Урок по математике на тему: «Задача с величинами «цена», «количество», «стоимость» (2 класс)


Тема урока: «Задача с величинами «цена», «количество», «стоимость».
Цель урока: формировать умение решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; совершенствовать вычислительные навыки устного счета; развивать внимание и логическое мышление.
Задачи урока:
познакомить детей с новым типом задач, терминами:  «цена», «количество», « стоимость»:
развивать навык устного счёта, внимание, творческое мышление, интерес к математике;
закреплять вычислительные навыки, умение решать примеры и задачи ;прививать аккуратность.
Оборудование: наглядный материал для решения задач, плакат с цифрами. индивидуальные карточки, учебник по математике 2 класс Маро М.И.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Ребята урок у нас сегодня необычный. Давайте снимем с себя ненужное напряжение, выполнив упражнения– Сделайте глубокий вдох и выдохНаденем шапку для размышлений (мягко завернём уши от верхней точки до мочки 3 раза) улучшает внимание.– А теперь улыбнитесь друг другу, подарите свои замечательные улыбки  гостям.
2. Минутка чистописания
Откройте тетради и запишите
4 апреля.
Классная работа.
Учитель:
Цифры наши хороши,В этом нет сомненья.Чтобы их писать красиво,Запасись терпеньем.
– Сегодня на уроке  мы вспомним, как пишутся цифры: 1,4, 7.(учитель на доске, дети в тетрадь)– Скажите, а чем отличаются однозначные числа, от двузначных чисел?– Из каких разрядов состоит двузначное число?– Давайте составим и запишем все двузначные числа из этих цифр, одну и ту же цифру можно использовать 2 раза. Расположим их в порядке возрастания.
3. Актуализация знаний
На доске записаны выражения и выполнен чертеж.
25+25+25+25
25+52+25+5
15+15+15
Назовите лишнее выражение.(25+52+25+5.)
-Почему оно лишнее? (Не все слагаемые одинаковые).
-К какому из выражений подходит схематический чертеж? (К последнему.)
-Почему? (В сумме три одинаковых слагаемых, на чертеже три отрезка.)
-Дописываю к числам наименования.)15руб.+15руб.+15 руб.
-Составьте по чертежу и этому выражению задачи об игрушках.
-Как решить задачу?(15*3=45(руб).)
-Где вам приходилось сталкиваться с такими задачами? (Ответы детей)
-Сформулируйте тему урока.
4. Устный счёт
3 ученика работают индивидуально по карточкам.Остальные устно.
60 – 48 =      58 + 6 =      50 + 29 =     3 * 6 =       45 – 7 =  (Объясняют способ вычисления, заменяя числа,  где необходимо, суммой разрядных и удобных слагаемых)Какое выражение лишнее? Почему?(3 * 6 = 18 – лишний, т.к. он на умножение)– Составьте по данному числовому выражению – выражения на деление.– Какими правилами пользовались?При перестановке множителей произведение не изменяется. Если произведение разделить на 1 множитель, то получим 2 множитель и наоборот.Геометрический материал– Какое общее название у данных фигур?– Какая из этих фигур лишняя?  (№3)– Почему? (все углы прямые, а этот острый).– Верно. Деньги заработали. Получите. (раздаю конверты с монетами для каждой группы).– Подсчитайте в группах, такая ли сумма у вас получилась?
5. Работа над новым материалом
Откройте учебник на стр.75 №2.
Толя купил 3 тетради, по 10р. каждая. Сколько стоили все тетради? Рассмотрите схематическую запись и реши задачу.
10*3=30(руб). –стоили 3 тетради
50:10=5 (тет)- можно купить на 50 рублей
Д.З№1 (устное выполнение). Ученики шли на экскурсию в 6 рядов по 2 человека в каждом ряду. Сколько всего учеников шло на экскурсию?
6*2=12 учеников.
2)12 учеников шли в 6 рядов на экскурсию. По сколько учеников было в каждом ряду?
12:6=2. По 2 ученика в ряду.
№3.
Поджарила-11 котлет.
Съели-6 котлет.
Осталось-? 1)11-6=5 (кот)
2)6-5=1 (кот)
Ответ: осталось 5 котлет. На 1 котлету меньше, чем съели.
№4.
70-b b+8
38 40
36 42
24 54
2 76
Работа в тетради на печатной основе.
№75 с.67 (самостоятельное выполнение. Фрот.проверка).
Физминутка6. Первичное восприятие нового материала
– Хорошо.  У вас на столе лежат  таблицы, работать  будем в парах.– Читаю текст «Мама купила 3 одинаковые тетради по 5 рублей и заплатила за всю покупку 15 рублей» (карточки с числовыми значениями прикрепляю на доску)        5          3     15– В своей таблице – начальными буквами  надпишите названия величин.– Что такое 5      Ц.– Что такое 3?    К. – Что такое 15?   С. (проверяем)– А теперь давайте этот текст, превратим в задачу.– Что для этого нужно сделать? ( одну из величин сделать неизвестной)– Цена одной тетради – 5 рублей, я купила 3 тетради. Какова стоимость моей покупки? Заполняем таблицу– Как будем решать эту задачу? (работаем с монетами, которые получили в начале урока)– Решение записываем в тетрадь 5 * 3 = 15 (р) комментирует Вика– Скажите, что мы сделали, чтобы найти стоимость?Вывод; Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество.На доске схема С = Ц * КРешим следующую задачу– Цена одной обложки 2 рубля, я купила несколько штук и заплатила за всю покупку 10 рублей. Сколько обложек я купила?– Как узнать количество?Решение записываем в тетрадь 10 : 2 = 5 (об.)– Сделайте вывод: Как найти количество?Вывод: Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену.На доске схема К = С : Ц                 – Я купила в магазине 3 открытки и заплатила за них 30 рублей. Какова цена одной открытки?Решение записываем в тетрадь 30 : 3 = 10 (р)– Какой сделаем вывод?Вывод: Чтобы найти сколько стоит один предмет, нужно стоимость разделить на количество.На доске схема Ц = С : К– С какими новыми величинами мы познакомились?– От чего зависит стоимость всей покупки  (от цены и количества)– Что больше цена или стоимость? (стоимость)                     – Может ли цена – быть равна стоимости?  (да, если покупаем один предмет)– А, что можно ещё купить нате деньги, которые у вас есть?  (ответы)– Позвольте узнать, что вы купили?
7. Закрепление изученного– Откройте учебники на стр. 65. Задачу №2 вы решите дома, а мы сейчас выполним №5  по вариантам –  самостоятельно
1 в. 1,2           75 + 18 = 93                      96 – 47 = 492в. 3,4              38 + 26 = 64                     82 – 55 = 27
Проверка – обмен тетрадями
8. Итог урока
– Чему мы учились на уроке?– С какими новыми словами познакомились?– А нужна ли нам тема, которую сегодня изучали?– А для чего?
Д.З. учебник с. 75 №2(2), 5.