Дидактический материал по уроку мусульманская культура


Дидактический материал для обучающихся к Уроку МХК в 10-м классе.
Опережающие задания на дом.Тема 5
«Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты».
Найти картину Н.К. Рерих «Магомет на горе Хира».
Эпиграф: стихи из уч. МХК Рапацкой стр. 79
А.С. Пушкина 5ч. «Подражание Корану».
Творцу молитесь; он могучий: Он правит ветром; в знойный деньНа небо насылает тучи; Дает земле древесну сень.Он милосерд: он МагометуОткрыл сияющий Коран, Да притечем и мы ко свету, И да падет с очей туман.
Звучит муз.
Экспозиция: Показать видеоряд восточной архитектуры под муз. :
Мечети (араб. «масджид» - место поклонения):
В чём общность архитектурного замысла?
Куббат ас-Сахра («Купол скалы» постр. в Иерусалиме (Старый город) кон. 7 в. правление халифов рода Омейя), т.е. мечеть Омара
Большая мечеть Омейядов (нач. 8в. в столице халифата Сирии г. Дамаск)
Мечеть аль-Кадимия (Багдад в Ираке)
Мечеть Каир в Египте
Соборная мечеть (с 785г. строилась до 10 в. в центре халифата г. Кордова в южной Испании)
Мечеть Калян (г. Бухара Узбекистан)
Мечеть Биби-Ханум (Самарканда в Узбекистане)
Современная мечеть «Сердце Чечни» в Грозном
Мечеть в Казани Кул-Шариф - так звали главного священника Казанского ханства, дипломата, богослова и поэта, погибшего при взятии города И. Грозным.
Джума-Джами ФеодоссияВопрос: что эти сооружения объединяет? (Восточный стиль. Архитектура ислама. Мечети)
Задание: Записать сходные черты (характерные архитектурные элементы).
Повторный показ видеоряда храмов.
Заслушать ответы.
Проверяем свои ответы в тетрадях с правильным эталоном на слайде:
Общность замысла: единение с вечностью, равновесие с природой, чувство покоя;
Пустое пространство в интерьере – символ присутствия духовного начала, т.е. божественные пустоты»;
Сочетание декоративности и ритма.
Строгие геометрические формы;
Огромные размеры здания
Очень широкие купола.
Абстрактные декоративные украшения: инкрустация, цветные изразцы, росписи, резьба;
Открытый двор квадратный;
Пояс из арочных галерей
Наличие минаретов
Ориентированность одной из сторон на Мекку.
Смотрим видеоряд: Минареты (башни, с них муэдзин призывает к молитве верующих):
Какие формы? (в сечении круглые, квадратные, многогранные, реже сптралевидные).
Аль-Мальвия в Самарре (спиралевидность)
М-ть Сулеймание в Стамбуле (15 в. , игловидный, проект выдающ. турецк. Зодч. Хаджи Синана)
Завязка:
Вопрос: Что это за религия Ислам? Кого называем мусульманином?
Ответ: справка о возникновении ислама.
Демонстрируется видео: картина Н.К. Рериха «Магомет на горе Хира», зачитываются стихи Пушкина, взятые в эпиграф о Коране.
- при всей схожести храмы имеют свои особенности.
Идёт выступление с дом. заданием: рассказ учеников о каждом из продемонстрированных храмов. Можно дать задание в классе, отыскать и зачитать историю мечетей по учебнику.
Народы, повлиявшие на развитие исламской средневековой художественной культуры.
«Золотой век культуры» правления Аббасидов – расцвет Багдада (основан в 762 г.).
Какие учреждения строили халифы заботясь о развитии образования? (медресе, библиотеки). В середине 9 в. открыт «Дом мудрости» - в нём учёные переводили на араб. Яз. Сочинения классической мировой лит-ры.
1) Музыка как одна из форм научного познания (исламская философ. Традиция)
Учёный теоретик Аль-Фараби - «Большой трактат о музыке» (разработаны проблемы акустики, инструментоведения. Эстетики и философии музык. Ис-ва).
2) исполнительское маст-во: импровизация вокальная и инструментальная.
Задание: озвучить высказывание о требовании к вокальной технике певца (стр. 85; учебник МХК Л.А. Рапацкая)
3) Инструменты – барабаны, бубны, литавры, уд – древнее европейской лютни, смычковый ребаб.
4) Культура макамата характерна для исламского мира с глубокой древности (макама – канонические правила ладовых и ритмических композиций, характерных для арабской музыки) и породила национальные ответвления. Такую музыку называют «симфонией исламских народов»
10 в. – образование халифата с центром в Кордове.
Описать Соборную мечеть.
Описать дворцы Альгамбры – резиденции эмира (зал двух сестёр, Миртовый и Львиные дворы, башня Комарес). Мозаики, массивные яйцевидные вазы (Фортуни хранится в Эрмитаже).
Народы иранской группы (в 7- 8 вв. сложился единый литературный язык – фарси). Общность традиций в искусстве Ирана, Азербайджана, Афганистана, Средней Азии – возвышенная, цветистая подобно орнаментам иранская (персидская) классическая поэзия.
Рудаки (Абу Абдаллах Джафар жил в конце 9-10 вв.) – родоначальник поэзии, певец-импровизатор из Бухары.
(Прочесть строки из стихов. Может быть есть песни совр. Певцов на его стихи, рассказать о его судьбе, показать портрет поэта, воссозданный скульптором –историком М.М. Герасимовым).
Фирдоуси Абуль-касим (жил в кон. 10-11 вв.), его поэма «Шахнаме» (3 части: мифологическая, богатырская о подвигах Рустама, историческая о 28 царях правителях династии Сасанидов. (Мечтал построить плотину за вырученное у эмира вознаграждение. Горькая судьба).
Омар Хайям (11-12 вв.) – учёный, астроном, математик, создатель точного календаря. Самобытный поэт-вольнодумец. Форма стихов – рубаи (мораль в афористичном, лаконичном, ясном изложении).
Саади (13 в. покинул родной Шираз из-за орд Чингизхана), его сборник притчей в стихах и прозе «Гулистан» (Цветущий сад»)
Хафиз Шамседдин (14 в. , земляк Саади из Шираза), прославился газелями – небольшими стихотворениями о любви.
Низами Гянджеви (Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф жил на рубеже 12-13 вв.) – поэма «Лейли и Меджнун» (восточные Ромео и Джульетта) вершина классической персидской поэзии о любви. (уч. стр.90).
Самарканд – в конце 14 в. столица державы Тимура в средней Азии куда вошёл Иран. Период расцвета ХК исламской традиции в 14-15 вв.
Самаркандские грандиозные памятники зодчества – шедевры средневекового ис-ва: 1) соборная мечеть (развалины)- восьмигранные минареты поддерживают огромную арку, увенчанную сияющим бирюзой куполом.
2) комплекс усыпальниц знати Шах-и-Зинда.
3) мавзолей Гур-Эмир, нач. 15 в. (усыпальница Тимура)- описание на стр.91.
4) Медресе Улугбека (Самарканд, Узбекистан , 15 в.)
Декоративно-прикладное ис-во:
Техника орнамента (узорчатая вязь – арабески: сочетание растительных узоров с геометрическими фигурами и буквенными мотивами).
Каллиграфическая вязь изречений из Корана как украшение.
Иранские ковры (по тематике – садовые, охотничьи, звериные, вазовые).
Книжная миниатюра созвучна восточной поэзии: возвышенна, философски насыщена, цветиста. В ней не действуют религиозные запреты, т.к. это светское искусство. Сочетается мастерство каллиграфии и профессиональной живописи.
Прослушать произведения М.И. Глинки (Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила», А.П. Бородина (симфоническая картина «В Средней Азии»), Н.А. Римского-Корсакова (симфоническая картина «Шехерезада»).
Примечания:
к сл. 3 Мечеть аль-Кадимия, Багдад
В 762 г. халиф аль-Мансур из династии Аббасидов начал строительство новой столицы на западном берегу реки. Три концентрические стены окружили новый город; в центральной части располагались мечеть и дворец халифа, за ними шли военные гарнизоны, а во внешней находились жилые кварталы. В стене с каждой стороны света были проделаны ворота, через которые осуществлялась связь с городом. Расцвет Багдада пришелся на период правления халифа Харуна ар-Рашида (786-809) и весь IX в., когда город стал религиозным, экономическим, интеллектуальным и культурным центром государства.
Современный Багдад, расположенный на обоих берегах Тигра, - город бесчисленных мечетей. Мечеть аль-Кадимия в северо-западной части города является одним из главных шиитских храмов; ежедневно в нем для молитвы собираются тысячи паломников.
Строительство мечети завершилось в 1515 г. В ней находятся могилы Мусы ибн Джафара аль-Казима и его внука Мухаммеда аль-Джавада ат-Таки, седьмого и девятого имамов. Аль-Кадимия считается третьей по святости шиитской мечетью после мечетей в Кербеле и Эн-Наджафе.
Сейчас политическая ситуация в Багдаде достаточно острая; дальнейшее развитие событий в Ираке непредсказуемо. Тем не менее мечеть аль-Кадимия остается важным центром мусульманской веры.
Сл.№ 4 Мечеть Ибн-Тулуна в Каире
В 876–879 годах султан Ахмед ибн Тулун – первый правитель Египта, независимый от багдадских халифов – построил в Каире, на холме Яшкур, мечеть, получившую по имени правителя название мечети Ибн-Тулуна. Сегодня она является одной из самых древних мечетей Каира. Расположенная между цитаделью и Старым городом, эта мечеть относится к типу «гамаиа», то есть предназначена для общественных молений. В Средние века три главных каирских мечети – Ибн-Тулуна, Ал-Азхар и Ал-Хакима – вмещали в себя во время традиционных пятничных молитв все мужское население города.
Предание рассказывает, что проект мечети Ибн-Тулуна был составлен архитектором-христианином, который специально для этой цели был освобожден из темницы. Имя этого создателя мечети история не сохранила.
 
Мечеть Ибн-Тулуна

Мечеть Ибн-Тулуна дошла до наших дней почти в неприкосновенном виде, хотя пронесшиеся над ней века все же оставили на ней свои отпечатки. Уже с дальних узких улочек, ведущих к мечети, можно видеть ее высокий минарет, построенный в конце XIII века. Он примыкает к зданию мечети с западной стороны и непохож ни на один из других каирских минаретов. Мечеть окружает могучая стена с зубцами. Единственное, что напоминает зрителю о том, что перед ним не крепость, а мечеть, является опоясывающий стену фриз из стрельчатых окон и арок.
Просторный внутренний двор мечети Ибн-Тулуна, размерами 92–92 м, с трех сторон окружают аркады с высокими стрельчатыми арками, опирающимися на квадратные колонны. Арки покрыты строгим геометрическим орнаментом. Таких арок насчитывается здесь несколько десятков, и ни один орнамент не повторяет другой. В центре двора устроен фонтан для омовения, над которым в 1296 году был сооружен купол. Он опирается на восьмигранный барабан, стоящий на квадратном цоколе.
Мечеть Ибн-Тулуна построена из обожженного кирпича и обмазана известью. Такой способ строительства не характерен для египетских построек, он был принесен из Багдада. Внешний облик мечети строг и лаконичен. Лишенная какой-либо вычурности, она словно создана для созерцания и размышления. Ничто не отвлекает здесь человека от раздумий и молитвы. Вероятно, безымянный архитектор, строивший мечеть, добивался именно этой атмосферы покоя, чтобы человек, приходящий в мечеть, на какое-то время оставлял за порогом страсти, бушевавшие вокруг.
Стены мечети и все архитектурные детали – арки, капители колонн, промежутки между окнами, карнизы – покрывает стилизованный растительный узор – крупный, рельефный. Традиции мусульманского искусства, как известно, ограничивают возможность изображения живых существ. В результате резко возросла роль орнамента. Он украшает ковры, ткани, изделия из керамики, дерева и металла, средневековые рукописи, но особенно велико его значение в мусульманской архитектуре – орнамент придает исламским постройкам удивительное изящество и красоту.
Михраб мечети, один из самых древних элементов здания, сооруженный еще при Ибн-Тулуне, в последующие годы неоднократно переделывался. Его украшают четыре колонны с прекрасными резными капителями. Они, по-видимому, были взяты из какой-то базилики византийской времен императора Юстиниана.
Долгое время мечеть Ибн-Тулуна служила перевалочным пунктом для паломников, направлявшихся из стран Западной Африки к святым местам ислама – в Мекку, Иерусалим и Багдад. Здесь они отдыхали и совершали молитвы перед дальнейшей дорогой. Рядом с построенной им мечетью султан Ибн-Тулун устроил площадь, где он играл в поло, или в шары. На эту площадь выводят несколько ворот: Врата Благородных, Врата Гарема. Через центральную арку имел право проходить только сам Ибн-Тулун. Через соседнюю арку во время парадов и торжественных церемоний проходило войско Ибн-Тулуна, численностью около 30 тысяч человек.
Среди более чем пятисот каирских мечетей мечеть Ибн-Тулуна выделяется как своей древностью, так и высокими художественными достоинствами. Строгая, сдержанная красота мечети делает ее одним из самых выдающихся произведений средневековой арабской архитектуры.