размещен опыт педагогов других регионов.
Применение технологии мастерских на уроках литературы формирует потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивает творческие способности, творческое самостоятельное мышление. Считаю, что учителю «мастерская» помогает не утратить желание учиться самому.
Учащиеся классов, в которых я проводила уроки- мастерские, в своих отзывах об уроках указывают, что восприятие художественных произведений, проблем, поставленных автором , у них становится более глубоким, острым , их взгляды на мир значительно расширяются, изменяются и способы общения друг с другом.
Каждый ребёнок в мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Моя задача – приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Способности ученика требуют оптимально подобранных для него условий обучения.
С 5 класса начинается работа по погружению в искусство и формирования художественной культуры.
1.оформление творческих папок: сочинения, рисунки, свои стихи, рассказы;
2.рисование музыкальных образов;
4.театр – экспромт;
5.декламация стихов под музыку
6.презентация любимой книги;
7.«театральные минутки».
Для начинающих пяти-шестиклассников провожу мастерские, на которых дети учатся работать на этапе восприятия текста, отбирать материал для ответов на проблемные вопросы, делать наблюдения, выполнять сравнения, обобщения, ставить вопросы. По мере взросления учеников меняется и характер учебной деятельности. Следующим этапом совместной деятельности «учитель-ученик» становится поиск самим школьником путей решения поставленной учителем учебной задачи.
А в старших классах подходим к таким сложным урокам, как урок-исследование (Урок по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Две правды в романе Достоевского») урок-полилог (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Урок по рассказам А.М.Горького «Как поймали Семагу» и «Страсти- мордасти»), урок – проект (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Урок «Рыцарь мечты» и его феерия «Алые паруса»), уроки-мастерские.
Обязательными элементами урока является музыкальное сопровождение, которое дети подбирают сами , создается презентация, выставляется портретная галерея. Также обязательным элементом являются инсценировки каждой группы. Вводится полилог. В конце урока ребята представляют свою личностную этическую позицию.
Важное значение приобретает такая форма общения между учениками и учителем, как коллективный учебный диалог по поставленной проблеме. Проблемная учебная задача является мыслительной и требует от учеников самостоятельного добывания знаний. Толчком, порождающим процесс творческого мышления, является проблемная ситуация, стимулирующая обучающихся к переосмыслению имеющихся знаний и самостоятельному поиску новых, нестандартных ответов и решений.
Таким образом, ученик строит свой путь познания и проживает, «выращивает» свои знания. Учитель же дает возможность ученику самому до всего дойти и сделать вывод.
Из всего многообразия методов я чаще всего использую такие: проблемный, эвристический (беседа, задания исследовательского характера), исследовательский, креативный.
В работе педагогической мастерской большая роль отводится учителю:
1. стараюсь создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
2.включаю эмоциональную сферу учащегося, обращаюсь к его чувствам, личную заинтересованность в изучении темы (проблемы).
3.работаю вместе со всеми, я равна учащемуся в поиске знания. Не тороплюсь отвечать на вопросы.
4.необходимую информацию подаю малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся.
5.исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет оценок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и самокоррекции.
Обязательными элементами урока являются:
1.презентационный материал, который дети готовят самостоятельно;
2.ролевой анализ;
3.творческие монологи;
4.театрализация;
5.личностная этическая позиция;
6.музыкальное творчество;
7.художественное творчество: портретная галерея, оформление кабинета, соответствующее данной теме, элементы декорации;
8.исследовательская работа.
Младшие классы Старшие классы
Ответы на проблемные вопросы Исследовательская работа
«Театральные минутки» Творческие монологи, ролевые игры
Инсценировки (фрагменты из произведения)
Музыкальные зарисовки Творческая рефлексия: создание песни, музыки
Музыкальное оформление урока (фоновая музыка инсценировок, всего урока)
Художественное творчество Портретная галерея, декорации к уроку, создание презентаций
Сочинение сказок, творческие папки Творческая рефлексия: стихи, эссе, творческий монолог
Рассуждение на уроке Монолог, диалог, полилог

Отдельно несколько слов хочу сказать об инсценировках. Ребята с огромным удовольствием «разбирают» сценические роли, ведь театральная деятельность – это самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, снижения эмоциональной тревожности, повышения самооценки, развития коммуникативных навыков. Это не только игра, но и работа, которая требует организованности, учит ответственности, гибкости в общении, коллективному труду, здоровому духу соперничества. Моим ребятам это нравится !
Итогом нашей деятельности становится совместное проектирование уроков-мастерских, построенных по принципам сотрудничества. Так, мною проведена система уроков-мастерских по духовным ценностям в жизни человека: по рассказам А.М. Горького «Как поймали Семагу» и «Страсти-мордасти «КРЫЛЬЯ»; по сказке Антуана де Сент - Экзюпери «Маленький принц» «ВЗРОСЛАЯ МУДРОСТЬ ДЕТСКИХ ВОПРОСОВ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА»; по рассказу А.Платонова «Неизвестный цветок» «ЧТОБЫ ЖИТЬ И СВЕТИТЬСЯ, НАДО МНОГО ТРУДИТЬСЯ»; по повести А. Грина «Алые паруса» ««Рыцарь мечты» и его феерия «Алые паруса»), по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» «ДВЕ ПРАВДЫ».
Класс разделён на 4-5 творческих групп с учётом индивидуальных особенностей, психологической совместимости и степени обученности.
Структура уроков-мастерских
Формы организации познавательной деятельности
А.М.Горький. Рассказы «Как поймали Семагу», «Страсти - мордасти» А.де Сент- Экзюпери «Маленький принц» А.А. Платонов «Неизвестный цветок» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Индуктор Что значит быть неравнодушным человеком? Что значит быть «зорким сердцем»? Что такое труд? Может ли существовать понятие преступление без наказания и наоборот ?
СамоконструкцияРабота с текстами рассказов.
Художественные
календари рассказов. Выводы о главных героях, событиях. Работа с текстом.
Где находит Маленький принц ответы на свои вопросы ? «Чтобы жить и светиться , нужно много трудиться…» Две судьбы, две личности…
Что их объединяет?
Социализация Инсценировка о главных героях рассказов.
Что заставляет человека «творить добро», быть неравнодушным к происходящему? Инсценировка
«Мудрость живой природы» Ролевой анализ. Обращение к персонажам. Творческие монологи главных героев: Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой
Полилог (разрыв) В обществе больше добрых или жестоких людей ? Чья «правда» является ответом на все вопросы Маленького принца : людей или живой природы? Что есть труд по Платонову? Как он показывает это через своих героев? Человек, доведенный до отчаяния, должен смириться и прогибаться под ударами судьбы или начать действовать любыми способами ?
Рефлексия Анализ своего психического состояния и интеллектуального уровня

Оформление фишбоун в начале и в конце урока
(проблемы, поднимаемые автором в произведении и их решение )
Итак, хочу подвести итог. Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
На мастерской внимание учащихся направлено на задания: через задания, логическую структуру мастерской осуществляется руководство самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Дети сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу.
На уроке-мастерской очень важны атмосфера доверия, сотрудничество учащихся и учителя, содержательная работа с художественным текстом, обращение к личному опыту учащихся. Все это способствует развитию индивидуальности ученика, дает толчок самостоятельному творческому процессу. Так рождаются ученические исследования и вера в возможность открытия, надежда на успех. «Все способны!»
Высокий результат использования мастерских достигается за счёт того, что, формируя личность ученика на уроке, концентрируются усилия на его индивидуальных особенностях и способностях, отыскиваются духовно-нравственные и творческие ресурсы для его развития.
Чтобы хотел стать, чтобы мог стать, чтобы смел стать самим собою человек - свободным, творческим, ответственным и продуктивным в социальной отдаче и самораскрытии, ему предстоит сделаться самоосознающим, владеющим внутренними механизмами собственного становления, рефлексивным и высоконравственным. И задача педагогов помочь ему в этом восхождении к самому себе. В разрешимость такой задачи очень хочется верить. И хочется посильно в этом участвовать