Технологическая карта урока русского языка Неопределённая форма глагола (4 класс)


Тип урока Освоение нового материала
Педагогические задачи Создать условия для ознакомления с признаками неопределенной формы глагола; совершенствовать умение находить в тексте гла-
голы в неопределенной форме; способствовать развитию навыка выделять суффиксы -ть, -ти глаголов в неопределенной форме;содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке
Планируемые предметные
результаты Познакомятся с признаками неопределенной формы глагола; научатся находить глаголы в тексте; определять время глаголов; ука-зывать глаголы в неопределенной форме; выделять суффиксы -ть, -ти глаголов в неопределенной форме; выполнять разбор словапо составу
МетапредметныеПознавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию
УУДна основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить
ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); регулятивные: самостоя-
тельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения,
самостоятельно оценивать; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; коммуникативные:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку
зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений
Личностные
результаты Осознавать и принимать базовые ценности: «благородство», «дружба», «понимание», «сочувствие»; оценивать жизненные ситуации
и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей
гражданина России; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для
одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА Глагола

Этап урока Содержаниедеятельностиучителя Содержаниедеятельности учащегося
(осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности учащихся
1.Актуализация знаний Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Отвечают на вопросы. Рассказывают о выполненной дома работе. Осуществлять актуализацию
Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 91).
Минутка чистописания.
Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы.
Укажите над глаголами время.
Подчеркните в словах 3-го предложения изученные орфограммы.
Проводит минутку чистописания.
Запишите буквосочетания.
Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Разберите предложение по частям речи.
Читают загадки, объясняют написание пропущенных букв, указывают время глаголов.
По морю идет (наст, вр.), до берега дойдет (буд. вр.), тут и пропадет (буд. вр.). (Волна.)
Голубой шатер весь мир накрыл (прош. вр.). (Небо.) Живет (наст, вр.) - лежит (наст, вр.), умрет (буд. вр.) побежит (буд. вр.). (Снег.)
Рос (прош. вр.) шар бел, дунул (прош. вр.) ветер - шар улетел (прош. вр.). (Одуванчик.)
Выполняют чистописание.
Т,пт,тя,ят….
Т…нуть, тёплый,т..мнота.
У (предл.) моих (мест.) ног (сущ.) тянулась (гл.) узкая (прил.) долина (сущ.).
Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.
личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания
Работа над словами с непроверяемым написанием
- Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций
Хороший, лучистый, лучше. III. Сообщение темы урока.
Определение целей урока
Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.
Сегодня на уроке продолжим путешествие по волшебной стране Глаголии. На какие вопросы отвечают слова- жители данной страны? Что они обозначают?
Прочитайте тему урока.
Определите цели урока, используя опорные слова.
Сегодня на уроке будем учиться образовывать неопре-
деленную форму глагола Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока: ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол в устной и письменной речи•
Принимать и сохранять учебную цель и задачу
IV. Объясне-
ние нового ма-
териала.
Наблюдение
над языковым
материалом.
Работа по учеб-
нику (упражне-
ние 148)
V. Первичное
закрепление
знаний.
Работа по учеб-
нику (упражне-
ние 149)
Организует работу по теме урока. Объясняет новый
материал, отвечает на вопросы учеников.
- Прочитайте пословицы на экране, вставьте пропущен-
ные буквы. Объясните правописание орфограмм.
Не всякий, кто ч..тает, во чтении силу знает.
Не на пользу книги ч..татъ, когда только в.ршки с них
хватать.
- Дайте характеристику глаголам первой пословицы.
- Что вы знаете о глаголе? Назовите грамматические
признаки глагола.
- Что вы можете сказать о глаголах из пословиц?
- Во второй пословице употреблены глаголы неопределенной формы. Что бы вы хотели узнать о них?
- Прочитайте словосочетания. Спишите.
-*• Сравните глаголы в словосочетаниях первой и второй
группы. У каких глаголов можно определить время?
Укажите их время.
- Назовите и подчеркните глаголы, у которых вы не смог-
ли определить время. Задайте вопрос к каждому из этих
глаголов
Задает вопросы. Комментирует и корректирует от-
веты. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при
необходимости проверяет ответы. Комментирует вы-
полнениезаданий.
- Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
- Спишите. Подчеркните глаголы. Можно ли опреде-
лить их время и число? Задайте вопрос к каждому гла-
голу.
— Вспомните, как называется форма глагола, которая
отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?».
- Неопределенная форма глагола - это начальная, неиз-
меняемая форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос «что делать?» или «что сделать?». Чаще всего они имеют суффикс -ть или -тиВыводят языковые закономерности, лежащие в основе
изучаемого понятия или правила. Анализируют форму-
лировку правила (понятия), данную в учебнике. Прово-
дят наблюдения на материале связных текстов.
Рассказывают о грамматических признаках глаголов
первой пословицы: отвечают на вопрос «что делает?»,
глаголы настоящего времени, несовершенного вида,
3-го лица, единственного числа.
Рассказывают о грамматических признаках глаголов
второй пословицы: отвечают на вопрос «что сделать?»,
глаголы несовершенного вида; время, лицо/род и число
определить нельзя.
Выполняют задание.
(Что делаю?) читаю (наст, вр.) сказку, (что делал?)
играл (прош. вр.) в шахматы, (что сделаем?) повторим
(буд. вр.) правило, (что делали?) слушали (прош. вр.)
радио.
(Что делать?) читать сказку, (что делать?) играть
в шахматы, (что сделать?) повторить правило, (что делать?) слушать радио
Осуществлять
анализ объектов
Осознанно
и произвольно
строить речевое
высказывание
в устной форме,
обосновывать
свое мнение.
Согласовывать
усилия по ре-
шению учебной
задачи. Догова-
риваться и при-
ходить к общему
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на во-
просы, высказывают свое мнение. Применяют новые
знания на новом языковом материале. Выполняют ана-
литические упражнения. Участвуют в обсуждении во-
просов по теме.
Списывают пословицы. Подчеркивают глдголы, задают
к ним вопросы.
Жизнь (что сделать?) прожить - не поле (что еде-
лать?) перейти. Лучше один раз {что сделать?) veu-
деть, чем сто раз {что сделать?) услышать. Легко дру-
зей (что сделать?) найти, да трудно (что сделать?)
сохранить.
Выполняют звуко-буквенный разбор слова «прржить»
в шахматы, (что сделать?) повторить правило, (что делать?) слушать радио
Выполняют дидактические упражнения, отвечают на во-
просы, высказывают свое мнение. Применяют новые
знания на новом языковом материале. Выполняют ана-
литические упражнения. Участвуют в обсуждении во-
просов по теме.
Списывают пословицы. Подчеркивают глдголы, задают
к ним вопросы.
Жизнь (что сделать?) прожить - не поле (что еде-
лать?) перейти. Лучше один раз {что сделать?) veu-
деть, чем сто раз {что сделать?) услышать. Легко дру-
зей (что сделать?) найти, да трудно (что сделать?)
сохранить.
Выполняют звуко-буквенный разбор слова «прржить»
VI. Дальней-
шая работа
по закрепле-
нию и обобщению приобретенных знаний и умений.
Работа по учеб-
нику (упражне-
ние 150).
VII. Итог урока. Рефлексия
Домашнее
задание
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит
итог.
- Прочитайте стихотворение 3. Александровой.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните
глаголы в неопределенной форме. Выделите в них суф-
фиксы -ть, -ти.
Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.
Что особенно заинтересовало вас во время урока?
Что нового узнали на уроке?
Назовите признаки неопределенной формы глагола.
На что не указывает инфинитив? Что он обозначает?
Какие суффиксы имеет инфинитив?
Чем является в предложении?
Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените свою работу на уроке
Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.
- Выполнить упражнение 151 в учебнике
Обобщают способы действия по правилу, применяют
на практике алгоритмические предписания, инструкции.
Выполняют аналитико-синтетические упражнения, ра-
боту со словарями.
Списывают. Выделяют суффиксы -ть, -ти у глаголов
в неопределенной форме.
Ударил гром двенадцать раз
И замер в стороне.
Природа отдала приказ Салютовать весне.
Ппиказ - чепемухе ивести.
Коапиве быть не злой.
По.ждю дооожки подмести Серебряной мандой.
...А солниу выйти из-за туч И веселее гпеть.
Выполняют разбор слова по составу.
. Салютоварпь.
Выполняют морфологический разбор слова.
Приказ — сущ., что?, нач. ф. — приказ, неодушевленное, нарицательное, м. р., 2-е скл., ед. ч., В. п., дополнение.
Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Инфинитив не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет действие предмета.
Инфинитив имеет суффиксы -ть, -ти, которые не входят в основу, буквосочетание -чь входит в состав корня; есть глагольные суффиксы -а-, -и-, -е-,-ова-, -ну-, которые входят в основу инфинитива.
Инфинитив может быть любым членом предложения, но чаще всего он бывает подлежащим и сказуемым
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы
.
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение