Конспект урока по географии на тему Географическое положение, рельеф Южной Америки


Государственное бюджетное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Стахановская средняя общеобразовательная школа I-III ступеней №2»
Методическая разработка урока по географии
по теме:«Географическое положение, рельеф Южной Америки»
7 класс

Подготовила: учитель географии
Иващенко Вера Михайловна
Тема урока: Географическое положение, рельеф Южной Америки.
Цель урока:
- рассмотреть особенности географического положения и рельефа Южной Америки;
- совершенствовать практические умения и навыки определять географическое положение материка; выявлять закономерности распространения основных форм рельефа; сравнивать рельеф Южной Америки с рельефом Африки;
- воспитывать любознательность, самостоятельность, умения сотрудничать с другими, оценивать себя.
Оборудование: физическая карта мира, атласы, контурные карты, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений (автор А.И. Алексеев, В.В. Николина, - 3-е изд. –М.: Просвещение, 2016г. – (Полярная звезда), опорные листки с заданиями.
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока.
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Мотивация учебной и познавательной деятельности
Учитель:
Из маленькой, засушливой Австралии мы переносимся через океан в Южную Америку. Х. Колумб, которого считают первооткрывателем Нового Света, даже представить себе не мог, какого географического «рекордсмена» он подарил миру.
В Южной Америке, среди самых обширных в мире вечнозеленых экваториальных лесов, течет самая полноводная река мира – Амазонка.
Здесь протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды, с самой высокой вершиной в западном полушарии – горой Аконкагуа, и самым большим высогорным озером мира – Титикака.
И здесь действительно есть «затерянные миры», например горный массив Ауян – Тепуи, где был открыт самый высокий в мире водопад Анхель.
Южная Америка – это материк древних индейских цивилизаций, это родина танго и карнавала, это бесконечные пляжи и современные города, это смешение рас и народов.
Мы начинаем путь исследования материка как всегда со знакомства: характеристики географического положения, основных форм рельефа, закономерностях их распространения.
Изучение нового материала.
Учитель: Южная Америка – четвертый по площади материк на Земле. Площадь материка с островами – 18,2 млн. км². Определим особенности географического положения, используя физическую карту мира атласа. У вас на столах лежат опорные листки, в них вы найдете план характеристики ГП.
Задание 1. По физической карте мира определите и сделайте вывод:
а) какое положение занимает Южная Америка относительно экватора;
б) какое положение занимает материк по отношению к нулевому меридиану;
в) какие моря и океаны омывают берега материка. Нанесите их на контурную карту.
Учащиеся выполняют задание и делают вывод:
Южная Америка лежит в Западном полушарии по обе стороны от экватора, как и Африка сужается к югу. Омывается Тихим и Атлантическим океанами, Карибским морем.
Задание 2. Найдите крайние точки Южной Америки, определите их географические координаты и нанесите их на контурные карты.
Вывод:
Крайние точки, их географические координаты:
Северная точка - мыс Гальинас 12°25' с.ш., 71°39' з.д.
Южная точка - мыс Фроуорд 53°54' ю. ш. , 71°18' з. д.
Западная точка - мыс Париньяс 4°40' ю. ш. , 81°20' з. д.
Восточная точка -мыс Кабу-Бранку 7°10' ю. ш. , 34°47' з. д.
Задание 3. Определить, как расположен материк относительно других материков и крупных островов. Отметьте на контурной карте крупные острова, архипелаги, проливы, заливы близ южной Америки.
Выводы:
- Южную Америку с Северной Америкой связывает Панамский перешеек;
- между Южной Америкой и Антарктидой (точнее между Огненной Землей и Южными Шетландскими островами) – находится самый широкий пролив Дрейка.
- Архипелаг: Огненная Земля;
- Острова: Фолклендские, Малые Антильские;
- залив: Ла – Плата.Объяснение нового материала
Изучая материк, мы вслед за определением географического положения описываем рельеф и подтверждаем его связь со строением земной коры. Изучим этот вопрос, используя географические карты как источник информации и сравнение как метод (образ действия).
Нам понадобятся физические карты Южной Америки и Африки (см. Приложение, с.246 и 249) и карты литосферных плит, строения земной коры (см. рис.18 на с.30 и рис. 23 на с.33).
Задание 1. По картам атласа определите размещение основных форм рельефа Южной Америки. Обозначить размещение форм рельефа на контурной карте.
Горный запад. В основе лежит пояс альпийской складчатости.
Анды –складчатые горы, относящиеся к Тихоокеанскому огненному кольцу. Протяженность горной системы на суше более 9000 км. Самая высокая точка Южной Америки Аконкагуа (6960м) . Анды – это область землетрясений и вулканизма. Самый известный из вулканов – Котопахи. Результат процессов новой (кайнозойской) складчатости – соединение двух американских материков.
Равнинный восток. В основе лежит древняя Южноамериканская платформа.
Низменные территории – Амазонская, Оринокская, Ла – Платская, находятся на плитах, где кристаллический фундамент платформы перекрыт мощным осадочным чехлом.
Плоскогорья – Гвианское и Бразильское, находятся на поднятых участках платформы – щитах, весьма богатые рудными ископаемыми
Закрепление изученного материалаРабота в группах.
Заполните таблицу, сравнив особенности рельефа Южной Америки и Африки. Первая группа описывает черты сходства, другая - черты различия.
Черты сходства Черты различия
Итог урока.
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание
Читать§34.