Конспект урока чтения М. ПЛЯЦКОВСКИЙ «СЕРДИТЫЙ ДОГ БУЛЬ». Д. ТИХОМИРОВ «МАЛЬЧИКИ И ЛЯГУШКИ», «НАХОДКА»


Урок31. М. Пляцковский «Сердитый дог Буль».Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»
Цели деятельности педагога: создать условия для развития умения составлять схематический план и пересказывать по плану; совершенствовать навык чтения целыми словами.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение различать стихотворения и рассказы; умение читать вслух и про себя выразительно и осознанно.
Личностные:внимательное отношение к собственным переживаниям, вызванным словами и поступками других людей; представления о добре и зле, общих нравственных категориях.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев; умение анализировать и сравнивать произведение; составлять схематический план рассказа.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять учебные действия в устной и письменной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения; умение оценивать правильность выполненных учебных действий и вносить коррективы с учётом характера допущенных ошибок.
Коммуникативные: умение сопоставлять и описывать характер и поступки героев произведений, используя соответствующую лексику; работая в паре, выслушивать мнение партнёра и вырабатывать общую позицию.
Формы и методы обучения: фронтальная, парная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: слоговая таблица; карточки с играми; карточки с фамилиями авторов и с названиями произведений.
Урок
I. Актуализация знаний.
– Разложите карточки парами.

Выразительное чтение стихотворений.
II. Постановка цели урока.
– Сегодня мы продолжим чтение произведений из раздела «Я и мои друзья».
Послушайте песню «Если добрый ты» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева):
Дождик босиком по земле прошёл,Слышишь, как звенят в небе высоко
Клёны по плечам хлопал…Солнечных лучей струны.
Если ясный день, это хорошо,Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – плохо.А когда наоборот – трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно…
Если песни петь, с ними – веселей,
А когда наоборот – скучно!
– Какие отношения можно назвать дружбой?
– Кого называем лучшим другом?
– Может ли жадный и злой человек быть настоящим другом?
– Сегодня мы прочитаем новые произведения о дружбе и бережном отношении к близким людям.
III. Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
– Прочтите чистоговорку:
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Аш-аш-аш – у Марины карандаш.
Ща-ща-ща – мы несём домой леща.
Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
2. Отработка навыка чтения.
– Прочтите слоги по таблице и составьте слова.

3. Чтение рассказа М. Пляцковского «Сердитый дог Буль».
– Прочтите название рассказа.
– Кто автор этого произведения?
– Какие породы собак вы знаете?
– Что вы знаете о доге?
– Рассмотрите иллюстрации.
– Как вы думаете, о ком это произведение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
под-зы-ва-ет – подзывает
не у-ку-сишь – не укусишь
ос-та-но-вил-ся – остановился
Мар-ме-ла-дик – Мармеладик
по-лу-ча-ет-ся – получается
кро-шеч-но-го – крошечного
сла-бень-ко-го – слабенького
кры-лыш-ка-ми – крылышками
Далее учащиеся читают рассказ вслух по цепочке.
4. Анализ произведения.
– Назовите героев рассказа.
– Как звали утёнка?
– Как звали дога?
– Как дог Буль показывал свою силу?
– О чем спросил дог утёнка?
– Назовите друзей утёнка.
– Прочтите, над чем задумался дог Буль?
– Какой совет догу дал утёнок? Прочтите.
5. Работа в парах.
– Подготовьте выразительное чтение рассказа по ролям.
– Как с помощью голоса можно показать размер и силу героев рассказа?
Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, Туловище влево-вправо.
Больше спать не захотел, Туловище вперед, назад.
Шевельнулся, потянулся, Руки вверх, потянуться.
Взвился вверх и полетел. Руки вверх, влево, вправо.
Солнце утром лишь проснется –
Бабочка кружит и вьется. Покружиться.
IV. Продолжение изучения нового материала.
1. Чтение рассказа Д. Тихомирова «Мальчики и лягушки».
– Прочтите название рассказа.
– Кто автор этого произведения?
– Как вы думаете, о ком оно?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
у-ви-да-ли – увидали
на-бра-ли – набрали
при-ня-лись – принялись
вы-су-ну-лась – высунулась
пе-ре-стань-те – перестаньте
ра-зум-на-я – разумная
– Объясните значение этих слов:
Шалун – проказник.
Забава – развлечение.
Разумная – обладающая разумом.
– Прочтите самостоятельно рассказ.
– Где играли мальчики?
– Кого они увидели в пруду?
– Для чего мальчики набрали камней?
– Прочтите, с какой просьбой обратилась к мальчикам лягушка.
– Чему учит этот рассказ?
– Почему автор использует выражение «злая забава»? Что обозначает это выражение?
2. Чтение рассказа Д. Тихомирова «Находка».
– Прочтите название рассказа.
– Кто автор этого произведения?
– Объясните значение слова «находка».
Находка – найденная вещь.
– Как вы думаете, о чём это произведение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
спу-сти-лся – спустился
кро-шеч-но-го – крошечного
жа-лоб-не-е – жалобнее
сле-пень-кий – слепенький
смор-щи-лась – сморщилась
вы-про-сил – выпросил
ты-чет-ся – тычется
мор-доч-кой – мордочкой
под-ру-жил-ся – подружился
– Объясните значение этих слов:
Овраг – глубокая длинная впадина на поверхности земли.
Черепок – маленькое блюдце из глины.
Заранее подготовленные учащиеся читают произведения.
– От чьего имени написано произведение?
– Где мальчик нашёл щенка?
– Прочтите, как выглядел щенок.
– Почему щенок перестал плакать?
– Куда мальчик принёс щенка?
– Прочтите строки, в которых описывается, как кормили щенка.
– Какую кличку дали щенку? Объясните почему.
– Как вы думаете, почему щенок полюбил своего хозяина?
3. Пересказ рассказа Д. Тихомирова «Находка».
– Сколько частей в тексте?
– С чего начинается рассказ?
– Прочтите его первую часть.
– Как её можно озаглавить?
– Прочтите вторую часть.
– Как её можно озаглавить?
– Прочтите третью часть. Озаглавьте её.
Запись плана на доске:
1. Находка.
2. Забота.
3. Благодарность.
– Подготовьте пересказ по плану.
4. Игры Деда Буквоеда.
Игра «Звездочёт».

– За какой планетой наблюдает звездочёт? Подскажет звезда. Её пять лучей соединят нужные буквы. Самое трудное – угадать, с какой буквы начать.
V. Итог урока. Рефлексия.
– С какими произведениями мы познакомились на уроке?
– Чему учат эти рассказы?
Внеурочная деятельность: пересказать понравившееся произведение.