Организация учебно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности обучающихся на уроках физики в условиях ФГОС


Августовская конференция учителей физики
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
«Организация учебно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности обучающихся на уроках физики в условиях ФГОС» 
Алтынова Любовь Викторовна
учитель физики первой квалификационной категории
ГБОУ «Васильевская кадетская школа-интернат
имени Героя Советского Союза Николая Волостнова»
ЗМР РТ
Задачи ФГОС:
1. Развитие личности обучающегося, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества: развитие мышления, эстетическое воспитание, формирование умений принимать правильное решение или предлагать варианты в сложной ситуации, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.
3. Интенсификация образовательного процесса во всех уровнях системы непрерывного образования:
- повышение эффективности и качества образовательного процесса за счет реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
- активизация познавательной деятельности с использованием ИКТ;
- углубление межпредметных связей за счет использования ИКТ;
- реализация идей открытого образования на основе   использования сетевых технологий.
Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование УУД, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение учащимися УУД ведет к формированию способности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Функции универсальных учебных действий:
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
В учебно-воспитательном процессе ставится установка на самостоятельное получение знаний обучающимися, на их самообразование и на самопознание. В связи с этим особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении, создаются условия, для того чтобы обучающийся овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал. Так как задача нашей педагогической деятельности формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то без использования ИКТ, проектной и творческо-экспериментальной деятельности в образовательном процессе нам не обойтись.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, выполнение практических заданий и т.д. то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие между учеников, в группах. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока.
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. Идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, ставит перед ними проблему,  дает рекомендации в течение урока, систематизирует полученные знания. При этом дети ощущают свою роль.
Наиболее значимые цели конструирования учебного процесса с применением образовательных информационных технологий состоят в повышении мотивации учащихся, в автоматизации учебного процесса, развитии рефлексии, творческой мысли учащихся.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности, исследовательских способностей, лидерских качеств. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.
Не секрет, что дети легко учатся тому, что им интересно. Необходимо создать обучающую среду, состоящую из отдельных компонентов, обеспечивающую в целом обучающий эффект. Разработанная с применением образовательных информационных технологий среда позволит создать систему обучения физике, которая не только обобщит, конкретизирует, систематизирует знания по физике, но и повысит мотивацию учащихся к изучению данного предмета.
Модель проектной работы даёт:
Преподавателю – возможность спроектировать обучающую среду; возможность реализовать принципиально новые формы и методы обучения; дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого; творческий поиск и организации совместной деятельности учащихся и учителей; разработка и выбор наилучших вариантов учебных программ; использование интеллектуальных форм труда;
учащимся – доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков;
родителям – возможность участвовать в процессе обучения начиная от контроля уровня успеваемости, заканчивая участием в совместных проектах.
Школа всегда выполняет заказ общества. Сейчас требования изменились: на смену ученику, получившего определенную систему знаний, умений и навыков школа должна сформировать человека способного активно и творчески мыслить и действовать, самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться. Эти требования прописаны в новом стандарте образования.
2014 год