Выступление на районном метод объединении по теме: Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования


Выступление на районном метод объединении
по теме: Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образованияСистема оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Её основными функциями являются:
ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществлять регулирование системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов
В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой программы, предмета, курса.
Планируемые результаты освоения программы начального образования по отдельным учебным предметам представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и моделей инструментария. Они представлены в традиционной структуре школьных предметов (математики, русского языка, чтения, окружающего мира) и ориентируют учителя как в ожидаемых учебных достижениях выпускников начальной школы и объеме изучаемого учебного материала по отдельным разделам курсов, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса в начальной школе
Система оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школы, в частности предполагает: (вынесла в памятку)
1. включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
2. использование критериальной системы оценивания;
3. использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:
как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;
4.субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки;
5.интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);
6.самоанализ и самооценку обучающихся;
7.оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения;
8.разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации; как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;
В основе системы оценки планируемых результатов лежит интеграция следующих образовательных технологий
технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения,
технологий, основанных на создании учебных ситуаций,
технологий, основанные на реализации проектной деятельности,
информационных и коммуникационных технологий обучения.
Таким образом, система оценивания направлена на получение информации, позволяющей учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешность собственной педагогической деятельности.
Система оценки знаний по предметам включает:
1.Внутреннюю оценку (оценка осуществляемая учениками, учителями, администрацией).
2.Внешняя оценка (осуществляемая внешними по отношению к школе службами)
В системе оценивания в начальной школе используются преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой;
При помощи внутренней системы оценивания учитель сумеет ответить на вопросы: происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к углублению своих знаний? Т.е.Личностный результат. Система оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки: во-первых, в ходе внешних не персонифицированных (не выделенный одному, общий) мониторинговых исследований психологами, логопедами, социальными педагогами, т. е. специалистами, обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.
Так как объектом оценки личностных результатов являются сформированные у уч-ся УУД (т.е. умения учиться), включаемые в 3 основных блока: самоопределение (способность адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности), смыслообразование (понимание того, «что я знаю», «что не знаю» и стремление к преодолению этого разрыва), нравственно-этическая ориентация (знание основных моральных норм, ориентация на их выполнение) для мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе взяли программу составленную на основе методического пособия под редакцией А.Г. Асмолова «Как проектировать УУД в нач.школе» (результаты заносили в оценочные листы - 5 штук)
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать (несколько видов портфолио в произвольном виде, используемых в нашей школе). Портфель достижений считается наиболее адекватным методом интегральной (накопительной) оценки, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности; (портфолио Холодиловой Анастасии )Состав портфолио:
1)    подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами (в рамках обсуждаемых предметов) могут быть, как показывают приводимые выше описания различных учебных задач и ситуаций, учебных и проверочных материалов, как минимум следующие:
выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку;
дневники читателя ( + тетрадь по чтению с творческими работами);
выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);
2)   систематизированные материалы текущей оценки:
отдельные листы наблюдений;
оценочные листы и материалы выполнения отдельных видов работ;
результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;
выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;
3)   материалы итогового тестирования и результаты выполнения итоговых комплексных работ.
Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его вне учебной и досуговой деятельности (грамоты, сертификаты и т.д.)
Обобщение: Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
При помощи внутренней системы оценивания учитель также сумеет ответить на вопросы: Совершенствуют ли учащиеся полученные умения и навыки, обнаруживают ли дети умение работать как индивидуально, так и способность к совместной учебной деятельности? Т.е. Мета предметный результат. Оценка метапредметных результатов предполагает оценку УУД (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. Иными словами Система оценки мета предметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться, проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, итоговые проверочные работы, комплексные работы на меж предметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру, технологии и другим предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.( Результат был хорошо виден на итоговой аттестации)
Оценка предметных результатов – это оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру (дидактические тетради по аттестации)
Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания фиксируются и учитываются при определении итоговой оценки. (мои оценочные листы по каждому предмету и комплексной работе).

Внешняя оценка:
(Ханты-Мансийская аттестационная работа за первое полугодие. Ханты-Мансийская и Челябинская аттестационные работы в конце учебного года), учебное проектирование (Челябинская аттестационная работа, Московская аттестационная работа для группы, которая участвовала в апробации), мониторинг сформированности основных учебных умений (листы оценивания). (задания в Ханты-Мансийской и Челябинской аттестационных работах).
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на меж предметной основе). При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения мета предметными действиями.
На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:
Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы как минимум с оценкой «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.
Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.
Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее, чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.
Рекомендации: для того, чтобы обеспечить качество образования в соответствии с требованиями ФГОС на выходе из начальной школы, необходимо охватывать все стороны оценочной деятельности в течение четырёх лет обучения.
1.Памятка для участников РМО «Различные виды оценки»
по теме «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования»
В системе оценивания используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам:
внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме не персонифицированных процедур – мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).
субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.
разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.
самоанализ и самооценка обучающихся.
2. Памятка для участников РМО «Условия, средства, методы и формы оценивания образовательных результатов, используемые в учебно-воспитательном процессе»
по теме «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования»
Особенности системы оценивания Объект оценивания
ЗУН, познавательные, регулятивные результаты  личностные результаты
Форма Персонифицированная количественная оценка Персонифицированная/не персонифицированная качественная оценка
Средства фиксации результатов оценки Листы достижений, классные журналы, справки по результатам внутри школьного контроля Дневники наблюдения учителя (классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога)
Характеристики обучающихсяСпособ (поэтапность процедуры) Тематические контрольные работы, тестовый контроль, диагностические работы, задания частично-поискового характера Проектная деятельность, участие в общественной жизни класса, портфолио, задания творческого характера
Условия эффективности системы оценивания Систематичность, личностно-ориентированность, позитивность – основные постоянные принципы современной оценочной деятельности педагога
3.Памятка для участников РМО «Состав портфолио»
по теме «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования»
1)    подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами (в рамках обсуждаемых предметов) могут быть, как показывают приводимые выше описания различных учебных задач и ситуаций, учебных и проверочных материалов, как минимум следующие:
выборка работ из «Папки письменных работ» по русскому языку;
дневники читателя;
выборка работ по проведенным ребенком в ходе обучения мини-исследованиям и выполненным проектам (по всем предметам);
2)   систематизированные материалы текущей оценки:
отдельные листы наблюдений;
оценочные листы и материалы выполнения отдельных видов работ;
результаты стартовой диагностики (на входе, в начале обучения) и результаты тематического тестирования;
выборочные материалы самоанализа и самооценки учащихся;
3)   материалы итогового тестирования и результаты выполнения итоговых комплексных работ.
Кроме того, в портфолио могут быть включены и иные документы, характеризующие ребенка с точки зрения его вне учебной и досуговой деятельности (грамоты, сертификаты и т.д.)