Урок русского языка по теме Глагол как часть речи и употребление его в речи

Глагол как часть речи и употребление его в речи
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тема
Глагол как часть речи и употребление его в речи

Педагогические цели
Способствовать развитию умения распознавать глагол и определять его признаки; создать условия для формирования умения ставить вопросы к глаголам

Тип урока
Решение учебной задачи

Планируемые  результаты  (предметные)
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

Личностные  результаты
Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,  умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Универсальные  учебные действия  (метапредметные)
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: общеучебные – используют рисунки для решения учебной задачи; извлекают информацию  из учебного текста; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; строят рассуждения;  соотносят с известными понятиями.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера высказывания

Основное содержание  темы, понятия  и термины
Глагол как часть речи и употребление его в речи. Действия предметов. Что делать? Что сделать? Что делают? Что сделают?

Образовательные  ресурсы
Схема «Глагол»






Сценарий урока
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Этапы урока
Формы, методы,
методические
приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы
контроля





осуществляемые
действия
формируемые
умения


1
2
3
4
5
6

I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое  рабочее место
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Чистописание
Индивидуальная.
Практический. Письмо
    Папа мальчику привёз
Пистолет и паровоз.
Паровоз-пыхтит!
Писталет-палит!
Какой звук повторяется?
-Сегодня будем писать букву П п Пп
Списывают с образца
Вырабатывают калли-графический почерк
Письмо

III. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный.
Сообщение  учителя
Знакомит с темой и целями
урока
-Прочитайте слова на доске и подумайте, какое слово лишнее
пишет
думает
отвечает
ученик
-Почему?
-Над какими словами будем работать на уроке?
-
Слушают учителя
Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем


IV. Усвоение  новых знаний  и способов  действий.
1. Развитие речи. Работа с рисунками (упр. 116).
Глагол (учебник, с. 68)
Фронтальная, индивидуальная.
Словесный,  творческий,  практический.
Работа с рисун- ками, чтение,  беседа, письмо
– Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы к ним.с.68 №116
- Назовите, что делает мальчик. (моет, поливает, стирает, читает)
-На какой вопрос они отвечают (отвечают на вопрос "что делает?".)
-составьте предложение с любым из слов и запишите его в тетрадь.
Прочитайте правило и сделайте вывод.
– Составьте предложение по рисунку, запишите его. Подчеркните слово, обозначающее действие предмета.
Знакомит с правилом
Рассматривают рисун-ки, отвечают на вопросы. Составляют предложение, находят в нем глагол. Читают и запоминают правило
Составляют рассказ  по рисункам и вопросам к ним. Распознают слова, обозначающие действия предметов. Извлекают необходимую информацию  из правила
Беседа по вопросам, письмо

Продолжение табл.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1
2
3
4
5
6

2. Развитие речи. Домашние обязанности (упр. 117)
Индивидуальная.
Словесный,  творческий.
Рассказ
– Составьте рассказ о своих  домашних обязанностях
Составляют рассказ
о своих домашних  обязанностях
Развивают свою речь, учатся говорить,  рассказывают
Устный  рассказ

Физкультминутка
Коллективная. Практический
Покачайтесь Покружитесь Потянитесь, Распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните.
- Что мы выполняли во время физкультминутки? (действия)
-Как называются слова, которые обозначают действие предмета? (глаголы)
Выполняют движения по тексту под руко-
водством учителя
Осуществляют профилактику утомления
Правильное выполнение дви- жений

3.Подбор слов, называющих действия предметов. 
Фронтальная, индивидуальная.
Словесный,  практический. Чтение, беседа, письмо
– Прочитайте.Сейчас зима, а на дворе самый лютый месяц зимы – февраль. На доске записано стихотворение С. Маршака.
- Можно ли сразу прочитать стихотворение? (Нет)
- Почему? (Не хватает слов)
_______ ветры в феврале _______ в трубах громко. Змейкой _________ по земле Лёгкая позёмка.
Читают. Записывают правило. Отвечают
на вопросы
Распознают глаголы среди других частей речи, классифицируют глаголы по вопросам
Беседа по вопросам, письмо

V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Глаголы  (упр. 118)
Фронтальная, индивидуальная.
Словесный,  практический.  Беседа, письмо
–-Назовите сказку, кто её написал?
-Запишите правильно.
-Прочитайте слова, которые отвечают на вопросы что делают? (крякают, квакают, хрюкают)
-Прочитайте слова , которые отвечают на вопрос что сделали? (зажужжали, заржали, зачирикали)
Отвечают на вопрос. Записывают глаголы. Придумывают предложение
Обосновывают правильность отнесения слова к глаголу.
Классифицируют  глаголы по вопросам
Беседа по вопросам, письмо

2. Работа в группах
Индивидуальная.
Практический.
Упражнение
Организует работу с упраж- нением, контролирует его  выполнение
Задание. Вам надо в группе обсудить, какими действиями можно показать движения данных спортсменов, а мы потом попытаемся угадать, какой вид спорта вы представляли и какие действия выполняли.
Карточки.
1 группа. Фигуристы. (рисунок)
           2 группа. Лыжники. (рисунок)
3 группа. Хоккеисты. (рисунок)
4 группа. Саночники. (рисунок)
После обсуждения дети угадывают вид спорта и говорят слова, называющие действия предметов.
Выполняют упраж- нение
Соотносят глаголы  и вопросы к ним.
Составляют пред- ложение
Упражнение

Окончание табл.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1
2
3
4
5
6

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
–Закончите предложения:   Урок помог мне
 Для меня было сложным
 Мне понравилось- Что нового узнали  на уроке?
- На какие вопросы  отвечают глаголы?
- Какое задание было наиболее интересным?
Оценки учителя.
Спасибо! Молодцы!
Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам. Саморе- гуляция

VII. Домашнее задание.
с.68 правило наизусть, с.69 №119
Фронтальная.
Словесный.
Объяснение
учителя
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответству-
ющие записи
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития



15