Урок русского языка на тему Глагол как часть речи (3класс)


Цель урока: Ознакомление обучающихся с частью речи глаголом.
Задачи:
1. Учить находить глаголы в тексте и задавать к ним вопросы;2. Вывести алгоритм нахождения глагола среди других частей речи;3. Развивать умение определять значение глаголов, устную и письменную речь;4. Воспитывать любовь к природе.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: мультипроектор, учебник, тетрадь, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка.– В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях.
2. Минутка чистописания.
– А отправимся мы сегодня в лес. (Презентация. Слайд 1)
– Посмотрите, какой красивый лес. Изобразим его в тетрадях. Проведем минутку чистописания.
Заглавные буквы “Л” – это стройные деревья, строчные “м” – широкие кустарники.
3. Актуализация изученного о частях речи.
– Чтобы войти в лес, нужно составить предложение из слов. (Слайд 2)
в, извилистая, уводит, тропинка, лес
– Запишите это предложение. (Слайд 2)
Извилистая тропинка уводит в лес.
– Найдите в этом предложении имена существительные. Выпишите их в столбик
– В каком из этих слов есть орфограмма? Какая? Обозначьте её. – Что вы можете рассказать об именах существительных?– Какие ещё имена существительные можно подобрать по теме “Лес”?– Найдите в предложении имя прилагательное. (Слайд 6)– Что вы можете рассказать об именах прилагательных?– Какое прилагательное можно подобрать к существительному лес?
Вывод: – Как называются слова, записанные в первом столбике? Во втором? А как вы определили?
4. Самоопределение к деятельности.
а) Подводящий диалог
– Ребята, как надо вести себя в лесу?– Обратите внимание, какие слова вы сейчас называли “кричать, мусорить, слушать, смотреть …”. – На какой вопрос они отвечают? Что обозначают эти слова?– Может, кто знает, как называются эти слова? (Слайд 7)
– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые будем рассматривать. (Глагол. Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Употребление глаголов в речи.)– Есть ли глагол в предложении, который мы составили? На какой вопрос он отвечает?
5.Работа по теме урока.
– Почему же эта часть речи получила такое название? Вам хотелось бы узнать, откуда взялось это странное слово? Послушайте своего товарища.
Слово “глагол” в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов – важнейший вид слова. Ведь глагол -одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. По частоте употребления,глагол занимает второе место после имени существительного.
б) Роль глаголов в речи.
– Для чего нужны глаголы, какую роль играют в речи? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте тексты. (Слайд 9)
Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом. Мышки в траве.
Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал. Умылся зайчик под кустом. Зашуршали мышки в траве.
– Представьте картины, которые нарисованы словами. Одинаковы ли эти картины?– А тексты? Чем они отличаются?– Какие слова оживили картину? (Слайд 10)–Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события.)
г) Работа с определением.
– Давайте сделаем вывод, что же такое глагол?– Что обозначают глаголы?– На какие вопросы отвечает? (Слайд 11)– Сверим наши выводы с учебником. Прочитайте правило на с.101.
6.Физминутка
-Давайте с вами немножко поиграем. Я вам называю действие, а вы его изображаете: летит птица, качается дерево, прыгает зайчик, ползет змея.
-А кто запомнил какие глаголы я употребляла?
6.Закрепление изученного.
А)Работа по учебнику.
Откройте упр. 173, прочитайте задание, скажите, как мы будем работать?(парами первое задание)
-Выполните письменно второе задание к упражнению.
1 ряд – 1,2 предл.
2 ряд. – 3,4 предл.,
3 ряд -5,6 предл.
Проверка. Ученики читают выполненное задание.
Б) Работа с текстом.
– Кроме различных животных в лесу живет Старичок-лесовичок. Прочитайте текст о нем и выпишите из него глаголы. (Слайд 17)
Однажды старичок-лесовичок гулял по лесу и вышел на полянку. На полянке рос высокий дуб. На самой верхушке этого дерева кто-то громко жужжал. Лесовичок сел на траву под деревом, обхватил голову руками и задумался.
Самопроверка.
– Сколько глаголов написали? Проверьте. (Слайд 17)
6. Итог урока.
(Слайд 11)
– Что же такое глагол?– Что обозначает глагол?– На какие вопросы отвечает?
Домашнее задание.
– А нам пора возвращаться из леса. Но со старичком-лесовичком мы не прощаемся. Дома продолжите текст про него. “Оживите” лесную картину с ним с помощью глаголов. И не забудьте повторить определение на с. 105.