«Методы описания моделей. Свойства моделей».


Класс: 7
Дата проведения__________
Тема урока: «Методы описания моделей. Свойства моделей».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная
Методы: наглядные, практические.
Цель: дать значения понятиям модель, моделирование и формализация; научить классифицировать модели
Задачи урока:
1. Учебная: сформировать понятие моделирования как метода познания; рассмотреть различные классификации моделей; сформировать понятие «информационная модель», научиться описывать информационные модели.
2. Развивающая: работать над развитием логического мышления, внимательности, активности; способствовать расширению кругозора.
3. Воспитательная: воспитание организованности, сосредоточенности, ответственности.
Оборудование: компьютерный класс, проектор, электронная презентация, рабочие листы.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация знаний
Повторение ТБ В виде игры. Учащиеся, прежде чем занять свое рабочее место – отвечают на вопросы:
Время работы за компьютером учащихся 7 класса
Основные требования перед работой за ПК
Основные требования во время работы за ПК
Основные требования по окончанию работы за ПК
Действия при пожаре
Общие правила поведения в кабинете ИВТ
Сообщение темы и задач урока
Человечество в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной) постоянно создаёт и использует модели окружающего мира. Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия (очень большие или очень маленькие объекты, очень быстрые или очень медленные и др.)
Тема сегодняшнего урока «Моделирование, как метод познания. Формы представления моделей».Соответственно:
Учащиеся должны узнать: что такое модель, моделирование формализация.
Учащиеся должны научиться: различать и составлять модели.
Изучение нового материала
Беседа о роли моделирования в научных и практических исследованиях
С понятием «модель» мы сталкиваемся с детства. Игрушечный автомобиль, самолёт или кораблик для многих были любимыми игрушками, равно как и плюшевый медвежонок, кукла. Дети часто моделируют (строят города из кубиков и т.д.) Модели и моделирование используются человечеством с незапамятных времен.
Архитектор готовится построить здание невиданного доселе типа. Но прежде, чем воздвигнуть его, он сооружает это здание из кубиков на столе, чтобы посмотреть, как оно будет выглядеть. Это модель.
Глобус – модель земного шара. Манекен в магазине – модель человека.
Предложить учащимся привести примеры моделей.
Попытаемся понять, зачем нужны модели, какова их роль в приведённых примерах.
Попытаемся понять, какова роль моделей в приведенных примере. Конечно, архитектор мог бы построить здание без предварительных экспериментов с кубиками. Но он не уверен, что здание будет выглядеть достаточно хорошо. Если оно окажется некрасивым, то многие годы будет немым укором своему создателю. Лучше уж поэкспериментировать с кубиками.
Модель и моделирование.
Моделирование - Метод познания , состоящий в создании и исследований моделей.
Модель –это некий новый объект, который отражает некоторые существенные свойства изучаемого явления или процесса. (учащиеся приводят свои примеры)
Где же используются модели?
2. Формы представления моделей.
А) Классификация моделей по способу представления.

Задание 1 Рабочий лист. Заполните таблицу.
Информационные
Материальные
расписание движения поездов, плюшевый мишка, бронзовый бюст писателя, компьютерная программа, фотография цветка, глобус, блок-схема алгоритма, макет здания, диаграмма, манекен.
Б) Классификация информационных моделей по форме представления.
1. Объяснение: Навыки моделирования так же очень важны для человека в его повседневной деятельности и профессиональной деятельности.
Признаки классификации моделей
По области использования
Учебные
Опытные
Научно –технические
Игровые
Имитационные
С учетом временного фактора
Статические (описывают состоянии системы в момент времени)
Динамические (описывают процессы изменения и развития систем)
По способу представления моделей
Материальные (отражают геометрические и физические свойства объекта (макеты, игрушки, опыты)).
Информационные (строятся на информации).
Закрепление изученного материала:
Задание 1. Впишите наименование моделей в правильный столбец.
Материальная модель Информационная
расписание движения поездов, плюшевый мишка, бронзовый бюст писателя, компьютерная программа, фотография цветка, глобус, блок-схема алгоритма, макет здания, диаграмма, манекен.
Задание 2 (дополнительно): Числовой диктант
Если утверждение верное, то обучающиеся в тетради пишут 1, иначе 0. По окончании учитель вместе с учащимися анализирует ответы.
Утверждения:
Модель – это упрощенное подобие реального объекта.
Географическая карта является материальной моделью.
Модель объекта содержит информации столько же, сколько и моделируемый объект.
Информационная модель есть целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные свойства этого объекта.
Объект может быть описан несколькими различными моделями.
Ключ:
1
0
0
1
1
VI. Итоги урокаЧто такое модель?
Что такое моделирование?
По каким признакам можно классифицировать модели?
Приведите примеры учебных моделей.
Чем отличаются статические модели от динамических?
Приведите примеры статических и динамических моделей.
Что такое материальные модели?
Что такое информационная модель?
2. Задание на дом Конспект, модель своей комнаты в любой программе
3. Выставление оценок.