Конспект урока ОРКСЭ Подвиг


Тема конспекта урока «Подвиг»
«Основы православной культуры» с использованием дистанционных технологий
Умк «Школа России»
4класс «Основы православной культуры» А.В.КураевТема урока: Подвиг. Урок 19.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: познакомить с православным пониманием подвига и человеческой жертвенности
Задачи:
1. Формировать интерес школьников к православной культуре.
2. Узнать этимологию слова «подвиг», понять смысл и взаимосвязь слов: подвиг, жертва, подвижник.
3.Развивать умение работать с иллюстративным материалом; высказывать и отстаивать свою точку зрения; читать и извлекать нужную информацию из текста.
4. На примере жизни великих подвижников и простых людей воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.
5. Формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека.
Предметные: познакомить с такими понятиями: подвижник, подвиг ради себя и других, жертвенность, духовное усилие, не осуждение, любовь к врагам.
Метапредметные -
регулятивные: формировать умение формулировать тему, цели урока, планировать свои действия, формировать самоконтроль и самооценку, умение корректировать ошибки;
познавательные: формировать умение извлекать нужную информацию, представленную в разных формах (текст учебника, таблица, картинки), развивать навыки смыслового чтения;
коммуникативные: формирование осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации, умение слушать и слышать собеседника, признавать возможность существования различных точек зрения.
Личностные: формирование эмоционально - нравственной отзывчивости, умения следить и контролировать свои слова и поступки, умение соотносить моральные(неморальные) действия на основе норм православной культуры.
Основные термины и понятия урока: подвиг, жертва, подвижник.
Информационно-образовательная среда: этимологический словарь русского языка Г.К.Крылов, толковый словарь Ушакова, толковый словарь Ожегова, учебник, опорные листы для работы в парах. docfish.ru›documents/gagarin…alekseevich-kratkayа 1 wikimapia.org›15715419
План урока.
Организационный момент. Приветствие.
Введение в тему.
Постановка темы урока и проблемы.
Работа с учебником.
Физминутка.
Работа с понятиями: жертва, подвижник. Обсуждение рассказа в рубрике «Это интересно».
Подведение итогов. Вопросы и заключение.
Рефлексия.
Ход урока
1.Организационный момент. Приветствие.
2.Введение в тему.
Просмотр презентации «Памятники».
Кому посвящены эти памятники?
12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство[3][4]. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.
Панфи́ловцы — военнослужащие сформированной в городах Алма-Ата Казахской ССР и Фрунзе Киргизской ССР 316-й стрелковой дивизии, под командованием генерал-майора И. В. Панфилова , участвовавшие в 1941 году в обороне Москвы. 16 ноября 28 героев-панфиловцев из числа личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка. Бойцы 4-й роты во главе с политруком Василием Клочковым, осуществляя оборону в районе разъезда Дубосеково в 7 км к юго-востоку от Волоколамска В ходе 4-часового боя уничтожив 18 вражеских танков. Все 28 человек погибли .В декабре 1965 года наполненный до отказа автобус отправлялся с привокзальной площади Люберец (южная сторона) через Горбатый мост до платформы Ухтомской. Съезжая по крутому склону моста, водитель обнаружил, что в автобусе нет кондуктора (подсказали пассажиры). Он остановил тяжелую машину и пошел назад за кондуктором. Через несколько минут автобус начал двигаться. Без управления он мог свалиться с высокой насыпи вниз и перевернуться. Могла произойти непоправимая беда. В салоне поднялась паника, люди закричали. Этот крик услышал обгонявший автобус на грузовой машине шофер М.Н. Митрофанов. Бросил взгляд в кабину: за рулем никого не было. Молниеносно приняв решение, развернул свой автомобиль поперек дороги и бросился навстречу автобусу. Михаил старался подпереть его собственным телом. Но силы оказались неравны. Ему не удалось удержаться на зимней дороге. Автобус подмял человека под себя, проехал немного вперед и натолкнулся на грузовую машину. Пассажиры (свыше 50 человек) были спасены. Митрофанов погиб.
Почему этим людям поставлены памятники, их именами названы улицы? (Они совершили подвиг.) Подумайте, какая сегодня тема урока? (Подвиг) А что такое подвиг? (Ответы детей). Какие книги помогут нам раскрыть это понятие и подтвердить или опровергнуть наши предположения(рассуждения)? (Словари) Предлагаю работу в трех группах с разными словарями.
Этимологический словарь русского языка Г.К.Крылов:
Подвиг. Заимствование из старославянского, где было образовано от подвигнутися- «потрудиться; совершить подвиг». К той же основе восходят и слова двинуть, двигать.
Толковый словарь Ушакова: Подвиг, подвига, муж.
Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. Героические подвиги красноармейцев в боях с японскими самураями. Военные подвиги. Гражданский подвиг. Подвиг ученого.
Беззаветный, бескорыстный поступок, вызванный чем-нибудь (книжн.). Подвиг любви.
Толковый словарь Ожегова: Подвиг, -а, муж. Героический, самоотверженный поступок. Совершить п. Воинский п. Трудовой п. П. во славу Родины.
3. Постановка темы урока и проблемы.
С помощью словарей мы получили подтверждение своих высказываний. Подвиг- героический поступок, подвиги бывают разные. Какие вопросы можно задать, что глубже понять и осознать , что же такое подвиг? Если происходит от слова «двигается». (А что двигается и куда? С помощью чего? Движение-это может быть поступки людей.) - Что движет поступками? -Как вы думаете, почему люди способны совершать подвиги? (Любовь к Родине, людям. Герои сильные духом и телом. Отважные и готовы отдать жизнь за других.) А всегда ли подвиг связан с гибелью героя?
4.Работа с учебником с.62-63(комментированное чтение, фронтальная работа).
Этимологический словарь русского языка Г.А.Крылов:
Жертва. Заимствование из старославянского, где было образовано от жръти- «приносить в жертву». Восходит к той основе, что и греческое geras- «почетный дар»; ведь жертва является не чем иным, как подношением, даром божеству.
-Что значит жертва ради себя? (Поставил перед собой серьёзную цель, а для ее достижения требуется от чего-то любимого и дорогого отказаться. ) - Что такое жертва ради другого человека? (Признавать свои проступки, просить прощения и стараться не повторять их.) Прочитайте понятие подвиг. Подвиг-движение в сторону от эгоизма, то есть от привычки считать себя центром не только своей жизни, но и жизни других людей. И место такого подвига-внутри самого человека. Как вы это понимаете? Почему «труднее всего сдвинуть с места гору своих привычек»?
Как вы понимаете жертва Богу, приносимая христианином? ( Жить, соблюдая Заповеди Божьи. Соблюдать золотое правило этики. Не быть эгоистом. Проявлять милосердие. Творить добрые дела и поступки, уметь прощать и просить прощения.) Что двигало действиями епископа Акакия и его паствы?
Обсуждение фрагмента картины И. Крамского «Христос в пустыне». Какой подвиг совершил Христос? ( Христос не стал уклоняться от суда и добровольно пошел на казнь.5.Физминутка.
6.Работа с понятиями: подвиг, совесть, неосуждение, золотое правило этики, жертва, подвижник.
Соедините понятие с его объяснением.
понятие объяснение
подвиг внутреннее ощущение человеком добра и зла
совесть движение от корысти, жадности, эгоизма
неосуждениеХристос сказал: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы сними»
золотое правило этики отдают без принуждения и без сожаления по-настоящему дорогое и ценимое
жертва самое главное и самое святое в своей жизни соотносит с этой своей святыней
подвижник проявление милосердия к человеку
Обсуждение рассказа «О подвиге любви» Митрополит Антоний Сурожский. Как можно быть плодом чьей-то жизни?
7. Подведение итогов. Вопросы и заключение.
Какое открытие вы для себя сделали на уроке? Что вас удивило? Почему трудно просить прощения и признавать свои ошибки? Что значит «мир в душе» и «чистое сердце»? Подвиг-это движение к чему?
8.Рефлексия. Шкала достижений.
9.Домашнее задание. Какой подвиг вы совершаете?
Объясните выделенные строки.
Героизм... Героизм!
Это то, что нам предки, рискуя собой, завещали,
Что в себе заключает благодатную силу прошедших веков.
Это то, что бойцы в битвах страшных кровавых впитали,
Когда землю свою защищали от смертных врагов.
Героизм - это в космос поднялся отважный Гагарин,
Он - герой, но героем был тот, кто к просторам Вселенной его возносил,
Кто был духом своим крепче сплава титана и стали,
Кто наград для себя за свой подвиг земной не просил.
Героизм - это друга в беде не бросаешь,
Мчишься людям на помощь, о себе позабыв.
Героизм - это слабого ты защищаешь
И солдат, на ученьях собою гранату накрыв.
Героизм - это сальсу без ног ты задорно танцуешь
Так, что глаз восхищенных нельзя оторвать.
Героизм - это честью и совестью ты не торгуешь
И готов свою жизнь за Отчизну в любую минуту отдать.
Героизм наши предки с любовию нам даровали.
В каждом может родиться подлец или смелый герой.
Не из легких нам выбор от рождения дали.
Но он есть. Героизму ты сердце без страха открой.
Героизм... Героизм!
Как бы с нами года ни менялись,
Но для всякого времени нужен отважный герой.
В нашей памяти многие люди-герои остались.
Подвиг свой соверши, но останься с родными, живой!
Подцветова Татьяна