Статья Родители и дети: путь к взаимной толерантности

Родители и дети: путь к взаимной толерантности
Размышляя над далекими перспективами воспитания собственных детей, родители обычно не придерживаются строго заданных эталонов, определяют их довольно расплывчато. Более понятными для детей остаются представления о допустимости или недопустимости различных форм поведения, но вопросы, касающиеся формирования качеств толерантной личности остаются за пределами домашнего быта и внутрисемейных отношений.
Как известно, семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Сегодня многие родители понимают, что вырастить сына или дочь – это значит не только накормить, одеть и дать образование, но и помочь своему ребенку стать цельной, сильной, творческой личностью, которая сможет найти свое место в обществе, не сломаться и не озлобиться, сталкиваясь с проблемами. Как помочь стать успешным, любящим человеком, умеющим уважать себя и других? Что для этого нужно?
Если мы хотим, чтобы дети нас уважали, были личностями, то нужно уже с пеленок уважать их и видеть в них личность. Уважение проявляется уже в том, как мы говорим с человеком.
Если родители с детства не уважали ребенка – позволяли себе постоянно критиковать его, кричать на него, делать ему ежеминутно замечания, унижали обидными слова типа "ты тихоня", "у тебя ничего не получится", "у тебя нет слуха", "вечно ты копаешься" и т.д., – то, во-первых, они сами программируют детей на неудачу. Дети оправдывают сказанное им, наклеенные на них "ярлыки". Во-вторых, они могут быть уверены, что в 90% случаев, когда ребенок подрастет, он будет вести себя с ними так же.
Жизнь справедлива, то, что вы отдаете, то и получаете взамен.
Некогда новое понятие «толерантность» начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы в обществе. Именно семья является той социальной ячейкой, в которой начинается формирование толерантности и создается психологическая ситуация, которая обеспечивает дальнейшее развитие. В каждой семье составляется своя индивидуальная воспитательная система. Воспитывая в детях стремление к добру, взаимоуважению, любви, сочувствию и состраданию, родители создают образ будущего мира. Невозможно ожидать, что дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий.
Воспитание толерантности в условиях жесткого контроля вряд ли возможно. Однако представить современную школу без воспитания толерантности невозможно: на сегодняшний день в образовательные учреждения вводится инклюзивное образование и совместное обучение детей разных национальностей и религиозных верований.
В детском сообществе оказываются дети разных национальностей, обладающие разным менталитетом, поведенческими стереотипами. Одна из задач – преодолеть различия, жить в мире. Говоря о толерантности, можно ставить задачу установления такого партнерства, но это не значит, что мы должны изменяться в соответствии с жестокой позицией другого человека.
Толерантность – принятие другого таким, какой он есть. Толерантность предполагает мысленное движение к пониманию. При этом, вовсе не отказываясь от собственной позиции, но и не навязывая ее партнеру. Человеку может быть что-то непонятно в плане других нравственных норм, другой культуры, но это не дает ему право чувствовать свое превосходство.
Самые разнообразные источники интолерантности порождают сегодня в нашем обществе насилие, жестокость и отчуждение. Учитывая это, проблема воспитания толерантности не может и не должна решаться ограниченным сроком – к завтрашнему дню и даже пусть к отдаленному во времени сроку, но конкретно поставленному, чтобы не получилось, как в известном анекдоте, когда вечером сажают картошку, а на утро уже собирают.
Исходные принципы толерантности:
– отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее;
– добровольность выбора, акцент на искренности его убеждений, «свобода совести».
Подобно тому, как в христианстве «проповедь и пример» являются способами обращения в свою веру, идея толерантности может стать своеобразным ориентиром, своего рода флагом движения, объединяющим единомышленников. При этом не следует осуждать или винить тех, кто еще не «просвещен»; умение принудить себя, не принуждая других.
Страх и принуждение извне не способствуют в целом содержательности и терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы: подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности.
Подчинение законам, а не воли властелина или большинства представляется важным фактором развития и движения в нужном направлении: принятие другого, которые может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.
И как гласит еще Библия, «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Толерантность каждого способствует равновесию и целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности.
В основу формирования толерантности подростков в семье необходимо заложить обучение культуре мира и правам человека. Под процессом воспитания толерантности имеется в виду создания пространства прямого или опосредствованного взаимодействия с другими, другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря, сосуществования разного.
Воспитывать толерантность в семье – значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Воспитывая ребенка толерантным, необходимо обнаруживать толерантность и самим родителям.
Проявление толерантности означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, поведению и ценностями и имеют право жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязанные другим. Необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания одного к другому, готовность к действию.
От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Ребенок осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности, которые его поймут и поддержат в трудной ситуации.
Какие же принципы воспитания толерантности в семье?
Принцип связи воспитания толерантности с жизнью. Родители должны ориентировать не только на ситуации в обществе вообще, а и на жизненные ситуации, связанные с толерантным взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами.
Принцип уважительного отношения к личности. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мысль ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с другим взглядом на мир.
Принцип опоры на положительное явление у ребенка. Воспитывая данное моральное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в личность, которая самостоятельно развивается, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности становится актуализация положительных черт, положительного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми.
Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности. Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Необходимо переносить в социальную среду идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспитания толерантности.
Принцип завуалированности влияний и сопротивления на активность ребенка. Специфика морального воспитания заключается в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми и подростками воспринимаются как морализирование и поэтому они часто сопротивляются влияниям.
Принцип единства знания и поведения. Данный принцип требует построения воспитательного процесса формирования толерантности на двух взаимозависимых уровнях: информационном уровне (который дает знание о толерантности, ее составу, ее проявлении, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантность) и на поведенческом уровне (вооружение умениями и привычками толерантного взаимодействия), что составляют единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умения конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, которые имеют определенные отличия.
Воспитательные возможности слова трудно переоценить. Не только его значение, но и интонация – эмоциональный настрой, вложенный в него. В будущем общении с окружающими наши дети будут «отзеркаливать» нас. Нашу манеру разговора, наши выражения, наши типы эмоционального реагирования в различных ситуациях.
Итак, мы пришили к выводу: для того, чтобы вырастить успешного, хорошего человека, нужно уже с детства его уважать. А что еще входит в это понятие – уважение? Это понятие о правах человека, которые он имеет уже по факту своего рождения.
Какие права имеет ребенок?
Первое право (мы уже упоминали) – право на уважение к его личности – т. е. это уважение к его мыслям, к его суждениям, к его состоянию. Нам часто кажется, что только наше мнение имеет право на существование, что только у нас болит голова и бывает плохое настроение, но это не так.
Второе право – право на ошибку. Ребенок живет первый и единственный раз, а расти и взрослеть так трудно. Есть ли среди взрослых хоть один человек, который никогда не ошибался?
Третье право – право на уникальность. Не нужно сравнивать своего ребенка с другими. Каждый ребенок уникален. У каждого свои способности и достижения. Ну и пусть он не отличник по математике, зато книги по истории из рук не выпускает. Ну и пусть он принес тройку по географии, или нет у него хорошей грамотности, зато он прекрасно умеет строить отношения с людьми и у него много друзей.
Постоянное сравнение ребенка с другими приводит к снижению его самооценки. А что это дает? Вот, например два человека, закончили один и тот же класс, получили одинаковое образование, но один устроился в жизни хорошо, а у другого ничего не получается. Почему? Скорее всего, первого в детстве хвалили и подбадривали, и он вырос с уверенностью, что у него все получится. И получилось. А второго, вероятно, постоянно сравнивали с «сыном Марьи Ивановны», и он в себя не верил, поэтому в жизни ему трудно добиться успеха.
Помогите ребенку осознать свою изначальную ценность, увидеть и развить свой потенциал, поверить в себя.
Четвертое право – право на собственность. Перед тем, как принять какое-либо решение по поводу собственности вашего ребенка – одежды, учебников, вещей – спросите у него на это разрешения. Иначе вы рискуете вырастить бесхозяйственного человека.
Пятое право – право на тайну. Если вам доверили тайну и случайно услышали, как вы ее кому-то рассказываете, то вы рискуете навсегда потерять его доверие. Будьте осторожны!
Для полноценного развития личности ребенка очень важно создать в семье безопасную атмосферу. Что это значит?
Постарайтесь не срываться на детях. Да, вы пришли с работы, вы устали, у вас, быть может, был неудачный день, но мы не имеем право вымещать все это на детях. Они не виноваты. Помимо этого, вспышки эмоций разрушают наш иммунитет, наше здоровье.
Учитесь расслабляться после работы и когда устали. Придя домой, вы можете принять душ или посидеть в кресле, выпить чашку чая. Если устали, плохо себя чувствуете, скажите об этом детям и близким, они поймут и помогут.
Также в семье необходимы обязанности и дисциплина, но не авторитарные отношения («Ты сделаешь так, я сказал »). Сильное давление в семье заставляет детей уклоняться от него патологическим путем. Поэтому важно прислушиваться к мнению ребенка и уважать его. И если он говорит: «Нет, папа, я считаю по-другому» – это хорошо, это значит, у ваших сына или дочери есть своя точка зрения, и они во многом защищены от негативного влияния среды.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос не инфантильным, а ответственным человеком, то постарайтесь не решать за него его проблемы и удержите себя от искушения дать ему готовые рецепты и советы. Как помочь ребенку, ведь он такой неопытный? Просто, подведите его к решению, которое он должен принять сам. Так он учится ответственности.
Не принимайте все тяготы ребенка на себя. Не бойтесь его самостоятельности, помните, что ребенок тоже имеет право на ошибку.
Всегда интересно наблюдать, как, из каких кирпичиков складывается общение в семье. К примеру, оно может быть и приятным развлечением, и традиционным ритуалом, и деловым общением, и злой манипуляцией, и живым контактом, близостью. Люди могут быть физически близки, жить вместе, а души и сердца их – разделены. Точно так же люди могут говорить по телефону, находясь в разных городах за тысячи километров, но при этом понимать друг друга как никогда. Как протекает обычное семейное общение? Что сближает людей?
К примеру, такой обычный вопрос: «Как дела?» при встрече близких людей может быть чем угодно. Рассмотрим простую ситуацию: вернулся из школы ваш ребенок, вы спрашиваете: «Как дела?» с вашей стороны это может быть ничего не значащим приветствием, повседневным ритуалом. На это вам могут так же формально ответить: «нормально», - и пойти по своим делам. Другое «Как дела?» может быть своего рода деловым вопросом: нужна информация о ребенке, не более того. Ну, и конечно, «Как дела?» может стать моментом близости, живым контактом родителя и ребенка. Такое «Как дела?» может значит: «Я так рада тебя видеть! У тебя все хорошо?», а ответное «Хорошо!» может расшифроваться: «Я тоже тебя очень рад видеть, и может быть, у меня есть проблемы в школе, теперь с тобой рядом мне просто замечательно!». Если такая расшифровка в вашей семье принята, значит вам удалось заложить основу толерантных отношений.
15