Разработка урока Повторительно — обобщающий урок Изменение агрегатных состояний вещества (8 класс)

Повторительно - обобщающий урок по теме «Изменение агрегатных состояний вещества».
8 класс.
Цель урока: научить видеть физику в окружающих нас явлениях, прежде всего в тех, с которыми мы сталкиваемся ежедневно; повторить основные понятия по теме. Развивать логическое мышление, память, речь.
Оборудование: электрический чайник, чашки с блюдцами, чайник для заварки, печенье, конфеты.
Урок проводится в кабинете, где можно переставить столы. Необходимо установить 5-6 спаренных столов, за каждым из которых садится 5-6 человек- команда. На столах расставлена посуда для чая. На интерактивной доске красивый плакат- приглашение «Физика за чашкой чая». Вода для чая кипятится заранее, заваривается чай.
Ход урока.
Оргмомент ( вступительное слово учителя).
Ребята, я знаю, вы с удовольствием каждый день пьете чай, но немногие задумывались над соровождающими этот процесс физическими явлениями. Разберемся в этом вместе.

Правила игры:
1.Группа учащихся сидящих за одним столом - команда.
2.На уроке нужно совмещать два дела: пить чай и отвечать на вопросы.
За каждый правильный вопрос- 1 балл, за правильное дополнение-1 балл, за оригинальный ответ 2 балла.
Вопросы, которые задает учитель дублируются на интерактивной доске.
Почему, ставя кипятить чайник, его накрывают крышкой?
( Если чайник открыт, то часть молекул воды, имеющих большую кинетическую энергию, будет улетать в пространство над чайником, поэтому к чайнику нужно дольше подводить энергию извне, и долго не закипает.
Проведем опыт: крышку горячего чайника охладим, облив его холодной водой. На три спички аккуратно положу крышку так, чтобы она не прикасалась к чайнику. Через некоторое время потрогаем крышку. Что вы ощущаем?
( Крышка будет теплая. У спичек малая теплопроводность, поэтому теплота от чайника почти не будет передаваться крышке путем теплопроводности.)
Вода в чайнике закипела, из носика вырвалась наружу струя пара. Но ведь пар невидимый. Что же мы видим?
( Пар невидим. Вырвавшись из носика, он в прохладном воздухе конденсируется, образуя капельки воды и мы и видим.)
Разливая чай капнули на руку кипятком. Почему ощущение будто укололи руку иголкой. Почему?
(Молекулы горячей воды имеют большую скорость, мгновенно пробивают верхний слой кожи, вызывая ощущение боли.)
Какую температуру имеет кипящая вода?
( 100є С).
Всегда ли вода кипит при 100є С?
( Температура кипения зависит от от давления над поверхностью воды: чем меньше давление, тем меньше температура кипения.)
Каким способом необходимо повысить температуру кипения?
( Увеличить давление над поверхностью. Для этого положить сверху крышки груз, в носик вставить пробку.)
В каких кухонных приборах применяется этот способ - увеличить давление над поверхностью? Для каких целей?
( В скороварках. Увеличение давления вызывает повышение температуры кипения. Жидкость прогревается до температуры выше 100є С.)
Что такое кипение?
( Кипение - процесс интенсивного испарения жидкости при определенной теипературе, сопровождаю.щейся быстрым образованием и ростом пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости наружу и лопающихся там.)
Зачем в крышке заварочного чайника сделана дырочка?
(В чайник наливают горячую воду; она испаряется. Если в крышке чайника нет дырочки, то между крышкой и слоем воды скапливается пар и образуется повышенное давление, под влиянием которого вода будет выливать из носика.)
Почему опасно наливать горячую воду в толстостенный стакан?
( Стакан можно лопнуть; внутренние стенки, сопркасающиеся с горячей жидкостью, сразу же расширяется, в то время как внешние еще не успевают прогреваться и сохраняют свои размеры; от этого стекло деформируется и происходит его разрушение.)
Как надо поступить чтобы толстостенный стакан не лопнул?
( Необходимо опустить в стакан металлическую ложечку: она примет часть теплоты, температура воды станет меньше, тепловое расширение станет меньше.)
Для чего у чашек сделаны ручки?
( Ручка позволяет брать чашку, не обжигая руки.)
Чтобы подстаканник быстрее охлаждал чай, из какого материала нужно его изготовить?
(Из материала с большой теплопроводностью, например, серебра, золота.)
Почему старые люди пьют чай, наливая его в блюдце.
(У чая в налитого в блюдце большая поверхность и скорость испарения будет больше и понижается температура чая.)
Положите в чай сахар, заварку, затем залейте кипяток. Не мешайте чай. Почему он не сладкий?
(Чтобы произошла диффузия нужно время.)
Я налью себе в чистый стакан немного кипятка. Пронаблюдайте, что произойдет?
(Стенки стакана запотевают: кипящая вода испаряется, ппар ее, соприкасаясь с холодными стенками стакана, конденсировался на них, образуя туман.)
Вопрос о печенье. Печенье легко разломить, но невозможно соединить куски. Почему?
( Когда ломаем печенье, то разрушаем межмолекулярные связи и трудно сблизить куски на расстояние, чтобы начали проявляться силы межмолекулярного притяжения.)
Подводя итог урока, следует сказать, что совмещая приятное с полезным, мы применили свой знания к необычным, а в то же время и повседневным ситуациям. Команда, набравшая наибольшее количество баллов объявляется победителем. Особо отличившимся учащимся ставятся оценки.
В конце урока проводится рефлексия:
Что ты узнал на уроке?
Что тебе понравилось?
Какое у тебя настроение?



15