Программа дополнительного образования по краеведению. Моя малая родина


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Сельцовская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано
Директор МОУ «Сельцовская СОШ»
_________________________/Ф.И. О.
«29» августа 2014 г. Утверждаю
Директор МОУ ДОД «Детско-юношеский центр»
_______________________/Ф.И. О.
Приказ №__ от«_____»______2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительного образования
«Моя малая родина»
МОУ «Сельцовская средняя общеобразовательная школа»
наименование ОУ
Ахромейко С.В, учитель первой квалификационной категории
Ф. И. О., категория

(144 часа, 4 часа в неделю, 16 часов в месяц)
Срок реализации программы: 1 год
п.Сельцо2014г.
Пояснительная записка
Объект изучения: история и культурное наследие Ленинградской области.
Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам – Ленинградской области. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Актуальность программы заключается в том, что она составлена по материалам  школьного краеведческого уголка и исследовательских работ учащихся,  она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности  малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось народом, проживающим на этой территории. Учащиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности. Предполагается более осознанное освоение прошлого всей Ленинградской области; формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий материал , но и умений грамотно их обработать, а затем  применять на практике, представлять его на мероприятиях по краеведению, на краеведческих олимпиадах. Программа призвана также, способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.
Программа рассчитана на учащихся 5-9 классов, реализуется в течение года. Программа предназначена для проведения кружковой работы в общеобразовательных школах. Занятия проводятся как в стационарных помещениях общеобразовательной школы, так и вне стен этого заведения (прогулки; экскурсии; выезды; посещение музеев, архива, объектов исторического наследия и т.д.)
Цели программы:
Приобщать учащихся к истории Малой Родины. 
Создавать условия для успешной творческой самореализации личности  в краеведческой деятельности.
Воспитание активной гражданской позиции талантливых детей.
Познакомить учащихся с историческим и культурным наследием Ленинградской области
Сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Основные задачи: передать колорит исторической эпохи, раскрыть её сущность, показать роль людей, оценить уроки и значение исторических событий, познакомить с природными особенностями родного края,
Задачи программы
Изучение прошлого и настоящего своей Малой родины, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем районе и области.
Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о районе.
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
Активизация поисковой деятельности учащихся.
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернета и информационных технологий в изучение краеведения.
Методические приемы:
Исследовательская деятельность.
 Поисковая деятельность.
Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).
Индивидуальная работа с учащимися.
Методическая работа (составление сценариев и разработок развлекательно-познавательных программ, творческих отчетов).
Формы проведения занятий:
Экскурсия.
Конференции.
Занятия
Работа с документами.
Исследовательская деятельность
Создание презентаций, выставок.
Программа предусматривает разнообразные формы исследования краеведческого материала:  изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми, походы, экспедиции. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного школьного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в районный краеведческий музей, предприятия, которые расположены на территории района, области;
экскурсии по области;
сбор материалов;
оформление материалов экспедиции;
оказание помощи в создании и оформлении новых экспозиций школьного музея;
участие в краеведческих конкурсах;
приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии;
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Формы реализации программы “Моя Малая Родина”.
Проведение экскурсий
Участие в районных и областных краеведческих конкурсах, олимпиадах и мероприятиях.
Учебный план
№ Темы Распределение часов
Введение 2
Понятие о краеведении 6
География ЛО 28
История ЛО 52
Современная Ленинградская область 6
Проектная деятельность 10
Олимпиады, конкурсы 10
Экскурсии 30

Календарно - тематическое планирование занятий
№ Тема занятий Содержание Кол-во часов Дата
Введение (2) Введение. Правила техники безопасности на занятиях. Задачи кружка. Правила ТБ. 2 Понятие о краеведении (6) Краеведение – наука о родном крае. Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. 2 Краеведческие источники информации. Науки их изучающие. Понятие о музейном предмете. Вещь исторический источник. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые (фотографии, кинофильмы, звука - видеозаписи и пр.).2 Мира не узнаешь, не зная края своего. Ознакомление с ресурсами школьного краеведческого уголка. 2 География Ленинградской области (28) Ленинградская область на карте России. Дать основные сведения, касающиеся Ленинградской области. Бабочка над заливом – часть России! Географическое положение ЛО, соседи ЛО 4 Геологическое прошлое нашего края Геологическая история формирования территории Ленинградской области 2 Рельеф Ленинградской области Основные формы рельефа ЛО 2 Рельеф нашей местности. Экскурсия на природу 2 Чем богаты, тем и рады Полезные ископаемые Ленинградской области 2 Прогулка по водам Ознакомить с водными ресурсами Ленинградской области.
Подготовить сообщения или презентации о водных объектах области и нашего района.
4 Похвала болотам Ресурсы болот Ленинградской области 2 Спроси у моря погоду Климат Ленинградской области. Фенологический календарь 2 Растения нашего края Природная зона ЛО-тайга. Растения нашего края 2 Животные нашего края Природная зона ЛО-тайга. Животные нашего края 2 Любим, значит бережем Красная книга ЛО. Редкие растения и животные нашего края 2 Заповедная область Заповедники, заказники ЛО 2 История Ленинградской области (52) Откуда кто пришел История заселения территории Ленинградской области 2 Наши древнейшие земляки
Народы, проживавшие на территории ЛО 2 Мой дом – моя крепость Крепости, расположенные на территории ЛО 4 Древняя Ладога Путь из варяг в греки. Первая столица Руси –Древняя Ладога 4 Территория Ленинградской земли в составе Новгородской республики Александр Невский – личность нации 2 Иностранная агрессия XIII-XV ввКрепости, которых нет - Ям, Тиверск. 2 Северо-запад Руси XV-XVI вв. Ливонская война. Ингерманландия2 Северная война Петр I. Основание новых городов, канала, судоверфи. Первый губернатор - Меншиков 2 Петербургская губерния в Отечественной войне 1812 года Герои отечественной войны. Петербургское ополчение 2 Первая мировая война 2 От февраля до Октября Революция 2 Наш край в годы Гражданской войны 2 Советско-финская (зимняя) война 2 Великая Отечественная война 1941-1945 2 Блокада Ленинграда 2 Герои Великой Отечественной войны 2 Памятники войны Зеленый пояс славы 2 Наш край – «сад отечественной культуры» Рерих, Репин, Римский – Корсаков, Майков, Пушкин, Крамской
Усадьбы Приютино, Рождествено, Выра, 2 Знаменитые дачи Дворцово - парковые ансамбли на территории Ленинградской области, дачи знаменитых людей, проживавших на территории ЛО 2 Почему так названы? Топонимика области и района 2 Города Ленинградской области 2 История – это мы 4 Свет древних икон Монастыри ЛО 2 Современная Ленинградская область (6) Про гербы и символы ЛО 2 Про заботы и работы Промышленные объекты ЛО 2 Знаменитые люди ЛО 2 Проектные работы 10 Олимпиады конкурсы Районная олимпиада «Ленинградская земля», краеведческая олимпиада школьников, Областная олимпиада «Ленинградская Земля», туристско-краеведческая игра «Моя малая родина» 10 Экскурсии Г. Гатчина, Кронштадт, Ломоносов, Тихвин, Кингисепп, Копорье, Пушкин, Павловск, Выра, Рождествено, музей Рериха, Сосновый Бор30 Итого 144 Содержание учебного курса.
«Но самое важное — это уделить внимание всем пяти темам, чтобы учащиеся и учитель понимали необходимость их единства, интеграции, „прозрачность“ их границ, возможность и необходимость постоянного систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому»
Например, изучая Великую Отечественную войну, ребята рассматривают её влияние на область, район, город, село и, наконец, свою семью. Или изучая родословную своей семьи, учащиеся связывают её с историей своего села, города, района, области, страны. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся называют принципом маятника.
Вместе с тем необходимо реализовать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным событиям снова и снова, шли бы во внеурочной работе по восходящей. Углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования.
Можно взглянуть на проблему и с несколько другой стороны. Предметом краеведения являются общественные процессы в нашем крае — жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район и т. д.), если изучить социально- экономические, общественно-политические, культурные связи, отношения людей. Если ознакомиться с их духовной жизнью в тот или иной период времени, то можно утверждать: я знаю историю, ведь знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы — значит понять саму эпоху, саму историю.
Предметом краеведческих изысканий может быть любой человек, самый обычный, главное чтобы материал был конкретен и помогал преодолеть безликость исторических фактов. Хотя, как правило, на уроках уделяется внимание только знаменитым землякам или другим известным лицам, а о людях находящихся в других регионах России в ближнем и дальнем зарубежье, но сделавших много для нашего края, забывают. Это ошибка. Как и изучение этноса, наиболее распространенного на определенной территории. Ребята должны четко знать, что мы живем в полиэтническом (Многонациональном государстве) и поликультурном ("Поликультурное общество" - термин, относящийся к регионам, где исторически проживают представители двух и более этнических групп.) государстве, поэтому необходимо внимание всем народам.
Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви ( в рамках духовно-нравственного воспитания изучение в обязательном порядке, если таковая есть в месте прохождения программы), с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в городе, районе и  крае.
Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности, общественные организации и объединения в крае.
История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и с современным состояние села, предположить перспективы развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно- следственные связи, содействует формированию исторического мышления.
Необходимо также освещать вопросы, связанные с международными отношениями: влияние зарубежных стран на нашу культуру, экономику, политику на разных этапах развития нашего государства и нашего региона. Таким образом, можно сделать вывод о том, что при отборе учебного краеведческого материала нужно руководствоваться определёнными принципами, их в своей работе «Курс национально - региональной истории в основной школе» выделяет Е. Ю. Петряева:
1. Принцип диалектической (Принцип всеобщей взаимосвязи явлений, сущность которого в том, что все вещи, явления в мире находятся во всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности) взаимосвязи с курсами отечественной и всеобщей истории. Материал отражает исторические и культурные тенденции характерные для всех регионов России и возможно, для всего мира.
2. Принцип интегративности. Краеведение дает учащимся целостное представление о человеке, живущем на определенной территории. Интегративность заключается в том, что для уроков берутся сведения и археологии, и географии, и этнографии, и экономики, и литературы, и истории.
3. Принцип поликультурной толерантности. Сведения из местной истории ещё раз подчеркивают, что мы живём в обществе, где очень много различных наций, что каждый народ имеет свой язык, веру, обычаи, менталитет, но при этом необходимо помнить: все люди равны и интересны и мы должны уметь жить в мире с окружающими.
4. Антропологический принцип. Человек является центром изучения краеведения, история его духовно-практического опыта, а политическая и экономическая история рассматриваются лишь как условия развития человека.
5. Принцип практической направленности курса. "Этот принцип требует разрабатывать содержание, ориентируясь на существующую педагогическую реальность, учитывать имеющиеся методы, закономерности, принципы и возможности обучения в целом."Наиболее емкой категорией, позволяющей раскрыть все стороны жизнедеятельности края, является «наследие», включающее совокупность памятников природы, истории, культуры, расположенных в пределах данной территории. Места хранения и трансляции духовных ценностей (библиотеки, музеи, театры).
Условно можно выделить следующие группы памятников:
Памятники природы, которые определяют некоторые особенности развития края, придают неповторимый облик деревне, городу, краю, влияют на некоторые условия жизни людей. Среди них — памятники природы, сохранившиеся в первозданном виде, и природно-культурные памятники, созданные руками людей.
Памятники истории и культуры, которые раскрывают разнообразные стороны жизнедеятельности людей в разные исторические периоды.
Памятники истории и культуры можно условно разделить на движимые и недвижимые. Недвижимые — это здания и сооружения. Движимые — это музейные экспонаты, архивные материалы, письменные источники и т. д.
Одна из проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, — разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп, организаций, государственных учреждений, структур. Её следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов, ценностей, разделяемых людьми того времени.
Организуя работу по историческому краеведению важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет. Прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и большие разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом свете. Необходимы: правда о фактах, событиях, лицах, документально аргументированное изложение событий. Объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.
Программа отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта, обязательного минимума образовательной области «Общественные дисциплины (история, география), и отражает все тенденции новой структуры исторического образования. Между тем программа дает большую самостоятельность учителю, ведущему краеведение, так как не ограничивает изучение какой-либо темы определенным количеством часов, а также разрешает самостоятельно выбирать формы проведения занятий.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Документальные источники.
Справочные издания.
Евгеньева А. П. Краеведение / А. П. Евгеньева
// Большая Российская энциклопедия. —  М., 1993. —  Т.1.- С. 475—476.
3. Ожегов С. И. Краеведение. / С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И. Скворцова // Словарь русского языка. — 24-е изд., испр. —  М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»,.4. Строев К. Ф., Ефремов Ю. К. Краеведение / К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов; под ред. А. М. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. —3-е изд. —  М., 1973. —  Т. 13. —  С. 920.
Монографии и статьи.
1. Александров А. И. Факультативные занятия по истории краеведения./А. И. Александров //Преподавание истории в школе. — 1982. — № 3. —  С.59—61.
2. Гостев А. Воспитание историей: О значении школьного исторического краеведения / А. Гостев //Народное образование. — 1988. — № 6. —  С.26—28.
3. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2002. — № 3. —  С. 40—47.
4. Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие для учителей / Д. В. Кацюба. —  М.: Просвещение, 1975. —  192с.. Князев Ю. А., Автократова М. И. Краеведческая работа и архивы / Ю. А. Князев, М. И. Автократова // Преподавание истории в школе. — 1976. — № 5.- С.73—80.
5. Князев Ю. А. Библиография в краеведческой работе (Обзор литературы) / Ю. А. Князев //Преподавание истории в школе. — 1991.- № 3. —  С. 128—131.
7.Ресуроы интернет. Википедия.
8. Кудрявцева Т.А. Бабочка над заливом: книга для семейного чтения о природе, истории и культуре Ленинградской области