Адаптированная программа по технологии с КТП 9 класс 8 вид


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Лисьеполянская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического зам. директора по УВР директор МОБУ
совета протокол № ____ ___________________ «Лисьеполянская оош»
«___»_________20___г. «___»________20___г. _________Ю.М.Караулов.
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
ПРОГРАММА
«ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА»
(9 класс VIII вид)
Составитель:
Лысова Светлана Васильевна

п. Лисья Поляна, 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Трудовая подготовка» (Технология) для обучающихся 9 класса по адаптированной программе 8 вида составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12г. № 273-ФЗ; на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по Технологии, примерной программы «Технология. Трудовое обучение» — М.: Просвещение, 2010;
устава МОБУ «Лисьеполянская ООШ», требованиям «Положения о рабочей программе» (рассмотрено на методическом совете РМК протокол №5 от 19.июня 2013г); материально-технических условий МОБУ «Лисьеполянская оош».
Рабочая программа позволяет учитывать типологические и индивидуальные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе. Рабочая программа по технологии в специальных (коррекционных) классах имеет профориентационную направленность. Ее основными направлениями служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а так же условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Развернутая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности ее выполнения, в применении демонстрационных технологических карт, составлении индивидуальных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся. Результативность самоконтроля обеспечивается за счет полноты и точности сформированного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счет формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий.
Основные пути повышения качества работы учащихся заключаются в следующем:
Создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.
Обучение нормативно одобренным приемам труда и применение в работе эффективной технологии.
Достаточный уровень технического материального обеспечения труда учащихся.
Основная цель программы – создание оптимальных условий для развития коммуникативных знаний и умений, социального, эмоционального и интеллектуального потенциала ребенка, культурно – трудовых навыков и подготовка к самостоятельной жизни.
Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучающихся с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Изучение образовательной области «Технология», включающей базовые (т. е. наиболее распространенные и перспективные) технологии и предусматривающей творческое развитие обучающихся в рамках системы проектов, позволит подросткам приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, а также обеспечит им интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие и адаптацию к социально-экономическим условиям. Данные цели могут быть достигнуты, если необходимое внимание будет уделено политехническому, экономическому и экологическому аспектам деятельности, ознакомлению с информационными и высокими технологиями, качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей. Работа по этим направлениям предполагает решение следующих задач:
Совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, уходе за жилищем;
Ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел;
Развитие художественной инициативы;
Освоение технологических знаний, технологической культуры на базе сведений, полученных при изучении других образовательных областей и предметов, а также на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
Развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
Развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда;
Воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
Воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;
Воспитание уважения к народным обычаям и традициям родного края; ознакомление учащихся с профессиями по обработке тканей и пищевых продуктов, с профессией дизайнера;
Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Для решения этих задач в содержании программы выделены разделы (модули):
Кулинария. Технология обработки пищевых продуктов.
Элементы материаловедения.
Технология ведения дома. Эстетика и экология жилища. Домашняя экономика.
Электротехнические работы.
Рукоделие: создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Проектные работы.
Моя профессиональная карьера.
Комплекс знаний, умений, навыков и способов деятельности учащихся
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования коррекционного обучения являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
В результате изучения технологии учащиеся должны овладеть опытом трудовой деятельности, общим для всех направлений технологической подготовки в основной школе. Данный опыт включает в себя:
Опыт изготовления личностно или общественно значимых объектов труда: выбор объектов труда, подбор материалов и средств труда в соответствии с целями деятельности, рациональное размещение инструментов и оборудования, применение инструментов, материалов и оборудования, использование безопасных приемов труда в технологическом процессе, контроль хода процесса и результатов своего труда;
Опыт организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности: планирование работы с учетом имеющихся ресурсов и условий, распределение работ при коллективной деятельности;
Опыт работы с технологической информацией: поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе, а также с использованием ИКТ и ресурсов Интернета, применение информации при решении технологических задач;
Опыт проектной деятельности по созданию материальных объектов и услуг: обоснование цели деятельности, определение способов и средств достижения цели, воплощение проекта в виде законченного продукта, оценка затрат, необходимых для создания объекта или услуги;
Опыт оценки возможностей построения профессиональной карьеры: самодиагностика склонностей и способностей, проба сил в различных сферах профессиональной деятельности, построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. А также: урок изучение нового материала; урок совершенствования знаний, умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; урок контроля умений и навыков. Кроме этого, используются нетрадиционные формы уроков: урок – беседа, лабораторно-практическое занятие, урок – экскурсия, урок – деловая игра.
На уроках образовательной области «Технология» особое внимание уделяется охране здоровья обучающихся. Все оборудование, инструменты и приспособления удовлетворяют психофизиологические особенности и познавательные возможности обучающихся, обеспечивают нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов.
Во время проведения уроков обеспечена личная и пожарная безопасность обучающихся при работе с электронагревательными приборами и оборудованием. Все термические процессы и пользование нагревательными приборами лицеистам разрешается осуществлять только под наблюдением учителя. Серьезное внимание уделяется соблюдению правил санитарии и гигиены.
Для обучения безопасным приемам труда с инструментами и оборудованием используется инструктаж по правилам ТБ и ОТ.
На уроках внимание обучающихся акцентируется на экологические аспекты их трудовой деятельности, в частности: уменьшение отходов производства, их утилизация или вторичное использование, экономия сырья, энергии, труда. Экологическая подготовка производится на основе конкретной предметной деятельности.
С позиции формирования у обучающихся гражданских качеств личности особое внимание обращается на формирование у них умений давать оценку социальной значимости процесса и результатов труда. Лицеисты учатся прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей.
Педагогические технологии, используемые в процессе обучения:
Дифференцированное обучение.
Тренинг коммуникативных навыков (ТКН).
Решение технологических задач.
ИКТ и Интернет- технологии.
Проектные творческие технологии (Метод проектов).
Чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПРКМ).
Коллективные способы обучения (КСО).
Виды контроля:
Стартовый, промежуточный и итоговый контроль; текущий контроль; самоконтроль; .
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Учащиеся 9 класса должны знать:
Правила техники безопасности и охраны труда по всем разделам программы.
Воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика и первая помощь при пищевых отравлениях. Как влияют соотношения компонентов блюда на его качество. Способы приготовления супов, разновидности супов по способам приготовления (горячие, холодные). Способы обработки мяса, рыбы. Признаки доброкачественности мяса и рыбы (свежей и консервированной). Способы приготовления котлет, холодных закусок, десертов и букетов из конфет.
Основные свойства химических волокон, характеристику сложных переплетений. Применение ткани из химических волокон при изготовлении одежды.
Правила эксплуатации основных элементов инженерных систем. Влияние на микроклимат в доме комнатных растений. Современные приборы и устройства для поддержания микроклимата в доме.
Электродвигатели постоянного и переменного тока и области их применения. Особенности эксплуатации ламп накаливания и энергосберегающих ламп.
Виды проектов, критерии их оценки. Правила составления технологической карты. Виды вышивки. Способы подготовки основы для классического декупажа. Правила представления проектной работы.
Как изучают и классифицируют профессии. Что такое конкуренция на рынке труда. О сферах и отраслях современного производства. Разделение труда. Московский рынок труда. Способы поиска информации о профессиях и возможностях получения профессионального образования. Основные этапы профессионального становления человека. Нормативные документы, гарантирующие права и регламентирующие обязанности работников. Анализ предложений работодателей на Московском рынке труда. Правила оформления отзыва об экскурсии. Правила публичного выступления.
Учащиеся 9 класса должны уметь:
Соблюдать правила техники безопасности и охраны труда по всем разделам программы.
Определять доброкачественность мясных, рыбных, молочных продуктов органолептическим способом, срок годности продуктов по маркировке на банке, упаковке. Приготовить суп с фрикадельками, рулетики, рыбный салат, творожный десерт. Определить время варки, жарки, оформить с помощью карвинга и подать блюдо. Оформить букет из конфет.
Отличить ткань из химических волокон от других видов тканей.
Выполнить эскиз интерьера. Подобрать к интерьеру комнаты растения, ухаживать за ними.
Подбирать бытовые приборы по их мощности и рабочему напряжению. Заменять гальванический элемент питания.
Выполнять тренировочные образцы в разных техниках вышивки и классического декупажа. Выбирать изделие, оценивая свои способности и возможности. Составлять технологическую карту, подсчитать себестоимость изделия, оформить творческую работу. Анализировать свои ошибки и исправлять их, представлять свою работу в форме публичного выступления.
Отличать профессии, специальности, должности. Использовать результаты диагностики склонностей и качеств личности для собственного профессионального выбора. Написать эссе о профессиональном пути родителей или родственников. Найти и использовать различные источники нормативных документов. Построить план профессионального образования. Составить отзыв об экскурсии на производство. Представить профориентационный проект в публичном выступлении.
Место предмета «Трудовая практика» в базисном учебном плане
Учебный предмет «Трудовая практика» является необходимым компонентом коррекционного обучения школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.
Учебный план в 9 классе составляет 272 часа (8 часов в неделю).
Содержание программы в 9 классе
Рабочая программа состоит из разделов (модулей):
Введение – 2 ч.
Кулинария – 40 ч.
Элементы материаловедения – 6 ч.
Технология ведения дома: эстетика и экология жилища – 30 ч.
Электротехнические работы – 10 ч.
Рукоделие: создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Проектные работы – 100 ч.
Семейная экономика – 40 ч
Моя профессиональная карьера – 33 ч.
Повторение-11 ч
Итого: 272 часа
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и объекты труда.
Содержание разделов

1. Введение (2 часа) 1-2 урок
2. Кулинария. Технология приготовления пищи (40 часов)
Физиология питания (2 часа) 3-4 урок
Основные теоретические сведения
Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.
Практические работы
Определение доброкачественности продуктов органолептическим способом. Определение срока годности консервов по маркировке на банке, упаковке и т.д.
Объекты труда
Птица, яйца, мука. Рыбные консервы, консервированный зеленый горошек.
Правила приготовления супов (8 часов) 5-12 урок
Основные теоретические сведения
Влияние соотношения компонентов блюда на его качество. Способы приготовления супов. Разновидности супов по способам приготовления (горячие, холодные). Признаки доброкачественности рубленного мяса. Сервировка стола к обеду.
Практические работы
Определение доброкачественности мяса, приготовление супа с фрикадельками, определение времени варки, оформление (карвинг) и подача блюда к столу.
Объекты труда.
Суп с фрикадельками, эскизы оформления первого блюда.
Значение мясных блюд в питании человека (8 часов) 13-20 урок
Основные теоретические сведения
Влияние соотношения компонентов блюда на его качество. Способы обработки мяса и приготовления котлет. Признаки доброкачественности мяса. Сервировка стола к обеду.
Практические работы
Определение доброкачественности мяса, приготовление котлет из рубленого мяса, определение времени жарки, оформление (карвинг) и подача блюда к столу.
Объекты труда.
Мясные котлеты, эскизы оформления второго блюда.
Значение холодных закусок в питании человека (8 часов) 21-28 урок
Основные теоретические сведения
Сроки хранения и реализации холодных закусок. Влияние соотношения компонентов блюда на его качество. Признаки доброкачественности ингредиентов закусок. Способы приготовления холодных закусок. Способы подачи холодных закусок (рулет) к обеду. Сервировка стола.
Практические работы
Определение доброкачественности ингредиентов закусок, приготовление рулетиков из ветчины и сыра с начинками, определение времени приготовления, оформление (карвинг) и подача блюда к столу.
Объекты труда.
Рулетики из ветчины и сыра с начинками, эскизы оформления холодных закусок.
Значение рыбы и морепродуктов в питании человека (7 часов)
29-35 урок
Основные теоретические сведения
Первичная и тепловая обработка рыбы. Признаки доброкачественности рыбы. Влияние соотношения компонентов блюда на его качество. Признаки доброкачественности ингредиентов салата. Способы подачи холодных закусок (салат) к обеду. Сервировка стола.
Практические работы
Определение доброкачественности ингредиентов салата, приготовление рыбного салата («Мимоза», сельдь под шубой), определение времени приготовления, оформление (карвинг) и подача блюда к столу.
Объекты труда.
Рыбный салат, эскизы оформления холодных закусок.
Десертные блюда (7 часов)36-42 урок
Основные теоретические сведения
Роль десерта в праздничном обеде. Исходные продукты, используемые для приготовления сладких блюд и десерта. Влияние соотношения компонентов блюда на его качество. Признаки доброкачественности творога и фруктов. Способы приготовления десертов и букетов из конфет. Подача десерта к столу.
Практические работы
Определить доброкачественность фруктов и творога, приготовить десерт, определить время приготовления, оформить (карвинг) и подать блюдо, оформить букет из конфет.
Объекты труда.
Творожный десерт со свежими фруктами, букет из конфет, эскизы оформления десертов.
3. Элементы материаловедения (6 часов)
Химические волокна - 3 ч 43-45 урок
Основные теоретические сведения
Технология производства химических волокон. Основные свойства химических волокон. Свойства тканей из химических волокон, ассортимент. Характеристика сложных переплетений. Использование тканей из химических волокон при производстве одежды. Сложные переплетения нитей в тканях. Зависимость свойств ткани от вида переплетения. Уход за изделиями из химических волокон.
Практические работы
Выполнение коллекции «Химические волокна». Определить ткань из химических волокон от других видов тканей. Изучение свойств тканей из химических волокон. Определение раппорта в сложных переплетениях.
Объекты труда.
Коллекция тканей из химических, натуральных, искусственных волокон. Образцы тканей со сложными переплетениями. Рисунки раппортов.
Натуральные волокна (3 часа) 46-48 урок
Основные теоретические сведения
Технология производства натуральных волокон. Основные свойства натуральных волокон. Свойства тканей из натуральных волокон, ассортимент. Использование тканей из натуральных волокон при производстве одежды. Уход за изделиями из натуральных волокон.
Практические работы
Определить ткань из натуральных волокон от других видов тканей. Изучение свойств тканей из натуральных волокон.
Объекты труда.
Коллекция тканей из химических, натуральных, искусственных волокон. Образцы тканей со сложными переплетениями. Рисунки раппортов.
4. Технология ведения дома. Эстетика и экология жилища (30 часов)
Микроклимат в доме. Интерьер комнаты (16 часов) 49-64 урок
Основные теоретические сведения
Экология жилища. Основные элементы энерго- и тепло снабжения, водопровода, канализации. Правила эксплуатации основных элементов инженерных систем.
Практические работы
Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи, выполнить эскиз интерьера комнаты (на выбор учащихся).
Объекты труда.
Декоративные панно, подушки, шторы, каталоги бытовой техники и предметов интерьера.
Способы оформления интерьера. Роль комнатных растений в интерьере (14 часов) 65-78 урок
Основные теоретические сведения
Способы оформления интерьера. Использование декоративных изделий в оформлении интерьера. Использование комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат в доме. Правила ухода и подбора к интерьеру комнатных растений. Современные приборы и устройства для поддержания микроклимата в доме.
Практические работы
Подбор и посадка декоративных комнатных растений.
Объекты труда.
Комнатные растения, садовый инвентарь.
5. Электротехнические работы (10 часов) 79-88
Электроосветительные и нагревательные приборы (10 часов)
Основные теоретические сведения
Пути экономии электрической энергии. Электроосветительные приборы. Электродвигатели постоянного и переменного тока и области их применения. Особенности эксплуатации ламп накаливания и энергосберегающих ламп, их достоинства и недостатки. Характеристика гальванических источников тока, область их применения.
Практические работы
Подбор бытовых приборов по их мощности и рабочему напряжению. Замена гальванических элементов питания.
Объекты труда.
Осветительные приборы, пульт управления ТV и т.п., электроконструктор.
6. Рукоделие: создание изделий из текстильных и поделочных материалов. Проектные работы (100 часов)
Виды проектов. Разные техники вышивки. Подготовительный этап проекта (10 часов) 89-98 урок
Основные теоретические сведения
Из истории проектной деятельности. Классификация проектов, постановка цели, критерии оценки. Технические приемы вышивки лентами, крестом, гладью. Правила ТБ и ОТ.
Практические работы
Выполнение тренировочных образцов в разных техниках вышивки.
Объекты труда.
Образцы вышивки лентами, крестом, гладью; основы – закладки.
Выбор техники вышивки для панно. Организационный этап проекта (6 часов) 99-104 урок
Основные теоретические сведения
Обоснование идеи творческого проекта, выбор изделия. Ведение документации: составление технологической карты, анализ трудностей при изготовлении изделия. Расчёт себестоимости. Правила ТБ и ОТ.
Практические работы
Выбор изделия, оформление технологической карты, расчет себестоимость изделия.
Объекты труда.
Эскизы изделий
Изготовление панно. Технологический этап проекта (16 часов) 105-120 урок
Основные теоретические сведения
Организация рабочего места. Подготовка материалов и инструментов к работе. Правила ТБ и ОТ. Варианты оформления работы.
Практические работы
Изготовление панно.
Объекты труда.
Панно
Классический декупаж. Подготовительный этап проекта (6 часов) 121-126 урок
Основные теоретические сведения
Техника классического декупажа. Правила техники безопасности и охраны труда при использовании красок, клея, лака в работе. Способы подготовки основы для классического декупажа.
Практические работы
Выполнение тренировочных образцов в технике классического декупажа
Объекты труда.
Основы и эскизы изделий
Выбор изделия в технике декупаж. Организационный этап проекта (6 часов) 127-132 урок
Основные теоретические сведения
Обоснование идеи творческого проекта, выбор изделия. Ведение документации: составление технологической карты, анализ трудностей при изготовлении изделия. Расчёт себестоимости.
Практические работы
Выбор изделия, оформление технологической карты, расчет себестоимость изделия.
Объекты труда.
Основы и эскизы изделий
Изготовление предмета для интерьера дома. Технологический этап проекта (18 часов) 133-150 урок
Основные теоретические сведения
Организация рабочего места Подготовка материалов и инструментов к работе. Правила техники безопасности.
Практические работы
Изготовление предмета для интерьера дома в технике декупажа.
Объекты труда.
Предметы для интерьера дома
Выставка творческих работ. Заключительный этап проекта (10 часов) 151-160 урок
Основные теоретические сведения
Правила представления проектной работы в форме публичного выступления.
Практические работы
Реклама подготовленных изделий. Самооценка проделанной работы Презентация проектов.
Объекты труда
Буклеты к творческим проектам, презентации, творческие работы.
Создание изделий из текстильных материалов. (28 часов)
Швейная машина – 2 часа 161-162 урок
Теоретические сведения. Устройство машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы. Дефекты машинной строчки. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки.
Основные машинные операции: притачивание, обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием. Классификация машинных швов.
Темы лабораторно-практических работ
Уход за швейной машиной. Устранение дефектов машинной строчки. Изготовление образцов машинных швов.
Конструирование швейных изделий – 4 часа 163-166 урок
Теоретические сведения. Понятие о чертеже. Инструменты и материалы. Построение чертежа выбранного изделия.
Тема лабораторно-практической работы.
Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия.
Технология изготовления швейных изделий - 22 часа 167-188 урок
Теоретические сведения. Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы иголками и булавками. Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой. Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной — примётывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краёв — вымётывание.Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной — притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием — обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием. Классификация машинных швов: соединительные (обтачной с расположением шва на сгибе и в кант).Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом. Устранение дефектов.
Последовательность изготовления изделия. Технология обработки выбранного изделия. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка швов. Окончательная отделка изделия. Технология пошива подушки для стула. Профессия технолог-конструктор швейного производства, портной.
Темы лабораторно-практических работ. Изготовление образцов ручных швов. Конструирование и раскрой подушки для стула. Отделка изделия.
7. Семейная экономика» (40 часов)
Семья как экономическая ячейка общества – 4 часа 189-192 урок
Теоретические сведения. Роль семьи в обществе. Функции семьи: воспитательная, коммуникативная, экономическая, стабилизирующая и регулирующая. Потребности семьи: рациональные, ложные, духовные, материальные. Потребительский портрет вещи. Затраты на приобретение товаров. Правила покупки. Способы выявления потребностей семьи. Минимальные и оптимальные потребности. Потребительская корзина одного человека и членов семьи.
Темы лабораторно-практических работ: Расчет затрат.
Информация о товарах – 6 часов 193-198 урок
Теоретические сведения. Информация о товарах. Источники информации. Торговые символы, этикетки, штриховой код. Понятие о сертификатах. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупок. Способы защиты прав потребителей.
Темы лабораторно-практических работ: Разработка этикетки.
Бюджет семьи – 8 часов199-206 урок
Теоретические сведения. Источники семейных доходов и бюджет семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи.
Темы лабораторно-практических работ: Список расходов моей семьи.
Расходы на питание – 8 часов 207-214 урок
Теоретические сведения. Пища. Рациональное питание. Режим питания. Правила составления меню, в зависимости от калорийности продуктов. Планирование расходов на питание.
Темы лабораторно-практических работ: Учет потребления продуктов питания.
Сбережения. Личный бюджет – 6 часов 215-220 урок
Теоретические сведения. Способы сбережения денежных средств семьи. Личный бюджет. Расходы: постоянные, переменные, непредвиденные. Варианты ведения учетной книги.
Темы лабораторно-практических работ: Учетная книга школьника.
Экономика приусадебного участка – 8 часов221-228 урок
Теоретические сведения. Назначение приусадебного участка. Нормы потребления и средний урожай основных культур. Расчет прибыли приусадебного участка. Понятие себестоимость продукции, оптовые и розничные цены.
Темы лабораторно-практических работ: Расчет площади приусадебного участка.
8. Моя профессиональная карьера (33 часа)
Профессиональная деятельность человека – 3 ч 229-231 урок
Основные теоретические сведения
Разделение труда. Как изучают и классифицируют профессии. Профессии, специальности, должности. Конкуренция на рынке труда.
Практические работы
Сравнительная характеристика профессии, специальности, должности.
Объекты труда
Карточки – задания
Виды профессий – 3 ч232-234 урок
Основные теоретические сведения
Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Центры профориентации и занятости.
Практические работы
Сравнительная характеристика профессии, специальности, должности.
Объекты труда
Карточки – задания
Виртуальная экскурсия на производство – 3 ч 235-237 урок
Основные теоретические сведения
Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Виртуальные экскурсии на производство (по запросу учащихся)
Практические работы
Оформить полученную информацию в виде рассказа.
Объекты труда
Материалы экскурсии, буклеты с перечнем профессиональных учебных заведений.
Основные этапы профессионального становления человека – 3 ч 238-240 урок
Основные теоретические сведения
Роль профессии в жизни человека. Диагностика профессиональных качеств личности.
Практические работы
Заполнение бланков – тестов на определение профессиональных качеств личности.
Объекты труда
Бланки – тесты.
Знакомство с людьми – носителями профессий – 3 ч241-243 урок
Основные теоретические сведения
Виртуальное знакомство с людьми – носителями профессий (по запросу учащихся)
Практические работы
Написать эссе о профессиональном пути родителей или родственников
Объекты труда
Эссе о профессиональном пути родителей или родственников
Познай себя: твои индивидуальные особенности и здоровье – 3 ч 244-246 урок
Основные теоретические сведения
Профессиональные качества личности. Право на выбор и ответственность за выбор. Нормативные документы, гарантирующие права и регламентирующие обязанности работников.
Практические работы
Найти и использовать различные источники нормативных документов
Объекты труда
Конспект
Изучение личных интересов и склонностей – 3 ч 247-249 уроков
Основные теоретические сведения
Диагностика профессиональных интересов и склонностей. Способы получения информации о профессиональном самоопределении.
Практические работы
Заполнение бланков – тестов на определение профессиональных интересов и склонностей.
Объекты труда
Бланки – тесты.
Современные требования, предъявляемые работодателем – 3 ч 250-252 урок
Основные теоретические сведения
Где и как ищут работу. Требования, предъявляемые современным работодателем. Анализ предложений работодателей на рынке труда Бузулукского района.
Практические работы
Построить план профессионального образования.
Объекты труда
Буклеты профессиональных учебных заведений.
Профессии, востребованные рынком труда в Бузулукском районе – 3 часа 253-255 урок
Основные теоретические сведения
Требования, предъявляемые современным работодателем. Анализ предложений работодателей на рынке труда Бузулукского района.
Практические работы
Составление карты «Мира профессий» в ближайшем территориальном окружении.
Объекты труда
Буклеты профессиональных учебных заведений и предприятий округа.
Экскурсия на производство – 2 часа 256-257 урок
Основные теоретические сведения
Особенности промышленного производства (по запросу учащихся). Правила оформления отзыва об экскурсии.
Практические работы
Составление карты «Мира профессий» в ближайшем территориальном окружении.
Объекты труда
Отзыв об экскурсии.
Профориентационный проект «Мой профессиональный выбор» – 4 ч 258-261 урок
Основные теоретические сведения
Этапы работы над проектом. Правила представления проектной работы в форме публичного выступления.
Практические работы
Оформление и реклама подготовленных проектов «Мой профессиональный выбор» Самооценка проделанной работы. Презентация проектов.
Объекты труда
Буклеты к проектам, презентации .
Обобщающее повторение (11 часов) 262-272 урок
Кулинария – 2 ч.
Элементы материаловедения – 1 ч.
Технология ведения дома: эстетика и экология жилища – 2 ч.
Электротехнические работы – 2 ч.
Рукоделие: создание изделий из текстильных и поделочных материалов - 2 ч.
Семейная экономика – 1 ч
Моя профессиональная карьера – 1 ч.

Список используемой литературы:
Учебник для учащихся 7- 8-9 класса:
«Технология. класс» под ред. В.Д.Симоненко. – М: «Дрофа», 2009 г.
Учебник для учащихся 9 класса:
«Технология. 9 класс» под ред. В.Д.Симоненко. – М: «Дрофа», 2009 г.
Литература для учителя:
Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 7 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 64с.
Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. 8 класс: Пособие для учителей. – М.: Школьная пресса, 2005. – 48с.
Арефьев И.П. Технология. Профориентация. Экономика России в опорных схемах и таблицах. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 96с.
Дидактические материалы к курсу «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой, А. Я. Журкиной. — М., 1998.
Карачевцева Л.Д., Власенко О.П. Технология 5 – 9 классы: дополнительные и занимательные материалы. – М.: Просвещение, 2008
Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001. 0- №6
Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 128с.
Методика обучения технологии. 5-9 классы» А.К.Бешенков, Москва: Дрофа, 2004г.
Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 1999.
Метод проектов в технологическом образовании школьников. И.А.Сасова. Москва: «Вентага-Граф, 2003г.
Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2008.
Научно-методический журнал «Школа и производство» №1-№8, М.: Школьная пресса – 2009.
Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл. /Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003.-208с.
Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 №03-1263: о примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана.
Примерная программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд”. Москва: Просвещение, 2010
Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании, Москва, Вентана-Граф,2003
Сасова И. А. Сборник проектов, Москва, Вентана-Граф,2003
Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 120, [8] с.
Ставрова О.Б. Современный урок технологии с применением компьютера. Книга для учителя. – М.: Школьная пресса. 2004. – 80с.
Технология. 6-8 классы. Русские традиции для изготовления различных изделий: конспекты занятий/авт.-сост. И.Г.Норенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 107с.
Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/Составитель Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с.
Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): Развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко./авт.-сост. Е.А.Киселёва и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 111с.
Технология. 5-11 класс: предметные недели в школе/Авт.-сост. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. – Волгоград: Учитель, 2008. – 156с.
Учителю технологии о современных информационных технологиях/ Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВПГУ, 1998. – 124с.
Чернякова В. Н. Творческий проект, тетрадь, М.: Просвещение,2006

Календарно-тематическое планирование уроков технологии /9 класс 8 вид /
№ Тема урока Кол.
час Тип урока
Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихся (результаты)
Дата проведения
По плану/фактически
1-2 Введение. Вводный инструктаж по технике безопасности
2 Обобщение, системати-
зация изученного Провести вводный инструктаж по технике безопасности.
Повторить инструкции на рабочем месте. Знать: Правила санитарии, гигиены, безопасное обращение с электро- приборами, инструментами.
Уметь: Соблюдать правила безопасной работы в кабинете. 3-4 Кулинария.
Физиология питания.
2 Комбинир
урок Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях. Знать: Воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика и первая помощь при пищевых отравлениях.
Уметь: Определить доброкачественность продуктов органолептическим способом, срок годности продуктов по маркировке на банке, упаковке. 5-6 Правила приготовления супов. Влияние соотношения компонентов блюда на его качество 2 Комбинир
урок Виды супов. Рецептура и
технология приготовления супа. Способы подачи первого блюда к обеду. Сервировка стола. Оформление (карвинг) и дегустация блюда. Знать: Как влияют соотношения компонентов блюда на его качество. Способы приготовления супов. Разновидности супов по способам приготовления (горячие, холодные).
Уметь: Приготовить суп с фрикадельками, определить время варки, оформить и подать блюдо. 7-8 Способы приготовления супов. Разновидности супов по способам приготовления (горячие, холодные). 2 9-10 Признаки доброкачественности рубленного мяса. Сервировка стола к обеду. 2 11-12 Приготовление супа с фрикадельками, определение времени варки, оформление (карвинг) и подача блюда к столу. 2 Урок-практикум 13-14 Значение мясных блюд в питании человека. Влияние соотношения компонентов блюда на его качество. 2
Комбинир
урок
Первичная и тепловая обработка мяса. Признаки доброкачественности мяса. Способы подачи второго блюда к обеду. Сервировка стола. Оформление (карвинг) и дегустация блюда. Знать: Как влияют соотношения компонентов блюда на его качество. Способы обработки мяса. Способы приготовления котлет
Уметь: Определить доброкачественность мяса, приготовить котлеты из рубленного мяса, определить время жарки, оформить и подать блюдо . 15-16 Способы обработки мяса и приготовления котлет. Признаки доброкачественности мяса. 2 Комбинир
урок
17-18 Сервировка стола к обеду (выполнение проекта). 2 Урок-практикум 19-20 Приготовление котлет из рубленого мяса 2 Урок-практикум 21-22 Значение холодных закусок в питании человека. Сроки хранения и реализации холодных закусок. 2
Комбинир
урок Сроки хранения и реализации холодных закусок. Подготовка продуктов для начинки рулетов: сырная и грибная заправка. Способы подачи холодных закусок к обеду. Сервировка стола. Оформление (карвинг) и дегустация блюда. Знать: Как влияют соотношения компонентов блюда на его качество. Способы приготовления холодных закусок.
Уметь: Определить доброкачественность ингредиентов закусок, приготовить рулетики, определить время приготовления, оформить и подать блюдо. 23-24 Влияние соотношения компонентов блюда на его качество. Признаки доброкачественности ингредиентов закусок. 2 Комбинир
урок 25-26 Способы приготовления холодных закусок. Способы подачи холодных закусок (рулет) к обеду. Сервировка стола. 2 Комбинир
урок 27-28 Приготовление рулетиков из ветчины и сыра с начинками 2 Практич
урок
29-30 Значение рыбы и морепродуктов в питании человека. Способы подачи холодных закусок (салат) к обеду. Сервировка стола. 2
Практич
урок
Первичная и тепловая обработка рыбы. Признаки доброкачественности рыбы. Способы подачи холодных закусок к обеду. Сервировка стола. Оформление (карвинг) и дегустация блюда. Знать: Как влияют соотношения компонентов блюда на его качество. Способы обработки рыбы. Способы приготовления салатов. Признаки доброкачественность рыбы (свежей и консервированной)
Уметь: приготовить рыбный салат, определить время приготовления, оформить и подать блюдо. 31-32 Первичная и тепловая обработка рыбы. Признаки доброкачественности рыбы. 2 Комбинир
урок 33-34 Влияние соотношения компонентов блюда на его качество. Признаки доброкачественности ингредиентов салата. 2 Комбинир
урок 35 Приготовление рыбного салата («Мимоза», сельдь под шубой) 1 Практич
урок 36-37 Десертные блюда. Исходные продукты, используемые для приготовления сладких блюд и десерта.
2
Комбинир урок Роль десерта в праздничном обеде. Исходные продукты, используемые для приготовления сладких блюд и десерта. Признаки доброкачественности творога и фруктов. Подача десерта к столу. Оформление (карвинг) и дегустация блюда. Знать: Как влияют соотношения компонентов блюда на его качество. Способы приготовления десертов и букетов из конфет.
Уметь: Определить доброкачественность фруктов и творога, приготовить десерт, определить время приготовления, оформить и подать блюдо, оформить букет из конфет. 38-39 Влияние соотношения компонентов блюда на его качество. Признаки доброкачественности творога и фруктов. 2 Комбинир урок 40 Способы приготовления десертов и букетов из конфет. Подача десерта к столу. 1 Комбинир урок 41-42 Приготовление творожного десерта со свежими фруктами. Букет из конфет. 2 Практич урок 43-44 Химические волокна.
Использование тканей из химических волокон в быту. 2 Комбинир.
ур. Технология производства химических волокон. Свойства тканей их химических волокон, ассортимент. Знать: основные свойства химических волокон, характеристику сложных переплетений. Применение ткани из химических волокон при изготовлении одежды
Уметь: отличить ткань из химических волокон от других видов тканей 45 Выполнение коллекции «Химические волокна» 1 Практич урок 46-47 Натуральные волокна. Использование тканей из натуральных волокон в быту. 2 Комбинир.
ур. Технология производства натуральных волокон. Основные свойства натуральных волокон. Свойства тканей из натуральных волокон, ассортимент. Использование тканей из натуральных волокон при производстве одежды. Уход за изделиями из натуральных волокон.
Знать: основные свойства натуральных волокон, характеристику сложных переплетений. Применение ткани из натуральных волокон при изготовлении одежды
Уметь: отличить ткань из натуральных волокон от других видов тканей 48 Выполнение коллекции «Натуральные волокна» 1 Практич урок 49-50 Микроклимат в доме. Экология жилища. 2
Комбинир.
урок
Экология жилища. Современные строительные и отделочные материалы. Основные элементы энерго- и тепло снабжения, водопровода, канализации. Знать: правила эксплуатации основных элементов инженерных систем. Влияние на микроклимат в доме комнатных растений. Современные приборы и устройства для поддержания микроклимата в доме.
Уметь: подбирать современную бытовую технику, выполнить эскиз интерьера, проект по озеленению дома (квартиры).
Подбирать к интерьеру комнаты комнатные растения, ухаживать за ними. 51-52 Основные элементы энергоснабжения в доме. 2 Комбинир.
урок
53-54 Основные элементы теплоснабжения в доме. Отопительные приборы. 2 Комбинир.
урок
55-56 Основные элементы водопровода. 2 Комбинир.
урок
57-58 Основные элементы канализации. 2 Комбинир.
урок
59-60 Правила эксплуатации основных элементов инженерных систем. 2 Комбинир.
урок
61-64 Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи Выполнение эскиза интерьера комнаты (на выбор учащегося). 4 Практич урок Работа с рекламными источниками информации. Выполнение деталей эскиза. Выполнение эскиза интерьера комнаты методом аппликации и объёмного моделирования из бумаги и картона. 65-66 Способы оформления интерьера. Использование декоративных изделий в оформлении интерьера. 2
Комбинир.
урок Способы оформления интерьера. Использование декоративных изделий в оформлении интерьера. Использование комнатных растений в интерьере. 67-68 Использование комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат в доме. Правила ухода и подбора к интерьеру комнатных растений. 2 Комбинир.
урок 69-70 Современные приборы и устройства для поддержания микроклимата в доме. 2 Комбинир.
урок 71-73 Подбор декоративных комнатных растений. Выполнение проекта по озеленению дома (квартиры). 3 Комбинир.
урок 74-76 Посадка декоративных комнатных растений. Способы выращивания комнатных растений. Подготовка грунта для комнатных растений. 3 Комбинир урок Способы выращивания комнатных растений. правильная подготовка грунта. 77-78 Вегетативные способы размножения комнатных растений. 2 Практич урок Подготовка посадочного материала. Правила высадки. Садовый инвентарь. 79-80 Пути экономии электрической энергии. Электроосветительные приборы. 2
Комбинир
урок Пути экономии электрической энергии. Электроосветительные приборы. Лампы накаливания, дневного света, их достоинства, недостатки, особенности. Характеристика гальванических источников тока, область их применения. Знать: электродвигатели постоянного и переменного тока и области их применения. Особенности эксплуатации ламп накаливания и энергосберегающих ламп.
Уметь: подбирать бытовые приборы по их мощности и рабочему напряжению.
Заменять гальванический элемент питания. 81-82 Электродвигатели постоянного и переменного тока и области их применения. 2 Комбинир
урок 83-84 Особенности эксплуатации ламп накаливания и энергосберегающих ламп, их достоинства и недостатки 2 Комбинир
урок 85-86 Характеристика гальванических источников тока, область их применения. 2 Комбинир
урок 87-88 Подбор бытовых приборов по их мощности и рабочему напряжению. Замена гальванических элементов питания. 2 Практич урок 89-90 Виды проектов. Из истории проектной деятельности. Классификация проектов, постановка цели, критерии оценки. 2
Комбинир
урок Из истории проектной деятельности. Классификация проектов, постановка цели. Критерии оценки проекта.
Техника вышивки лентами, крестом, гладью. Знать: виды проектов, критерии их оценки
Уметь: соблюдать правила ТБ и ОТ, выполнять тренировочные образцы в разных техниках вышивки. 91-92 Технические приемы вышивки лентами. Правила ТБ и ОТ. 2 Комбинир
урок 93-94 Технические приемы вышивки крестом. Правила ТБ и ОТ. 2 Комбинир урок 95-96 Технические приемы вышивки гладью. Правила ТБ и ОТ. 2 Комбинир урок 97-98 Выполнение тренировочных образцов в разных техниках вышивки. Подготовительный этап проекта. 2 Практич урок 99-100 Обоснование идеи творческого проекта, выбор изделия. 2
Комбинир
Урок Обоснование идеи творческого проекта, выбор изделия.
Ведение документации: составление технологической карты, анализ трудностей при изготовлении изделия. Подсчёт себестоимости. Знать: правила составления технологической карты
Уметь: выбирать изделие, оценивая свои способности и возможности, составлять технологическую карту, подсчитать себестоимость изделия. 101-102 Ведение документации: составление технологической карты, анализ трудностей при изготовлении изделия.
2 Практич урок 103-104 Расчёт себестоимости. Правила ТБ и ОТ. 2 Практич урок 105-106 Изготовление панно Технологический этап
проекта. Организация рабочего места. Подготовка материалов и инструментов к работе. Правила ТБ и ОТ. 2 Комбинир
урок Организация рабочего места. Подготовка материалов и инструментов к работе. Правила техники безопасности. Изготовление панно. Знать: правила техники безопасности при работе с инструментами для вышивки.
Уметь: выполнять стежки в выбранной технике вышивки, оформить работу. 107-108 Изготовление панно
Построение рисунка композиции. 2 Практич урок 109-110 Изготовление панно. Вышивка цветочных элементов узора композиции. 2 Практич урок 111-112 Изготовление панно. Вышивка листьев и стеблей.
2 Практич урок 113-114 Изготовление панно. Вышивка мелких растительных элементов композиции. 2 Практич урок 115-116 Изготовление панно. Вышивка угловых элементов композиции. 2 Практич урок 117-118 Изготовление панно. Декорирование композиции (бисер, бусины, ленты). 2 Практич урок 119-120 Варианты оформления работы.
2 Практич урок 121-122 Классический декупаж Подготовительный этап проекта. Техника классического декупажа. 2 Комбинир
урок Техника классического декупажа. Правила техники безопасности и охраны труда при использовании красок, клея, лака в работе. Знать: способы подготовки основы для классического декупажа.
Уметь: соблюдать правила ТБ и ОТ, выполнять тренировочные образцы в технике классического декупажа 123-124 Правила техники безопасности и охраны труда при использовании красок, клея, лака в работе. Способы подготовки основы для классического декупажа. 2 Комбинир урок 125-126 Выполнение тренировочных образцов в технике классического 2 Практич урок 127-128 Выбор изделия в технике декупаж. Организационный этап проекта
2 Комбинир
Урок Обоснование идеи творческого проекта, выбор изделия.
Ведение документации: составление технологической карты, анализ трудностей при изготовлении изделия. Подсчёт себестоимости. Знать: правила составления технологической карты
Уметь: выбирать изделие, оценивая свои способности и возможности, составлять технологическую карту, подсчитать себестоимость изделия. 129-130 Обоснование идеи творческого проекта, выбор изделия. Ведение документации: составление технологической карты, анализ трудностей при изготовлении изделия. 2 Комбинир урок 131-132 Составление технологической карты. Расчёт себестоимости. 2 Практич урок 133 Изготовление предмета для интерьера дома. Технологический этап проекта. Правила техники безопасности. 1 Комбинир урок Организация рабочего места Подготовка материалов и инструментов к работе. Правила техники безопасности. Изготовление предмета для интерьера дома. Знать: правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами для декупажа.
Уметь: оформить работу в технике классического декупажа. 134-135 Техника прямого непрозрачного декупажа на различных поверхностях. 2 Комбинир урок 136-137 Техника обратного декупажа на прозрачных поверхностях.
2 Комбинир урок 138-139 Декупаж банки для сыпучих продуктов в технике обратного декупажа. 2 Практич урок 140-141 Декупаж стеклянной бутылки в технике прямого декупажа. 2 Практич урок 142-143 Декупаж цветочного горшка в технике прямого декупажа. 2 Практич урок 144-145 Декупаж тарелки в технике прямого декупажа. 2 Практич урок 146-147 Декупаж табурета (стула). 2 Практич урок 148-150 Подготовка тумбочки (комода), материалов для декупажа.Выполнение декупажа тумбочки (декупажа). 3 Практич урок 151-152 Правила оформления выставки творческих работ. Оформление творческих работ для выставки. 2 Комбинир
урок Реклама подготовленных изделий.
Самооценка проделан ной работы. Оформление творческой работы, выставки работ, проекта. Презентация проектов.
Устройство машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы. Дефекты машинной строчки. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки.
Основные машинные операции: притачивание, обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием. Классификация машинных швов.
Понятие о чертеже. Инструменты и материалы. Построение чертежа выбранного изделия.
Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей. Критерии качества кроя. Знать: правила представления проектной работы.
Уметь: анализировать свои ошибки и исправлять их, представлять свою работу в форме публичного выступления. 153-154 Правила представления проектной работы в форме публичного выступления. 2 Комбинир
урок 155-156 Реклама подготовленных изделий. 2 Комбинир
урок 157-158 Самооценка проделанной работы. 2 Практич урок 159 Оформление проекта. 1 Практический урок 160 Презентация проектов. 1 Практич урок 161-162 Швейная машина. Основные машинные операции. 2 Комбинир урок Знать: основные части швейной машины.
Уметь: выполнять основные машинные операции. 163-164 Понятие о чертеже. Инструменты и материалы.
2 Комбинир урок Знать правила построения чертежа по снятым меркам. Уметь снимать мерки, строить чертёж выкройки изделия. 165-166 Снятие мерок и построение чертежа швейного изделия.
2 Практич урок 167-168 Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. 2 Комбинир урок Знать последовательность подготовки ткани к раскрою, правила раскладки выкроек на ткани, правила раскроя. Уметь выполнять основные операции при ручных работах, основные машинные операции. 169-170 Правила раскроя. Выкраивание деталей. 2 Комбинир урок Правила безопасной работы иголками и булавками. Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой. 171-172 Критерии качества кроя. Правила безопасной работы иголками и булавками. 2 Комбинир урок Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной — примётывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краёв — вымётывание. 173-174 Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой. 2 Комбинир урок Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной — притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием — обтачивание. 175-176 Основные операции при ручных работах: временное соединение мелкой детали с крупной — примётывание; временное ниточное закрепление стачанных и вывернутых краёв — вымётывание. 2 Практич урок Обработка припусков шва перед вывёртыванием.Классификация машинных швов: соединительные (обтачной с расположением шва на сгибе и в кант).Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом. Устранение дефектов. 177-178 Основные машинные операции: присоединение мелкой детали к крупной — притачивание; соединение деталей по контуру с последующим вывёртыванием — обтачивание. Обработка припусков шва перед вывёртыванием. 2 Практич урок Последовательность изготовления изделия. Технология обработки выбранного изделия. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка швов. Окончательная отделка изделия.
Технология пошива подушки для стула. Профессия технолог-конструктор швейного производства, портной. 179-180 Классификация машинных швов: соединительные (обтачной с расположением шва на сгибе и в кант). Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом. Устранение дефектов. 2 Практич урок 181-182 Последовательность изготовления изделия. Технология обработки выбранного изделия. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. 2 Практич урок 183-184 Обработка швов. Окончательная отделка изделия. 2 Практич урок 185-186 Технология пошива подушки для стула. 2 Практич урок 187-188 Профессия технолог-конструктор швейного производства, портной. 2 Комбинир урок 189-190 Семья как экономическая ячейка общества. Роль семьи в обществе. Функции семьи. 2 Комбинир урок Роль семьи в обществе. Функции семьи: воспитательная, коммуникативная, экономическая, стабилизирующая и регулирующая. Потребности семьи: рациональные, ложные, духовные, материальные. Потребительский портрет вещи. Затраты на приобретение товаров. Правила покупки. Способы выявления потребностей семьи. Минимальные и оптимальные потребности. Потребительская корзина одного человека и членов семьи.
Знать о роли и функциях семьи в обществе, потребностях семьи, правила покупки, способах выявления потребностей семьи. Уметь высчитывать затраты на приобретение товаров, рассчитывать стоимость потребительской корзины одного человека и всей семьи. 191-192 Потребности семьи Правила покупки. Способы выявления потребностей семьи. Потребительская корзина одного человека и членов семьи. 2 Комбинир урок 193-194 Информация о товарах. Источники информации. Торговые символы, этикетки, штриховой код. Понятие о сертификатах. Разработка этикетки. 2 Комбинир урок Информация о товарах. Источники информации. Торговые символы, этикетки, штриховой код. Понятие о сертификатах. Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупок. Способы защиты прав потребителей.
Знать источники информации о товарах, иметь понятие о сертификатах, правила поведения при совершении покупок, о правах потребителя.
Уметь совершать покупки, находить информацию о товаре. 195-196 Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. 2 Комбинир урок 197-198 Правила поведения при совершении покупок. Способы защиты прав потребителей. 2 Комбинир урок 199-200 Источники семейных доходов и бюджет семьи. 2 Комбинир урок Источники семейных доходов и бюджет семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи.
Знать об основных источниках семейных доходов, технологии построения семейного бюджета. Уметь рационально планировать расходы на основе актуальных потребностей семьи. 201-202 Технология построения семейного бюджета. 2 Комбинир урок 203-204 Доходы и расходы семьи. Составление списка расходов семьи. 2 Практич урок 205-206 Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. 2 Комбинир урок 207-208 Пища. Рациональное питание. 2 Комбинир урок Пища. Рациональное питание. Режим питания. Правила составления меню, в зависимости от калорийности продуктов. Планирование расходов на питание. Знать о режиме питания, правилах рационального питания. Уметь учитывать потребление продуктов питания для семьи и одного человека. 209-210 Режим питания. Правила составления меню, в зависимости от калорийности продуктов. 2 Комбинир урок 211-212 Планирование расходов на питание. 2 Комбинир урок 213-214 Учет потребления продуктов питания.
2 Практич урок 215-216 Способы сбережения денежных средств семьи. Личный бюджет. 2 Комбинир урок Способы сбережения денежных средств семьи. Личный бюджет. Расходы: постоянные, переменные, непредвиденные. Варианты ведения учетной книги.
Знать о способах сбережения денежных средств семьи, ведения учёта расходов. Уметь: вести книгу учёта расходов. 217-218 Расходы: постоянные, переменные, непредвиденные. Варианты ведения учетной книги. 2 Комбинир урок 219-220 Учетная книга школьника. Оформление книги. 2 Практич урок 221-222 Назначение приусадебного участка. Нормы потребления и средний урожай основных культур. 2 Комбинир урок Назначение приусадебного участка. Нормы потребления и средний урожай основных культур. Расчет прибыли приусадебного участка. Понятие себестоимость продукции, оптовые и розничные цены.
Знать: о назначении приусадебного участка, понятиях себестоимости продукции, оптовых и розничных ценах. Уметь вычислять нормы потребления и средний урожай, рассчитывать прибыль приусадебного участка. 223-224 Расчет прибыли приусадебного участка. Понятие себестоимость продукции, оптовые и розничные цены. 2 Комбинир урок 225-226 Расчёт площади приусадебного участка. 2 Практич урок 227-228 Выбор и расчёт необходимого посевного и посадочного материала. Выращивание рассады овощных культур. 2 Практич урок 229-231 Разделение труда. Классификация профессий. Профессии, специальности, должности. Конкуренция на рынке труда. 3 Комбинир урок Разделение труда. Как изучают и классифицируют профессии. Профессии, специальности, должности. Конкуренция на рынке труда.
Знать о разделении труда, классификации профессий, их конкуренции на рынке труда. Уметь пользоваться источниками дополнительной информации. 232-234 Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Центры профориентации и занятости.
Сравнительная характеристика профессии, специальности должности. 3 Комбинир урок Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Центры профориентации и занятости. Знать о видах массовых профессий сферы производства и сервиса, центрах профориентации и занятости Бузулукского района. Уметь пользоваться дополнительными источниками информации, составлять сравнительную характеристику профессии, специальности, должности. 235-237 Виртуальная экскурсия на производство. Оформление информации по экскурсии в виде рассказа (презентации). 3 Урок-экскурсия Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Виртуальные экскурсии на производство (по запросу учащихся)
Знать о правилах поведения на производстве, особенностях производства, рассматриваемого на экскурсии. Составлять иллюстрированный рассказ об особенностях профессий на производстве. 238 Роль профессии в жизни человека. Диагностика профессиональных качеств личности. 1 Комбинир урок Роль профессии в жизни человека. Диагностика профессиональных качеств личности. Заполнение бланков – тестов на определение профессиональных качеств личности. Знать о роли профессии в жизни человека, необходимых общих профессиональных качествах. Уметь заполнять бланки тестов на определение профессиональных качеств личности. 239-240 Диагностика профессиональных качеств личности. 2 Практич урок 241-242 Виртуальное знакомство с людьми – носителями профессий (по запросу учащихся) 2 Комбинир урок Виртуальное знакомство с людьми – носителями профессий (по запросу учащихся)
Написание эссе о профессиональном пути родителей или родственников
Знать о многообразии профессий сферы обслуживания. Уметь выражать свои мысли в письменном виде. 243 Написание эссе о профессиональном пути родителей. 1 Практич урок 244-245 Профессиональные качества личности. Право на выбор и ответственность за выбор. Нормативные документы, гарантирующие права и регламентирующие обязанности работников. 2 Комбинир урок Профессиональные качества личности. Право на выбор и ответственность за выбор. Нормативные документы, гарантирующие права и регламентирующие обязанности работников. Найти и использовать различные источники нормативных документов.
Знать об основных нормативных документах, гарантирующих права и обязанности работников. Уметь пользоваться основными документами, анализировать их. 246 Анализ различные источники нормативных документов 1 Практич урок 247-248 Диагностика профессиональных интересов и склонностей. Способы получения информации о профессиональном самоопределении. 2 Комбинир урок Диагностика профессиональных интересов и склонностей. Способы получения информации о профессиональном самоопределении.
Заполнение бланков-тестов. Знать о способах получения информации о профессиональном самоопределении. Уметь анализировать свои профессиональные склонности и интересы. 249 Диагностика профессиональных качеств личности. 1 Практич урок 250-251 Где и как ищут работу. Требования, предъявляемые современным работодателем. Анализ предложений работодателей на рынке труда Бузулукского района. 2 Комбинир урок Где и как ищут работу. Требования, предъявляемые современным работодателем. Анализ предложений работодателей на Московском рынке труда. Построение плана профессионального образования Знать способы поиска работы, трудоустройства на территории района. Уметь строить свой план профессионального образования. 252 Построение плана профессионального образования. 1 Практич урок 253-254 Требования, предъявляемые современным работодателем. Анализ предложений работодателей на рынке труда Бузулукского района. 2 Комбинир урок Требования, предъявляемые современным работодателем. Анализ предложений работодателей на рынке труда Бузулукского района.
Знать о требованиях, предъявляемых современным работодателем. Уметь анализировать предложения рынка труда и составлять карту «Мир профессий» ближайшего территориального окружения 255 Составление карты «Мира профессий» в ближайшем территориальном окружении. 1 Практич урок 256-257 Особенности промышленного производства (по запросу учащихся). Правила оформления отзыва об экскурсии.
2 Практич урок Изучение особенностей промышленного производства (по запросу учащихся). Оформление отзыва об экскурсии.
Знать об особенностях промышленного производства. Уметь анализировать предложения рынка труда и составлять карту «Мир профессий» ближайшего территориального окружения 258-260 Подготовка проекта «Мой профессиональный выбор» правила представления проектной работы в форме публичного выступления. 3 Комбинир урок Этапы работы над проектом. Правила представления проектной работы в форме публичного выступления. Оформление и реклама подготовленных проектов «Мой профессиональный выбор» Самооценка проделанной работы. Презентация проектов. 261 Презентация и самооценка итогового проекта «Мой профессиональный выбор» 1 Практич урок 262-263 Обобщающее повторение. Кулинария. 2 Обобщающий урок Обобщение и систематизация основных теоретических сведений, практических умений. 264 Обобщающее повторение. Элементы материаловедения. 1 Обобщающий урок 265-266 Обобщающее повторение. Технология ведения дома: эстетика и экология жилища. 2 Обобщающий урок 267-268 Обобщающее повторение. Электротехнические работы. 2 Обобщающий урок 269-270 Обобщающее повторение. Рукоделие: создание изделий из текстильных и поделочных материалов. 2 Обобщающий урок 271 Обобщающее повторение. Семейная экономика. 1 Обобщающий урок 272 Обобщающее повторение. Моя профессиональная карьера. 1 Обобщающий урок