Конспект педагогического совета «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»


Педагогический совет №2 ( форма- деловая игра)
«Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Задачи:
1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития речи у детей;
2) развивать умения проектировать, конструировать процессы развития речи дошкольников;
3) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;
4) контролировать соблюдение педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.
Повестка дня
1.Аналитическая справка по результатам анализа развивающей предметно-пространственной среды, методической недели (коллективные просмотры деятельности педагогов по речевому развитию ), анализа планирования.
2. Анализ анкетирования родителей.
3. Деловая игра.
4. Решения педагогического совета.
Ход педсовета.
Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.
В первой части подведем итог работы по развитию речи - аналитическая часть
Во второй части проведем деловую игру, которая поможет нам систематизировать некоторые знания и умения в данной области – практическая часть .1 часть Аналитическая справка о результатах анализа работы по развитию речи
Анализ развивающей предметно-пространственной среды показал, что в группах создана достаточно богатая предметно - пространственная среда для речевого развития детей. Имеются наборы сюжетных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал, библиотека для детей.
Созданная развивающая предметно – пространственная среда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию речи.
В каждой возрастной группе оформлен книжный уголок, где расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается воспитателями грамотно, имеется несколько книг одного писателя и одного художника-иллюстратора. Дети любят в уголках рассматривать иллюстрации и «читать» книги. Воспитатели периодически организуют выставки книг одного писателя.
Во всех группах в достаточном количестве дидактические, развивающие, настольно-печатные и творческие игры фабричные и изготовленные своими руками, направленные на развитие всех сторон речи.
Воспитателями проведена большая работа по созданию в группах театрализованной зоны, в которой находятся атрибуты по разным видам театра. В каждой группе имеются ширмы для обыгрывания и показа сказок.
Во всех группах в достаточном количестве методической литературы и пособий по речевому развитию воспитанников.
Рекомендации: Приобрести портреты современных писателей и художников иллюстраторов. Составить план ознакомления детей с произведениями по программе.
Оценка эффективности занятий по развитию речи проводилась во всех возрастных группах с целью изучении уровня развития связной речи, формировании звуковой культуры речи, выявлении методов и приёмов работы с детьми.
Результат занятий показал что, занятия проводятся в соответствии с программными требованиями, возрастными особенностями и интересами детей, но не на всех занятиях структура выстроена методически правильно. Речь педагогов чёткая, эмоциональная. В основном, дети на занятии следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. У детей младших групп еще не до конца развит словарь, поэтому они испытывают трудности при повторении слов и предложений за воспитателем. В старших группах дети демонстрировали хорошие результаты по речевому общению с педагогом на занятиях. На занятии были использованы следующие методы и приёмы: беседа, художественное слово (пословица и стихотворение), вопрос-ответ, сюрпризный момент, показ способов действия. Дети пользуются грамматикой и лексикой при выражении своих мыслей, выслушивают ответы других детей на поставленные вопросы. У некоторых детей недостаточно развит активный словарь, поэтому они испытывают трудности в построении сложных предложений. В ходе занятия по обучению грамоте дети продемонстрировали умения: делать фонетический разбор слова, делить слова на слоги, делить предложения на слова, самостоятельно подбирать антонимы к словам.
Анализ планирования воспитательно-образовательного процесса показал, что в планах отражены разные формы и методы по речевому развитию детей в разных режимных моментах. В перспективном плане на месяц в разделе образовательная область «Речевое развитие» прописаны задачи. В разделе «Работа с родителями» отражены мероприятия по развитию речи, такие как консультации «Что читать детям», «Развитие речи дошкольников», «Читаем дома», «Пальчиковая гимнастика» и др., родительские собрания «Роль семьи в речевом развитии ребенка», семинар-практикум «Дидактические игры по развитию речи», беседы о пользе чтения детям сказок, привлечение родителей к изготовлению книжек-малышек, дид.игр и пособий.
Вывод: Считать работу по развитию речи удовлетворительной.
Рекомендации: Продолжить работу по реализации годовой задачи в тесном сотрудничестве с родителями. Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению. Продумывать при планировании разные формы работы с дошкольниками (например, викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей, книжкины именины и др.). Подбирать литературные произведения в соответствии с возрастной группой и использовать для чтения разнообразные жанры.
2 часть Деловая игра «Общение-речь-творчество»
Педагоги делятся на 4 команды путем составления пословицы ( 1-век живи, век учись. 2-делу время, потехе – час. 3- держи язык за зубами. 4- сделал дело – гуляй смело. ). В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку.
Деловая игра состоит из заданий и представления педагогами авторских дидактических игр и пособий. Каждый конкурс регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители.
Правила игры:
-уметь слушать других;
-вырабатывать общее решение вопроса;
-принимать активное участие в игре;
-соблюдать культуру речи и тактичность;
- придерживаться регламента.
1 задание - эмоциональный настрой. Упражнение «Подарок»
Сейчас мы будем делать друг другу подарки. Каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).
Разминка. Вопросы – задания даются каждой группе. За каждый правильный ответ начисляется один балл. «Что, когда и почему?»
- Назовите задачи речевого развития по ФГОС ДО- Назовите основные средства развития речи детей в детском саду (по ФГОС ДО)
-Назовите основные направления работы по развитию речи детей в детском саду (по ФГОС ДО)
1 КОНКУРС *В гостях у сказки Каждая команда получает по одной карточке, в которой написаны 3-4 названия сказки и их авторы. За 1 минуту члены команд должны решить, в какой возрастной группе они изучаются. За каждый правильный ответ - фишка.
«Волк и козлята», обр. А.Н. Толстого; «Кот, петух и лиса» обр. М.Боголюбского , «Бычок - чёрный бочок, белые копытца», обр М. Булатова, «Лиса и заяц», обр. В. Даля.- 3-4 года
«Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Жихарка», обр И. Карнауховой; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Петушок и бобовое зёрнышко», обр. О. Капицы 4-5 лет
«Лиса и кувшин», обр. О.Капицы; «Хаврошечка», обр. А.Толсого; «Сивка-бурка», обр. М.Булатова, «Финис-ясный сокол», обр.А.Платонова. 5-6 лет. «Василиса прекрасная», из сборника сказок А. Афанасьева; «Волк и лисма», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей», пересказ Колпаковой; «Семь Симеонов – семь работников», обр. И. Карнауховой
6-7 лет
2 КОНКУРС «ВОПРОС-ОТВЕТ» Командам задается вопрос, чья команда быстрее и правильно ответит.
1 Изложение прослушанного произведения (пересказ)
2 Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание)
3 Сообщение, в котором факты следуют один за одним (повествование)
4 Связное развернутое изложение какого-либо факта (рассказ)
5 Литературное произведение для пересказа (сказка)
6 Тип связной речи (диалог)
7 Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец)
8 То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)
9 Прием, используемый ребенком после рассказа для уточнения (вопрос)
10 Прием , который позволяет оценить детский рассказ (анализ)
11 Сообщение о фактах, существующих одновременно (описание)
12 Прием, используемый в старших группах при пересказе литературного произведения (драматизация)
13 Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственной связи (рассуждение).
3 КОНКУРС «РАСШИРУЙ НАЗВАНИЕ СКАЗКИ» Команды получают карточки с заданием и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.
1команде
Кашечрохав («Хаврошечка»).
Боклоко («Колобок»)
2 команде
Зоркомо («Морозко»)
Очвокамйюд Дюймовочка3 команде
Дыродйом Мойдодыр
Гукароснеч («Снегурочка»)
4 команде
Комерет («Теремок»)
Щеинакатар («Тараканище»)
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА
Аукцион методических находок. Все педагоги должны представить любую игру по речевому развитию.
4 КОНКУРС «ФОЛЬКЛОР» Командам зачитываются виды фольклора , угадать к какому виду относится?
« Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
«На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по-бежал» ( Потешка)
«В некотором царстве, в некотором государстве…» ( Сказка)
«Ехала машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву С» (Считалка)
«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)
5 КОНКУРС «ВОЗРАСТНЫЕ ЗАДАЧИ» К какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по образовательной области «Речевое развитие»:
2 младшая группа (от 3 до 4 лет)Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.).
Формирование словаря. На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
Звуковая культура речи. Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.
Грамматический строй речи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около).
Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)Развивающая речевая среда. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средство общения.
Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.
6 КОНКУРС ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
Командам дается задание: произнесите слово "МОЛОДЕЦ!" :
1 команде: тихо, удивленно
2 команде:громко, таинственно
3 команде: восторженно, нежно
4 команде: требовательно, ласково
Решение педагогического совета.
Вести систематическую работу по развитию речи детей на занятиях и вне занятий.
Продолжать создавать условия для развития речи детей:
- пополнить группы дидактическими играми по развитию речи.
-создать картотеки игр по разным направлениям развития речи ( звук.культура, связная речь и др.)
3. Продолжать работу с родителями по проблеме «Развитие речи дошкольника», через консультации, родительские собрания, беседы и т.д.
4. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию речи детей.
Анализ анкетирования родителей "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”
1. Всего опрошено родителей 134ч.__54%
2. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? Родители- 5ч., детский сад – 3ч. , родители и детский сад- 121ч. 90%
3. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? нет- 5ч., не всегда- 2ч., да -127 95%
4. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? нет- 2 ч., да-132ч. 99%
5. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? нет-0, не всегда -1ч., да-133ч. 99%
6. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? нет- 0, не всегда-2ч., да- 132ч. 99%
7. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? нет-41ч., да- 93ч. 69%
8. Посещаете ли Вы групповые мероприятия? нет-27ч., не всегда-1ч., да -106ч. 79%
9. Присутствуете ли на дет. праздниках? нет-9ч., не всегда-1ч., да-124ч. 93%
10. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? нет-18ч., не знаю- 14ч., да-102ч. 76%
По результатам анкетирования родителей видно- родители на 90% осознают , что развитием речи дошкольников должны заниматься детский сад и родители совместно, 95% родителей занимаются речью ребенка дома, 99% исправляют ошибки в речи детей, 76% родителей считают ,что речевое развитие ребенка соответствует возрасту. Деятельность родителей показываем, что наибольший процент (93%) это посещение родителями детских праздников,79% - посещение групповых мероприятий, 69% родителей знают, какие знания по развитию речи получает ребенок в детском саду. Из вышеизложенного следуют рекомендации педагогам совершенствовать работу с родителями по речевому развитию, находить новые формы и методы работы позволяющие оценить работу ДОУ и знания детей по развитию речи.