Технологическая карта урока «Неопределённая форма глагола».


Технологическая карта урока «Неопределённая форма глагола».
(УМК Школа России»)
Предмет Русский язык
Класс 4
Тип урока Урок постановки и решения учебной задачи.
Цели урока Образовательные:
Познакомить детей с глаголом в неопределённой форме, учить образовывать начальную форму глагола, выполнять морфемный разбор глагола в неопределённой форме.
Развивающая: формировать УУД
Воспитательная: воспитывать учебно-познавательный интерес на уроках русского языка
Технологии, методы, приёмы Метод решения учебных задач
Основные понятия, термины Начальная форма глагола, инфинитив
Планируемый результат
Предметный
Учебно- языковые умения
Находить глаголы в неопределённой форме;
образовывать начальную форму глагола;
выполнять морфемный разбор глагола в неопределённой форме.
Речевые умения
Умение строить высказывания в научном стиле
Личностный
Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.
Метапредметныерегулятивные
Принимать и осознавать учебную задачу;
осуществлять
контроль и оценку выполняемых действий;
работать
по предложенному плану;
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности и деятельности других;
Познавательные
Осуществлять анализ свыделением существенных признаков;
делать умозаключения и выводы;
формулировать учебную задачу; проводить анализ
с выделением существенных признаков; делать
умозаключения и выводы; моделировать открытые свойства;
Коммуникативные
Договариваться при совместном решении задач;
Понятно, правильно и доказательно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
слушать и понимать речь других; уметь
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
владеть диалогической формой речи
Организация пространства
Формы работы ресурсы
Фронтальная,
групповая,
индивидуальная В. П. Канакина. В. Г. Горецкий Русский язык 4 класс, часть 2.
Технология обучения
Этапы урока Оформление доски Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный
Этап
2. Создание
ситуации
успеха. 
 
 
3. Создание
ситуации
затруднения
(разрыва)
4. Осознание
учебной
задачи, ее
решение
5. Модели-
рование,
продолжение
поиска
в решении
учебной
задачи
6. Домаш-
нее задание

7.Рефлек-
сия изучен-
ного на уроке

Число. Классная работа.
Чистописание: ть ти чьТема: Глагол.(остальная часть закрыта)
Записаны глаголы: выкопал, выдержал, угрожают, зашагает, стемнеет, решить, беречь, привезти, сбегутТема: Глагол Неопределённая форма глагола .А) катать, гулять, дружить, пароль;
Б) сорить, считать, гулял, помочь;
Привести в исполнение, задать вопрос, оказать помощь, сделать белым
Играет-
Пожелали-
подожгу
Приветствует уч-ся
Где мы встречали такие сочетания?
Представьте что одной части речи задавали вопросы . Послушайте ответы и догадайтесь , что это за часть речи ?
-Что вы больше всего любите?(действовать)
-Что вы больше всего не любите? (предлоги и известную частицу)
-С кем вы дружите? (с именами существительными и наречиями)
О какой же части речи пойдёт у нас разговор? Верно о глаголе. Это наш знакомый и загадочный глагол. Почему я подобрала такие определения для глагола?
Вспомним. Что знаем о глаголе. Перед вами высказывания четвероклассников. Найдите ошибки в их ответах.
-Глагол это часть речи.
-Глагол обозначает признак предмета.
-Глагол отвечает на вопросы Что сделать? Что делать? Что делает? и др.
-Глагол изменяется по лицам и числам.
Глагол может употребляться в настоящем, будущем и прошлом времени.
Выполним словарную работу. Я называю существительное, а вам надо образовать однокоренной глагол в наст. вр., 3 л., ед. ч.
ДЕЖУРНЫЙ, ЗАВТРАК, ОБЕД, РИСУНОК, ПРАЗДНИК, УЖИН
Что у них общего?
Распределите слова в три столбика:
Наст. вр., буд. вр., прош. вр.
У кого возникли затруднения?
Какие слова не попали ни в один столбик? Почему?
Если мы у этих глаголов не можем определить время, лицо, число, как мы можем их назвать.
Сформулируйте, уточните тему урока.
Какие задачи мы можем поставить для себя на уроке?
Выберите из предложенного списка.
- Находить в тексте гл. неопр. ф.
-Образовывать у глагола неопр. ф.
-Находить гл. в прош. вр.
- Склонять имена сущ.
-Разбирать гл. неопр. ф.
Поставьте эти задачи в нужной последовательности. Это и будет планом работы над темой урока.
Чтобы найти эти глаголы, надо знать, что это такое. Где мы можем найти информацию?
Запишите в тетрадь 2 вопроса, на которые отвечают гл. неопр. ф.
Какая ещё особенность у этих глаголов?
Найдите в таблице 10 «спрятанных» глаголов неопр. ф.
К М Л О В И Т Ь Л РМ
Й ПЕ РЕ Х О Д И Т Ь
К О Т С РА Г А ПА Н
О М Е И Т ЗПРИ С О
Н ПТ Д Е Й РИ С М С
Й К Ь Е Т О Л Т Н Д Т
И Е С Т Ь Т Н Ь ПТ О
ПЕ Т Ь РИ О Д ЮО Я
Н Й Н О Т Д ШМ В Я Т
щ к а н а о пл ы т ь
Упр. 150
Будем учиться ставить глагол в неопределённую форму. Понаблюдаем.
Говорит (что делает?)- Н. ф. (Что делать?) говорить.
Заговорит (что сделает?)- Н. ф. (Что сделать?) заговорить.
Какой вывод сделали?
Запишите глагол САЛЮТОВАТЬ.
Разберём его по составу. Вспомним, с чего начинаем этот разбор. Чтобы не допустить ошибок обратимся к правилу с.72. Какая информация поможет разобрать слово?
Выполнение упр.156
Глагол в неопределённой форме
ИНФИНИТИФ
Выполнили мы те задачи, которые перед собой поставили?
Дома вы продолжите работать по теме урока. Дом. задание: с. 72,73 выучить правила, упр. 152.
Осталось проверить себя, как поняли тему урока и чему научились.
В каждой строке найди лишнее слово. Почему?
Запиши одним словом..
В каком слове нет суффикса?
От глагола образовать начальую форму и разобрать по составу.
Чему учились? Что было трудно?
Что интересно? Какие новые слова запомнили? Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку.
В глаголах.
Глагол.
Знакомый-уже многое о глаголе знаем, загадочный-есть ещё для нас загадки, не всё выучили.
Анализ текста. Объяснение позиции выбора.
Комментированное письмо
(Он) дежурит, завтракает, обедает, рисует, празднует, ужинает.
Есть орфограмма безударная гласная.
Запишем эти слова в отдельную группу.
Глаголы в неопределённой форме.
Неопределённая форма глагола.
Находить в тексте гл. неопр. ф.
-Образовывать у глагола неопр. ф.
-Разбирать гл. неопр. ф.
Обратимся к учебнику. Правило с. 72.
Работа с учебником и в тетради.
Что делать? Что сделать?
Подчёркивают, чем отличаются вопросы.
Оканчиваются на ть ти чь.
Ответы: ловить, переходить, есть, плыть, петь, лететь. спать, вертеть, дарить, стоять.
Самопроверка по эталону. Самооценка-шкала.
Продолжение работы комментированно.
Неизменяемая форма, значит, нет окончания;
ть ти суффиксы, не входят в основу
чь-часть корня
Фронтальная работа, «по цепочке»
3 любых гл. разберите полностью
Работа в тетадиИсполнить, спросить, помочь, побелить.
Взаимоповерка.