Отчёт о работе по методической теме Метод проектов во внеурочной деятельности младших школьников как способ организации процесса познания

Работа над методической темой
«Метод проектов во внеурочной деятельности младших школьников
как способ организации процесса познания»
учителя начальных классов первой квалификационной категории,
МАОУ «СОШ № 51» Ковальчук И.Г.

Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении, развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формировали бы не просто умения, а компетентности, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности. Эти методы должны быть приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся, реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
Цель: повысить эффективность творческой самореализации учащихся при помощи использования метода проектов во внеурочной деятельности в начальной школе.
Задачи: формировать умение искать информацию для пояснения своего решения; умение вычитывать информацию из текста и схемы; строить речевые высказывания в письменной форме; планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.
I этап. Теоретический
С 2012 по 2013 год изучала историю появления метода проектов, особенности технологии.
II этап. Практический
Внеурочная деятельность осуществляется мною в форме кружка «Мои исследования». Учебно-тематический план кружка включает разделы: основы проектной деятельности (теория и практика, работа в группе, сотрудничество) и работа над проектом (практика).

В 2013/2014 учебном году начата работа по созданию проектов с учениками. Под моим руководством созданы следующие проекты:
1. Коллективный проект учеников 2 б класса – «Я выбираю здоровье». Проект был представлен на педагогическом совете школы
2. Книга «Знаменитые люди г. Набережные Челны», авторы: Кондратьева Александра, Савельева Екатерина, ученицы 2 класса МАОУ «СОШ № 51» города Набережные Челны. Проект представлен на школьном туре конкурса «Учитель года»
3. Коллективный проект - альбом «Профессии наших родителей». Проект был представлен на педагогическом совете школы
4. Буклет «Безопасная дорога», автор Мишагин Глеб, ученик 2 класса. Проект представлен на педагогическом совете, буклеты – по классам

III этап. Диагностический
Проведено тестирование обучающихся по методике авторов Е.В. Бунеевой, А.А. Вахрушева, С.А. Козловой, О.В. Чиндиловой «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» и по методике авторов О.Б. Логиновой, С.Г. Яковлевой «Мои достижения. Итоговая комплексная работа».

Изучая исходный уровень сформированности УУД, выявлено по результатам проверочных работ «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования»:
- 16% ответов свидетельствуют о низких коммуникативных качествах и познавательной активности обучающихся, их поведение устойчиво, они не считают нужным менять поведение в зависимости от ситуации – таких учеников в коллективе считают «неудобными» в общении, стараются выполнить задание вместо него; ребенок не достиг базового уровня формирования УУД;
- 64% ответов – такая интерпретация – средние коммуникативные и познавательные качества, искренни, но сдержаны в своих эмоциональных переживаниях – следует планировать свою деятельность, излагать информацию в письменном виде; ребенок достиг базового уровня формирования УУД;
- 20% ответов – высокие коммуникативные качества, легко входят в любую роль, гибко реагируют на любые ситуации, даже в состоянии предвидеть впечатление, которое произведут на окружающих; ребенок достиг как базового, так и повышенных уровней формирования УУД.
По итогам исходного тестирования обнаружены типичные недоработки в формировании универсальных учебных действий, а именно:
- умение искать информацию для пояснения своего решения (аргумент);
- умение вычитывать информацию из текста и схемы;
- строить речевые высказывания в письменной форме;
- планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.
При проведении исходного тестирования «Мои достижения. Итоговая комплексная работа» выявили:
- 0% детей достигли как базового, так и повышенных уровней подготовки (высокий уровень);
- 60% опрошенных детей достигли только базового уровня подготовки (средний уровень);
- 40% детей не достигли базового уровня подготовки (низкий уровень).


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Рис. 1. Результат исходного тестирования «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования»,
кол-во чел. в %
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Рис. 2. Результат исходного тестирования «Мои достижения. Итоговая комплексная работа»,
кол-во чел. в %



Изучая уровень сформированности УУД в конце учебного года, выявили по результатам теста «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования»:
- 4% ответов все же свидетельствуют о низком уровне сформированности метапредметных и личностных результатов, хотя был улучшен результат на 12%;
- 44% ответов свидетельствуют о среднем уровне сформированности метапредметных и личностных результатов, данный результат улучшен на 20%;
- 52% ответов (результат улучшен на 32%) имеют высокий уровень сформированности метапредметных и личностных результатов, легко входят в любую роль, гибко реагируют на любые ситуации, даже в состоянии предвидеть впечатление, которое произведут на окружающих.
При проведении повторного тестирования «Мои достижения. Итоговая комплексная работа» выявили:
- 16 % детей достигли как базового, так и повышенных уровней подготовки (высокий уровень);
- 72% опрошенных детей достигли только базового уровня подготовки, то есть среднего уровня - результат улучшен на 12%;
- 12% детей не достигли базового уровня подготовки - имеют низкий уровень, хотя результат улучшен на 28 %.
Проведенная повторная оценка формирования основных предметных навыков, имеющих большое значение для дальнейшего обучения, показала, что требуется дополнительная работа с обучающимися по направлениям, которые являлись западающими и при исходном тестировании, хотя в общем зачете результаты по данным направлениям все же были улучшены:
- умение проанализировать предложенные ответы;
- умение восстановить содержание;
- умение объяснять значение слова.



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 3. Результат повторного тестирования «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования», кол-во чел. в %
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 4. Результат повторного тестирования «Мои достижения. Итоговая комплексная работа»,
кол-во чел. в %


Данные результаты свидетельствуют о творческом росте обучающихся, повышении их самооценки, уверенности в своих силах при решении проблем и задач в предметной деятельности. Воспитывая личность, педагог помогает ребенку учиться самостоятельно добывать знания, а не получать в готовом виде знания и умения. Следовательно, применение метода проектов во внеурочной деятельности в начальной школе способствует формированию компетентностей занимающихся, что помогает им быть успешными и в предметной деятельности в рамках урока.

Диагностика метапредметных и личностных результатов по компетентностям в 1Б классе в конце учебного года, во 2 Б классе после работы над проектами


Планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами
Фиксировать информацию, выполнять коммуникативную задачу
Искать информацию для пояснения своего решения (аргумент)
Строить речевые высказывания в письменной форме

2011/2012
49%
51%
36%
37%
28%

2012/2013
67%
70%
52%
69%
57%



15